Профессия логиста входит в десятку наиболее востребованных в ближайшем будущем – ведь такие специалисты обеспечивают жизнедеятельность людей. Благодаря им мы пьем бразильский кофе, наслаждаемся вкусом эквадорских бананов и ничуть не задумываемся о том, как они оказались на прилавках наших магазинов. Неудивительно, что искусству логистики обучают в довольно большом количестве вузов, а трудоустройство выпускников факультетов достигает 100 %.
О профессии
Любому предприятию, занятому торговлей, производством, предоставлением услуг, нужны логисты – люди, следящие за тем, чтобы товар дошел до покупателя в определенный момент и в хорошем состоянии. Их работа на первый взгляд довольно простая, но, чтобы не затерять вверенный груз в «складской пучине» и вовремя доставить его к месту назначения через возможные «баррикады», нужно тщательно спланировать цепочку «отправитель – перевозчик – получатель».
Для этого придется общаться с огромным числом людей, проверять множество документов и сверять немалое количество цифровой информации, вести архивы и бесконечно заносить данные в компьютер, а также подыскивать транспорт, складировать товар (нередко – искать затерянный). И, конечно же, надо быть готовым быстро принимать решения при любых обстоятельствах. Ведь ситуация, когда отправленный по всем правилам товар почему-то задержали на границе, случается независимо от того, в отпуске логист или на работе.
Куда поступать
В России понятие «логистика» появились совсем недавно. В СССР эти функции выполняли снабженцы. Позже, когда процессы нашей жизни усложнились, поставки как вид деятельности выделили в отдельную профессию, но и тогда в нее приходили люди с опытом, но без профильного образования – грузчики, экспедиторы и кладовщики.
Некоторые работодатели и сейчас считают, что главный учитель профессионала – это сама жизнь. Да и чего греха таить – хотя логистика и значится в перечнях программ примерно 200 российских вузов, в большинстве из них делают лишь первые шаги в подготовке этих специалистов (сами учатся учить) и дают только весьма общие, фундаментальные представления о профессии. Однако без них новичку будет сложно сориентироваться, с чего начинать деятельность в этой сфере. Тем более что в современной логистике сформировалось несколько направлений, а вузовское образование «вобрало» в себя теоретические основы всех существующих специализаций.
Тем же, кто уже работал в этой области и накопил определенный опыт, также не помешает расширить свои знания на курсах в бизнес-школах. Они действуют при многих институтах, в том числе лидирующих в подготовке специалистов сферы логистики.
Вузы
Отдельные образовательные программы для подготовки логистов в высшей школе РФ появились относительно недавно. Поэтому в качестве варианта для поступления прежде всего следует рассматривать учебные заведения, которые уже успели накопить определенный опыт в подготовке специалистов для этой сферы.
В первую очередь это вузы, включенные в эксперимент по открытию новой отдельной специальности «логистика», проведенный Минобрнауки России в 2000–2006 гг.:
- НИУ ВШЭ;
- ГУУ;
- РЭУ им. Г. В. Плеханова;
- СПбГЭУ;
- РГЭУ (РИНХ) (г. Ростов-на-Дону);
- МГТУ им. Баумана;
- РХТУ им. Д. М. Менделеева;
- МАДИ.
Позже, в 2006–2009 гг. география подготовки по новой специальности расширилась, и лицензию на обучение логистов получили еще полтора десятка вузов, в числе которых большинство институтов транспорта (РУТ (МИИТ), ОмГУПС, РГУПС, СГУПС, УрГУПС, СибАДИ), но были и учебные заведения других профилей:
- КНИТУ – технологический университет, г. Казань;
- НГАУ – аграрный университет, г. Новосибирск;
- ОрелГТУ – технический университет, г. Орел (сейчас он вошел в состав ОГУ им. Тургенева);
- СГЭУ – экономический университет, г. Самара;
- СГТУ им. Гагарина – технический университет, г. Саратов;
- СибГУ – аэрокосмический университет, г. Красноярск (сейчас это СибГУ науки и технологий им. Решетнева).
