Большинство ВКР бакалавров, специалистов и магистров строится на основе смешанного теоретико-эмпирического исследования. Его описание подчиняется четкой логике изложения: во введении обозначается проблема и пути ее решения, в первой главе дается теоретическое обоснование задач и выбора методов изысканий, а практическая часть дипломной работы посвящается анализу и обобщению конкретных результатов, полученных студентом, или более детальному рассмотрению намеченных во вступлении и теоретической главе тезисов.
Содержание
Что такое практическая часть диплома
Вторая, реже третья, практическая глава ВКР представляет собой подробный анализ исходных данных, во время которого надо выявить суть проблемы заявленного предмета исследования, предложить эффективные, научно обоснованные пути ее решения, как вариант – обстоятельно аргументировать выдвинутую гипотезу. В этой части работы, которая также может называться и, по сути, быть аналитической, студент проявляет умение на практике свободно и уместно применять теоретические знания, оперировать ими для получения прикладных (пусть даже и в академической сфере) результатов.
Центральная проблема исследования в зависимости от его характера решается тремя способами:
- в контексте реальной производственной ситуации базового предприятия на основе анализа собранных автором в ходе практики материалов;
- с помощью обработки экспериментально полученных результатов;
- на базе детального рассмотрения, сопоставления и осмысления предварительно отобранных фактических данных или идей других исследователей, занимавшихся разработкой темы.
Основа практической части в дипломе – конкретные данные о предмете и объекте исследования. Для студентов-бухгалтеров или экономистов – это отчетность компании, для журналистов – выпуски печатных или цифровых изданий, видеоматериалы, для юристов – случаи из судебной практики, законодательные акты и т. д.
Что писать в практической части диплома
Конкретное содержание практической главы зависит от типа дипломной работы, которая может быть:
- эмпирической – основанной на обработке и толковании материалов опытно-экспериментального или прикладного исследования, специально проведенного автором для подтверждения предложенной во введении гипотезы;
- теоретической – базирующейся на оценочном анализе сведений, содержащихся в научных источниках, который служит фундаментом для изложения собственных, оригинальных, а возможно, идущих в разрез с общепринятой точкой зрения взглядов автора на рассматриваемую проблему;
- комбинированной – объединяющей первые два похода к исследованиям и четкой структурированной на две части: теоретическую и практическую, в которой сведения, почерпнутые из научных источников, подтверждаются личными эмпирическими исследованиями автора;
- проектной – представляющей собой разработку, предназначенную для внедрения в практику.
Эмпирические исследования
К этому типу могут относиться и расчетно-графические работы или предметные исследования, предполагающие, к примеру, разработку физической модели или решение определенной математической задачи – трудоемкое настолько, чтобы хватило материала на целую практическую часть диплома.
Теоретические
Если ВКР не что иное, как теоретико-аналитическое изыскание, то во втором разделе развивается начатое в первой главе исследование. В этом случае практическая часть диплома – это лежащее в русле темы работы углубленное продолжение анализа проблемы с опорой на инструментарий теоретической базы (перечисленные во введении методы). Это может быть сопоставление и подробное рассмотрение взглядов разных ученых и авторов с целью обоснования собственной точки зрения, которая будет продемонстрирована в выводах по главе и всей работе.
Сугубо теоретические исследования подразделяются на три основных вида:
- исторические (посвященные обзору и ретроспективе вопроса любой отрасли науки, а не только изучению хронологических событий и фактов);
- описательные;
- методологические.
Для каждого из них характерен определенный подход к обработке материала.
Тип исследования | Содержание практической части дипломной работы |
---|---|
Историческое |
|
Описательное |
Доля аналитики присутствует в авторских обобщениях, оценках. Даже малоизвестные сведения, обнаруженные, например, в архивах, недостаточно просто воспроизвести – надо проанализировать степень их достоверности и сделать на основании изложенных фактов итоговые выводы. |
Методологическое |
Сравнение различных методов исследований и разработка абсолютно новых методологических баз. |
Комбинированные
Начать практическую часть в дипломе такого типа стоит с перечисления обозначенных во введении и задач. Затем предложить пути их решения и описать результаты применения разработок. В качестве подтверждения эффективности методик приводятся систематизированные с помощью таблиц, графиков, диаграмм данные экспериментов, наблюдений, а также иллюстрации и справки о внедрении.
