Специальность «логистика» в вузах России 2020

Морской грузовой порт

Профессия логиста входит в десятку наиболее востребованных в ближайшем будущем – ведь такие специалисты обеспечивают жизнедеятельность людей. Благодаря им мы пьем бразильский кофе, наслаждаемся вкусом эквадорских бананов и ничуть не задумываемся о том, как они оказались на прилавках наших магазинов. Неудивительно, что искусству логистики обучают в довольно большом количестве вузов, а трудоустройство выпускников логистических факультетов достигает 100 %.

О профессии

Любому предприятию, занятому торговлей, производством, предоставлением услуг, нужны логисты – люди, следящие за тем, чтобы товар дошел до покупателя в определенный момент и в хорошем состоянии. Их работа на первый взгляд довольно простая, но, чтобы не затерять вверенный груз в «складской пучине» и вовремя доставить его к месту назначения через возможные «баррикады», нужно тщательно спланировать цепочку «отправитель – перевозчик – получатель».

Для этого придется общаться с огромным числом людей, проверять множество документов и сверять немалое количество цифровой информации, вести архивы и бесконечно заносить данные в компьютер, а также подыскивать транспорт, складировать товар (нередко – искать затерянный). И, конечно же, надо быть готовым быстро принимать решения при любых обстоятельствах. Ведь ситуация, когда отправленный по всем правилам товар почему-то задержали на границе, случается независимо от того, в отпуске логист или на работе.

Куда поступать

В России понятие «логистика» появились совсем недавно. В СССР функции логистов выполняли снабженцы. Позже, когда процессы нашей жизни усложнились, поставки как вид деятельности выделили в отдельную профессию, но и тогда в нее приходили люди с опытом, но без профильного образования – грузчики, экспедиторы и кладовщики.

Некоторые работодатели и сейчас считают, что главный учитель логиста – это сама жизнь. Да и чего греха таить – хотя логистика и значится в перечнях программ примерно 200 российских вузов, в большинстве из них делают лишь первые шаги в подготовке этих специалистов (сами учатся учить) и дают только весьма общие, фундаментальные представления о профессии. Однако без них новичку будет сложно сориентироваться, с чего начинать деятельность в этой сфере. Тем более что в современной логистике сформировалось несколько направлений, а вузовское образование «вобрало» в себя теоретические основы всех существующих специализаций.

Тем же, кто уже работал в этой области и накопил определенный опыт, также не помешает расширить свои знания на курсах в бизнес-школах. Они действуют при многих институтах, в том числе лидирующих в подготовке специалистов сферы логистики.

Вузы

Отдельные образовательные программы для подготовки логистов в высшей школе РФ появились относительно недавно. Поэтому в качестве варианта для поступления прежде всего следует рассматривать учебные заведения, которые уже успели накопить определенный опыт в подготовке специалистов для этой сферы.

В первую очередь это вузы, включенные в эксперимент по открытию новой отдельной специальности «логистика», проведенный Минобрнауки России в 2000–2006 гг.:

  • НИУ ВШЭ;
  • ГУУ;
  • РЭУ им. Г. В. Плеханова;
  • СПбГЭУ;
  • РГЭУ (РИНХ) (г. Ростов-на-Дону);
  • МГТУ им. Баумана;
  • РХТУ им. Д. М. Менделеева;
  • МАДИ.

Позже, в 2006–2009 гг. география подготовки по новой специальности расширилась, и лицензию на обучение логистов получили еще полтора десятка вузов, в числе которых большинство институтов транспорта (РУТ (МИИТ), ОмГУПС, РГУПС, СГУПС, УрГУПС, СибАДИ), но были и учебные заведения других профилей:

  • КНИТУ – технологический университет, г. Казань;
  • НГАУ – аграрный университет, г. Новосибирск;
  • ОрелГТУ – технический университет, г. Орел (сейчас он вошел в состав ОГУ им. Тургенева);
  • СГЭУ – экономический университет, г. Самара;
  • СГТУ им. Гагарина – технический университет, г. Саратов;
  • СибГУ – аэрокосмический университет, г. Красноярск (сейчас это СибГУ науки и технологий им. Решетнева).