В 2009 г., при переходе на двухуровневую систему образования, включающую бакалавриат и магистратуру, логистика перестала быть самостоятельной специальностью и получила статус одного из профилей подготовки бакалавров в направлении «Менеджмент». Однако вузы, первыми выпустившие дипломированных логистов, успели за это время адаптировать учебные планы под запросы самых разнообразных фирм-работодателей и теперь лидируют в подготовке специалистов этой области деятельности.
Новый профиль, ориентированный на подготовку кадров для управления системой поставок, движением финансовых потоков и даже информации, приобрел немалую популярность среди будущих студентов, а количество институтов и университетов, разработавших соответствующие программы, увеличилось на порядок. Сегодня сложно провести исчерпывающий обзор всех вузов с логистикой в программах подготовки – их около двух сотен в разных регионах страны, тем не менее рейтинговые высшие учебные заведения, перечислить можно.
Позиция в сводном рейтинге* Интерфакс | Вузы, в которых можно получить специальность логиста | Годовая стоимость очного обучения, тысяч рублей | |
---|---|---|---|
9–10 | КФУ | Казанский (Приволжский) ФУ** | 144 |
12 | МИСиС | Московский институт стали и сплавов | 196 |
13 | УрФУ им. Ельцина | Уральский ФУ им. Б. Н. Ельцина | 175 |
25 | СПГУ | Питерский горный университет | 130/семестр |
35 | СКФУ | Северо-Кавказский ФУ (г. Ставрополь) | 109 |
43 | РГУ им. Косыгина | Косыгинский университет | 198 |
56 | КубГУ | Кубанский ГУ** | 109 |
61–62 | РУТ (МИИТ) | Российский университет транспорта | 158,5 |
69 | ОГУ им. Тургенева | Орловский ГУ | 104,3 |
86 | ТИУ | Тюменский индустриальный университет | 162,5 |
95–96 | МГТУ им. Носова | Магнитогорский технический университет | 121,1 |
165–171 | КнАГУ | Комсомольский-на-Амуре ГУ | 43,2 |
191 | АмГУ | Амурский ГУ | 134,1 |
198–206 | ЧелГУ | Челябинский ГУ | 111 |
237 | ПГУ | Пятигорский ГУ | 71 |
304–306 | ВСГУТУ | Восточно-Сибирский ГУ технологий и управления (г. Улан-Удэ) | 103 |
* В категории «Технические науки, технологии, инженерное дело». Отдельного ранжирования для направления «экономика», к которому было бы справедливее отнести логистику, в рейтинге «Интерфакса» нет.
** ФУ – федеральный университет.
*** ГУ – государственный университет.
В качестве информации к размышлению о позициях вузов во всевозможных рейтингах: Координационный совет по логистике – первая и на сегодня крупнейшая российская организация, которая занимается научно-практическими исследованиями в сфере цепей поставок, аудитом и оптимизацией логистической системы компаний из списка Forbes-200, разрабатывает ГОСТы и в целом координирует работу всей отрасли – был создан в 1997 году по инициативе нескольких российских вузов. В числе «отцов-основателей» КСЛ:
- МАДИ;
- МГУПС (сейчас – РУТ (МИИТ);
- МГТУ им. Баумана;
- СГТУ им. Гагарина;
- МХТУ им. Менделеева;
- Петербургская морская академия (сейчас ГУМРФ им. Макарова – Госуниверситет речного и морского флота);
- ВолгГТУ;
- ТвГТУ – Тверской технический университет;
- СевКавГТУ (сейчас вуз вошел в состав СКФУ);
- ХГТУ, Хабаровский технический университет (сегодня это ТОГУ – Тихоокеанский технический госуниверситет);
- ДВГМА, Дальневосточная морская академия (сейчас МГУ им. Невельского – Морской государственный университет, Владивосток);
- НИСИ – Новосибирский инженерно-строительный институт (сегодня это НГАСУ Сибстрин).