Проектные
Обычно такие работы пишут будущие инженеры, технологи, архитекторы, чтобы предложить способы совершенствования предмета исследования или с нуля разработать самостоятельный проект. В этом случае основную долю практической части диплома составляют чертежи.
Если защищается без пяти минут педагог или психолог, центральным материалом второй главы могут стать предложения по внедрению теоретических идей в сферу профессиональной деятельности или разработка полноценной коррекционной, оценочной, диагностической методики, тренинга.
Как писать
Несмотря на разнообразие типов исследований, практическая часть в дипломной работе всегда должна быть связана с теоретической и являть собой описание хода реализации задач, обозначенных во введении. Упрощенно вторая глава – это презентация программы действий, представление этапов исследования и анализ данных, полученных в результате его проведения.
Структура
Стандартный план написания практической части в дипломе должен быть примерно таким:
- цель и задачи;
- задействованные методы;
- описание опыта (сути исследования);
- обработка данных;
- выводы.
Как правило, сначала излагается проблемная ситуация, затем дается характеристика предмета исследования, объясняется выбор рабочих методов, после этого детализируются мероприятия, направленные на улучшение существующего положения дел, в завершение делаются выводы и вносятся предложения.
Каждый параграф завершает краткий (один-два абзаца) вывод, в конце всей практической части подводятся общие итоги, в которых делается акцент на подтверждении изначальной гипотезы. Если вдруг случилось так, что она рассыпалась, как карточный домик, лучше не подгонять под нее имеющиеся результаты. Эта нехитрая манипуляция будет квалифицирована как банальная фальсификация, что ничем хорошим не закончится. Разумнее подкорректировать исходное предположение.
Завершить практическую часть диплома логично предложением по использованию ее материалов и итогов.
Источники информации
Основа второй главы – информация об объекте исследования, которая обязательно должна соответствовать одновременно шести критериям:
- достоверность;
- полнота;
- показательность;
- объективность;
- новизна;
- проверяемость.
Как правило, практическая часть пишется на основании материалов, которые студент собрал во время производственной практики или получил в результате специально проведенных для дипломного исследования опытов или экспериментов. Дополнением могут служить данные, полученные в научных экспедициях, извлеченные из ответов респондентов на вопросы анкет и т. д.
Оформление
Основная сложность в оформлении практической части дипломной работы заключается в обилии таблиц, схем, графиков, чертежей и других видов иллюстраций. Чтобы с честью выйти из испытания формализмом, ориентироваться надо в первую очередь на методические рекомендации кафедры. Все вузовские инструкции составляются на основе ГОСТов 7.32-2001, 7.9-95, ЕСКД, ЕСПД, ЕСТД, СПДС, поэтому в случае отсутствия конкретного руководства к действию, можно смело опираться на единые государственные стандарты.
В идеале число задач, прописанных во введении, соответствует количеству параграфов практической части диплома, которая должна иметь название, точно отражающее суть проведенного для ее написания исследования.
Каждый подраздел, как и в остальной работе, начинается с новой страницы.
Пример практической части диплома
Получить более полное представление о том, что должно быть в практической части диплома и как она может выглядеть, помогут примеры работ по:
Итак, практическая часть дипломной работы должна доходчиво раскрыть смысл идеи студента, обосновать предложения автора. Даже если у комиссии возникнут претензии к теоретической главе, безупречно выполненный анализ данных и конструктивные рекомендации выпускника гарантируют успешную защиту.
Часто задаваемые вопросы
Что такое практическая часть дипломной работы?
Это раздел, где автор демонстрирует реализацию теоретических знаний на практике, применяя их к конкретной ситуации или задаче.
Обязательно ли включать практическую часть в диплом?
Да, она является одним из ключевых компонентов работы. Показывает, как студент может применить полученные теоретические знания.
Каков ее объем?
Объем практической части зависит от требований вашего учебного заведения и специфики исследования. Обычно это 30-50% от общего размера.
Как связать теоретическую и практическую части работы?
Теоретическая часть формирует основу и предоставляет инструменты для анализа, которые вы затем применяете в практической части. Описывая результаты практической части, ссылайтесь на теоретические концепции, представленные ранее.