В 2009 г., при переходе на двухуровневую систему образования, включающую бакалавриат и магистратуру, логистика перестала быть самостоятельной специальностью и получила статус одного из профилей подготовки бакалавров в направлении «Менеджмент». Однако вузы, первыми выпустившие дипломированных логистов, успели за это время адаптировать учебные планы под запросы самых разнообразных фирм-работодателей и теперь лидируют в подготовке специалистов этой области деятельности.

Новый профиль, ориентированный на подготовку кадров для управления системой поставок, движением финансовых потоков и даже информации, приобрел немалую популярность среди будущих студентов, а количество институтов и университетов, разработавших соответствующие программы, увеличилось на порядок. Сегодня сложно провести исчерпывающий обзор всех вузов с логистикой в программах подготовки – их около двух сотен в разных регионах страны, тем не менее рейтинговые высшие учебные заведения, перечислить можно.

Позиция в сводном рейтинге* Интерфакс Вузы, в которых можно получить специальность логиста Годовая стоимость очного обучения, тысяч рублей
9–10 КФУ Казанский (Приволжский) ФУ** 144
12 МИСиС Московский институт стали и сплавов 196
13 УрФУ им. Ельцина Уральский ФУ им. Б. Н. Ельцина 175
25 СПГУ Питерский горный университет 130/семестр
35 СКФУ Северо-Кавказский ФУ (г. Ставрополь) 109
43 РГУ им. Косыгина Косыгинский университет 198
56 КубГУ Кубанский ГУ** 109
61–62 РУТ (МИИТ) Российский университет транспорта 158,5
69 ОГУ им. Тургенева Орловский ГУ 104,3
86 ТИУ Тюменский индустриальный университет 162,5
95–96 МГТУ им. Носова Магнитогорский технический университет 121,1
165–171 КнАГУ Комсомольский-на-Амуре ГУ 43,2
191 АмГУ Амурский ГУ 134,1
198–206 ЧелГУ Челябинский ГУ 111
237 ПГУ Пятигорский ГУ 71
304–306 ВСГУТУ Восточно-Сибирский ГУ технологий и управления (г. Улан-Удэ) 103

* В категории «Технические науки, технологии, инженерное дело». Отдельного ранжирования для направления «экономика», к которому было бы справедливее отнести логистику, в рейтинге «Интерфакса» нет.

** ФУ – федеральный университет.

*** ГУ – государственный университет.

В качестве информации к размышлению о позициях вузов во всевозможных рейтингах: Координационный совет по логистике – первая и на сегодня крупнейшая российская организация, которая занимается научно-практическими исследованиями в сфере цепей поставок, аудитом и оптимизацией логистической системы компаний из списка Forbes-200, разрабатывает ГОСТы и в целом координирует работу всей отрасли – был создан в 1997 году по инициативе нескольких российских вузов. В числе «отцов-основателей» КСЛ:

  • МАДИ;
  • МГУПС (сейчас – РУТ (МИИТ);
  • МГТУ им. Баумана;
  • СГТУ им. Гагарина;
  • МХТУ им. Менделеева;
  • Петербургская морская академия (сейчас ГУМРФ им. Макарова – Госуниверситет речного и морского флота);
  • ВолгГТУ;
  • ТвГТУ – Тверской технический университет;
  • СевКавГТУ (сейчас вуз вошел в состав СКФУ);
  • ХГТУ, Хабаровский технический университет (сегодня это ТОГУ – Тихоокеанский технический госуниверситет);
  • ДВГМА, Дальневосточная морская академия (сейчас МГУ им. Невельского – Морской государственный университет, Владивосток);
  • НИСИ – Новосибирский инженерно-строительный институт (сегодня это НГАСУ Сибстрин).

Занимаясь изучением и преподаванием логистики более четверти века, эти учебные заведения накопили богатый ценный опыт и сформировали собственные научные школы. Если бы авторитетные рейтинговые агентства ранжировали только вузы логистики, вероятнее всего, именно эти институты и университеты вошли бы в топ.

Факультеты и специальности

По роду деятельности специалисту-логисту нужны глубокие знания производственных, транспортных, торговых, складских, снабженческо-сбытовых процессов и технических средств, которые в них задействуются. Он должен хорошо разбираться в таможенном деле и экономике, знать нюансы обмена информацией в базах данных.