Занимаясь изучением и преподаванием грузоперевозок и созданием цепочек поставок более четверти века, эти учебные заведения накопили богатый ценный опыт и сформировали собственные научные школы. Если бы авторитетные рейтинговые агентства ранжировали только вузы логистики, вероятнее всего, именно эти институты и университеты вошли бы в топ.
Факультеты и специальности
По роду деятельности специалисту-логисту нужны глубокие знания производственных, транспортных, торговых, складских, снабженческо-сбытовых процессов и технических средств, которые в них задействуются. Он должен хорошо разбираться в таможенном деле и экономике, знать нюансы обмена информацией в базах данных.
Комплекс этих знаний можно получить, обучаясь по образовательной программе «Логистика и управление цепями поставок». Такой курс подготовки есть в 74 вузах, например:
- НИУ ВШЭ (в Москве и Питере);
- СПбГУПТД;
- ГУУ;
- РУТ (МИИТ);
- МАДИ;
- УГАТУ (г. Уфа);
- ТОГУ (г. Хабаровск);
- ТГУ (г. Тольятти);
- ВГТУ (г. Воронеж);
- ЧелГУ;
- УрГЭУ;
- ПсковГУ и др.
В большинстве университетов программа предлагается в рамках направления «Менеджмент», но может преподаваться и в русле других. В КФУ, например, это профиль специальности «торговое дело», в ТИУ и КнАГУ – «технологии транспортных процессов».
Есть и узкоспециализированные программы с акцентом на определенных аспектах логистической деятельности или сочетающие изучение логистики и смежных с ней сфер. В этом случае нужная специализация может относиться к самым разнообразным направлениям и изучаться на разных отделениях:
- в ГУУ – в институте транспорта и логистики,
- в СГУ – на юридическом факультете;
- в МАДИ – на факультете логистики и общетранспортных проблем;
- в РУДН – в инженерной академии;
- в СПбГУЭФ – на общеэкономическом факультете.
Учебные заведения | Направление подготовки | Программа подготовки логистов |
---|---|---|
РАНХиГС | Торговое дело | Логистика в торговой деятельности |
РУДН | Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов | Логистика автомобильных перевозок |
МГТУ им. Баумана | Инноватика | Промышленная логистика |
УрФУ | Менеджмент | Маркетинг и логистика в коммерции |
ПГУ (Пятигорск) | Бизнес-информатика | Информационные технологии в бизнесе и логистике |
СибГУ | Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств | Транспортная логистика леса |
ОмГУПС | Технология транспортных процессов | Логистика и менеджмент на транспорте |
РУТ (МИИТ) |
Технология транспортных процессов |
Цифровой транспорт и логистика |
ВГУЭС (Владивосток) | Торговое дело | Международная логистика и управление поставками |
РГУ им. А. Н. Косыгина | Информатика и вычислительная техника | Информационные технологии в логистике |
АГТУ (Астрахань) | Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства | Управление водными и мультимодальными перевозками |
Работать логистом можно и после окончания вуза по программам «Таможенное дело», «Таможенная логистика», «Организация перевозок и управление на транспорте (водном, железнодорожном, воздушном, автомобильном)».
Правила приема
Ключевой набор предметов ЕГЭ для участия в конкурсном отборе в вузы на специальности, связанные с логистикой, – математика (профиль), русский язык и обществознание. Некоторые вузы (например, НИУ ВШЭ и РЭУ им. Плеханова) также требуют результаты экзаменов по иностранному языку, другие и реже – информатику и КТ или физику (в частности МГТУ им. Баумана, где логистику изучают в рамках специальности «инноватика», связанной с разработкой программного обеспечения).
Но даже если английский язык среди обязательных для поступления предметов на сайте вуза не заявлен, его все равно стоит подтянуть до разговорного уровня – чтобы в будущем не оказаться вне профессии. Крупные российские компании ведут товарооборот (которым, по сути, и управляют логисты) в системе экспорт-импорт, а потому тесно сотрудничают с иностранными партнерами, соответственно, работников набирают из числа знающих английский язык.
Поступить в институт логистики на бесплатное отделение довольно сложно – госзаказ по направлению небольшой и распределяют его преимущественно между вузами, лидирующими в этой сфере образования. Так, в приемную кампанию 2019/2020 количество бюджетных мест по логистическому направлению было следующим:
- НИУ ВШЭ – 50;
- РЭУ им. Г. В. Плеханова – 24;
- ГУУ – 9;
- РАНХиГС – 16;
- МАДИ – 11.
В региональных учебных заведениях госзаказ на этих специалистов еще меньше, и зачастую на единичные бесплатные места претендует сотня желающих. Например, в НГУЭУ (г. Новосибирск) в 2019/2020 г. на 5 мест госзаказа по профилю «Логистика и управление цепями поставок» было подано 545 заявлений, конкурс составлял 108 человек на место.
Возможно, в скором времени ситуация с выделением бюджетных мест региональным вузам изменится – в планах правительства поддержка нестоличной высшей школы. Но пока поступить на бюджет, чтобы изучать логистику, непросто, и проходной порог высокий во всех регионах.
Проходной балл на бюджетное отделение по направлению «Логистика» в вузах России | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
НИУ ВШЭ | РЭУ | ГУУ | РУДН | РАНХиГС | МАДИ | РХТУ им. Менделеева | СПбГУ | СПбГЭУ | НГУЭУ | УрФУ | УрГЭУ |
270 | 320 | 245 | 240 | 260 | 196 | 236 | 265 | 245 | 231 | 240 | 240 |
Большинству абитуриентов все же придется рассматривать вариант платного образования. В столице оно недешевое, – в НИУ ВШЭ, например, годовая стоимость обучения по программе «Логистика и управление цепями поставок» составляет 400 тыс. руб. Но есть и более доступные варианты. В ГУУ, МГАВТе, МАДИ, Российском университете транспорта (РУТ МИИТ) студенты платят 158–202 тыс. в год, причем отличникам учебы здесь нередко предоставляют скидки. В региональных вузах стоимость обучения почти вдвое дешевле.
Бизнес-школы
Школы бизнеса бывают частными и государственными, последние обычно входят в структуру крупных вузов. Те и другие реализуют образовательные программы, сочетающие лекционные курсы с практической работой. Рассчитаны они на слушателей с наличием диплома бакалавра и управленческим опытом, которые желают расширить свои практические навыки в управлении компанией или «нарастить» дополнительные компетенции в определенной сфере.
В бизнес-образовании есть несколько основных программ:
- MBA – своего рода повышение квалификации для руководителей среднего или высшего звена;
- DBA – примерно то же, но уже для госчиновников и топ-менеджеров;
- профессиональная переподготовка для расширения навыков в своей сфере деятельности;
- Mini MBA, MIM, бизнес-магистратура – для недавних выпускников вузов, которые не имеют особого профессионального опыта, но желают его приобрести, чтобы облегчить трудоустройство.
Наибольшей популярностью пользуются программы MBA, которые бывают дженералистскими (для руководителей любой сферы экономики) и отраслевыми. Среди узкоспециализированных есть варианты и для логистов.
Зарубежные MBA-программы по логистике условно разделяют на два вида:
- по типам поставок – по морю, воздуху или суше. Слушатели изучают особенности перевозок на разных видах транспорта, разбирают особенности международного документооборота и учатся вести коммерческую переписку, осваивают тонкости межкультурной деловой коммуникации;
- по функциям логиста – управление цепями поставок, их планирование, контроль качества. Студентов этого направления знакомят с организацией взаимодействия подразделений одной компании, жизненными циклами товаров разных категорий, учат контролировать исполнение поставок.
Набор изучаемых дисциплин полностью зависит от профиля логистики. Например, «морские» специалисты изучают экономику и менеджмент портов и грузоперевозок по воде, организацию цепей поставок. Будущих авиаперевозчиков знакомят с управлением аэропортами, стратегией и организацией воздушных транспортировок в авиабизнесе. В учебных планах функциональных логистов преобладают предметы, связанные с менеджментом: финансовый анализ; организация цепей поставок и их транспортные особенности; управление складскими предприятиями; специализированный логистический менеджмент.