Комплекс этих знаний можно получить, обучаясь по образовательной программе «Логистика и управление цепями поставок». Такой курс подготовки есть в 74 вузах, например:

  • НИУ ВШЭ (в Москве и Питере);
  • СПбГУПТД;
  • ГУУ;
  • РУТ (МИИТ);
  • МАДИ;
  • УГАТУ (г. Уфа);
  • ТОГУ (г. Хабаровск);
  • ТГУ (г. Тольятти);
  • ВГТУ (г. Воронеж);
  • ЧелГУ;
  • УрГЭУ;
  • ПсковГУ и др.

В большинстве университетов программа предлагается в рамках направления «Менеджмент», но может преподаваться и в русле других. В КФУ, например, это профиль специальности «торговое дело», в ТИУ и КнАГУ – «технологии транспортных процессов».

Есть и узкоспециализированные программы с акцентом на определенных аспектах логистической деятельности или сочетающие изучение логистики и смежных с ней сфер. В этом случае нужная специализация может относиться к самым разнообразным направлениям и изучаться на разных отделениях:

  • в ГУУ – в институте транспорта и логистики,
  • в СГУ – на юридическом факультете;
  • в МАДИ – на факультете логистики и общетранспортных проблем;
  • в РУДН – в инженерной академии;
  • в СПбГУЭФ – на общеэкономическом факультете.
Учебные заведения Направление подготовки Программа подготовки логистов
РАНХиГС Торговое дело Логистика в торговой деятельности
РУДН Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов Логистика автомобильных перевозок
МГТУ им. Баумана Инноватика Промышленная логистика
УрФУ Менеджмент Маркетинг и логистика в коммерции
ПГУ (Пятигорск) Бизнес-информатика Информационные технологии в бизнесе и логистике
СибГУ Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств Транспортная логистика леса
ОмГУПС Технология транспортных процессов Логистика и менеджмент на транспорте
РУТ (МИИТ)

Технология транспортных процессов

Цифровой транспорт и логистика
ВГУЭС (Владивосток) Торговое дело Международная логистика и управление поставками
РГУ им. А. Н. Косыгина Информатика и вычислительная техника Информационные технологии в логистике
АГТУ (Астрахань) Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства Управление водными и мультимодальными перевозками

Работать логистом можно и после окончания вуза по программам «Таможенное дело», «Таможенная логистика», «Организация перевозок и управление на транспорте (водном, железнодорожном, воздушном, автомобильном)».

Правила приема

Ключевой набор предметов ЕГЭ для участия в конкурсном отборе в вузы на специальности, связанные с логистикой, – математика (профиль), русский язык и обществознание. Некоторые вузы (например, НИУ ВШЭ и РЭУ им. Плеханова) также требуют результаты экзаменов по иностранному языку, другие и реже – информатику и КТ или физику (в частности МГТУ им. Баумана, где логистику изучают в рамках специальности «инноватика», связанной с разработкой программного обеспечения).

Но даже если английский язык среди обязательных для поступления предметов на сайте вуза не заявлен, его все равно стоит подтянуть до разговорного уровня – чтобы в будущем не оказаться вне профессии. Крупные российские компании ведут товарооборот (которым, по сути, и управляют логисты) в системе экспорт-импорт, а потому тесно сотрудничают с иностранными партнерами, соответственно, работников набирают из числа знающих английский язык.

Поступить в институт логистики на бесплатное отделение довольно сложно – госзаказ по направлению небольшой и распределяют его преимущественно между вузами, лидирующими в этой сфере образования. Так, в приемную кампанию 2019/2020 количество бюджетных мест по логистическому направлению было следующим:

  • НИУ ВШЭ – 50;
  • РЭУ им. Г. В. Плеханова – 24;
  • ГУУ – 9;
  • РАНХиГС – 16;
  • МАДИ – 11.

В региональных учебных заведениях госзаказ на логистов еще меньше, и зачастую на единичные бесплатные места претендует сотня желающих. Например, в НГУЭУ (г. Новосибирск) в 2019/2020 г. на 5 мест госзаказа по профилю «Логистика и управление цепями поставок» было подано 545 заявлений, конкурс составлял 108 человек на место.

Возможно, в скором времени ситуация с выделением бюджетных мест региональным вузам изменится – в планах правительства поддержка нестоличной высшей школы. Но пока поступить на бюджет, чтобы изучать логистику, непросто, и проходной порог высокий во всех регионах.