Ввиду относительной новизны профессии в России отечественные программы MBA по логистике носят более всеобъемлющий характер и направлены на изучение общих аспектов организации и управления логистическими операциями. Курсы построены преимущественно на математических дисциплинах, в том числе на изучении анализа данных, и реализуются в основном столичными образовательными центрами, действующими на базе ведущих экономических вузов. Варианты таких курсов и их стоимость представлены ниже.
Варианты программ по логистике | Бизнес-школа | Сроки учебы, месяцы | Полная стоимость, тысяч рублей |
---|---|---|---|
Стратегическая логистика | МИРБИС | 19–22 | 610–720 |
Логистика и управление цепями поставок в цифровой экономике | МЦЛ НИУ ВШЭ | 26 | 580 |
Стратегическая логистика и бизнес-аналитика | |||
Топ-менеджер (логистика) | ИУРР РАНХиГС | 20 | 500 |
По всем направлениям логистики есть несколько форм обучения – очная, очно-заочная (вечерняя), модульная. При этом с заочниками и вечерниками работают примерно по тем же учебным планам, что и с очниками; платят они немного меньше, но, правда, и учатся они несколько дольше.
Зарплаты и перспективы трудоустройства
У выпускников вузов с логистическим образованием очень широкие возможности найти сферу практического приложения своих знаний. Выбирать есть из чего:
- экспедиторские и транспортные фирмы;
- торговые предприятия (например, работа завскладом сети магазинов цифровой и бытовой техники);
- производственные компании, транспортирующие свою продукцию;
- центры доставки (диспетчер-логист);
- сервисные центры;
- органы государственного управления, связанные с международными перевозками (TSL-сектор).
Список профессий, связанных с логистикой, очень большой: от кладовщика и профессионального водителя до планировщика цепочек поставок, экспедитора и менеджера ВЭД. Выбор конкретной должности во многом зависит от сферы интересов, и, конечно, предполагаемого заработка.
Больше всего получают работники логистических систем Тюменской области, – их усредненный заработок составляет 71 778 руб. (по данным Trud.com). Чуть меньше платят в Крыму (53 263 руб.) и Московской области (50 537 руб.). В среднем же по РФ стоимость труда логиста оценивают в 40–75 тыс. руб. Больше получают начальники логистических отделов крупных предприятий – 75–100 тыс. руб. в месяц. Те из них, кто отлично справляется с плановыми показателями, смело могут рассчитывать на премиальную прибавку, поднимающую доход до 150–200 тыс. В Москве и Питере есть вакансии логистов с окладом в 150 тыс. руб. Но бывают и гораздо более скромные предложения с зарплатой в 21 900 руб. Все зависит от региональной принадлежности компании, опыта и предполагаемых обязанностей соискателя. И, конечно же, на размер оплаты труда в немалой степени влияет образование по логистике, полученное в хорошем вузе.
Часто задаваемые вопросы (FAQ)
Что такое специальность "Логистика"?
Это направление обучения, которое занимается изучением процессов планирования, управления и контроля потоков товаров, информации и финансов от поставщика к потребителю.
В каких вузах России можно получить образование?
В России многие вузы предлагают программы по логистике. К ним относятся МГУ, НИУ ВШЭ, СПбГУ и многие другие.
Какова продолжительность обучения по этой специальности?
Обучение по программе бакалавриата обычно длится 4 года, магистратура – 2 года.
Где могут работать выпускники после получения диплома?
Выпускники могут работать в транспортных и логистических компаниях, складах, торговых и производственных компаниях, а также в консалтинге и исследовательских учреждениях.
Каковы перспективы развития карьеры, после окончания вуза по логистике?
Логистика является важной и быстро растущей областью. Специалисты в этой области могут заниматься управлением, аналитикой, планированием и многими другими направлениями деятельности.