Проходной балл на бюджетное отделение по направлению «Логистика» в вузах России
НИУ ВШЭ РЭУ ГУУ РУДН РАНХиГС МАДИ РХТУ им. Менделеева СПбГУ СПбГЭУ НГУЭУ УрФУ УрГЭУ
270 320 245 240 260 196 236 265 245 231 240 240

Большинству абитуриентов все же придется рассматривать вариант платного образования. В столице оно недешевое, – в НИУ ВШЭ, например, годовая стоимость обучения по программе «Логистика и управление цепями поставок» составляет 400 тыс. руб. Но есть и более доступные варианты. В ГУУ, МГАВТе, МАДИ, Российском университете транспорта (РУТ МИИТ) студенты логистического направления платят 158–202 тыс. в год, причем отличникам учебы здесь нередко предоставляют скидки. В региональных вузах стоимость обучения почти вдвое дешевле.

Бизнес-школы

Школы бизнеса бывают частными и государственными, последние обычно входят в структуру крупных вузов. Те и другие реализуют образовательные программы, сочетающие лекционные курсы с практической работой. Рассчитаны они на слушателей с наличием диплома бакалавра и управленческим опытом, которые желают расширить свои практические навыки в управлении компанией или «нарастить» дополнительные компетенции в определенной сфере.

В бизнес-образовании есть несколько основных программ:

  • MBA – своего рода повышение квалификации для руководителей среднего или высшего звена;
  • DBA – примерно то же, но уже для госчиновников и топ-менеджеров;
  • профессиональная переподготовка для расширения навыков в своей сфере деятельности;
  • Mini MBA, MIM, бизнес-магистратура – для недавних выпускников вузов, которые не имеют особого профессионального опыта, но желают его приобрести, чтобы облегчить трудоустройство.

Наибольшей популярностью пользуются программы MBA, которые бывают дженералистскими (для руководителей любой сферы экономики) и отраслевыми. Среди узкоспециализированных есть варианты и для логистов.

Зарубежные MBA-программы по логистике условно разделяют на два вида:

  • по типам поставок – по морю, воздуху или суше. Слушатели изучают особенности перевозок на разных видах транспорта, разбирают особенности международного документооборота и учатся вести коммерческую переписку, осваивают тонкости межкультурной деловой коммуникации;
  • по функциям логиста – управление цепями поставок, их планирование, контроль качества. Студентов этого направления знакомят с организацией взаимодействия подразделений одной компании, жизненными циклами товаров разных категорий, учат контролировать исполнение поставок.

Набор изучаемых дисциплин полностью зависит от профиля логистики. Например, «морские» логисты изучают экономику и менеджмент портов и грузоперевозок по воде, организацию цепей поставок. Будущих авиаперевозчиков знакомят с управлением аэропортами, стратегией и организацией воздушных транспортировок в авиабизнесе. В учебных планах функциональных логистов преобладают предметы, связанные с менеджментом: финансовый анализ; организация цепей поставок и их транспортные особенности; управление складскими предприятиями; специализированный логистический менеджмент.

Ввиду относительной новизны профессии в России отечественные программы MBA по логистике носят более всеобъемлющий характер и направлены на изучение общих аспектов организации и управления логистическими операциями. Курсы построены преимущественно на математических дисциплинах, в том числе на изучении анализа данных, и реализуются в основном столичными образовательными центрами, действующими на базе ведущих экономических вузов. Варианты таких курсов и их стоимость представлены ниже.

Варианты программ по логистике Бизнес-школа Сроки учебы, месяцы Полная стоимость, тысяч рублей
Стратегическая логистика МИРБИС 19–22 610–720
Логистика и управление цепями поставок в цифровой экономике МЦЛ НИУ ВШЭ 26 580
Стратегическая логистика и бизнес-аналитика
Топ-менеджер (логистика) ИУРР РАНХиГС 20 500

По всем направлениям логистики есть несколько форм обучения – очная, очно-заочная (вечерняя), модульная. При этом с заочниками и вечерниками работают примерно по тем же учебным планам, что и с очниками; платят они немного меньше, но, правда, и учатся они несколько дольше.

Зарплаты и перспективы трудоустройства

У выпускников вузов с логистическим образованием очень широкие возможности найти сферу практического приложения своих знаний. Выбирать есть из чего:

  • экспедиторские и транспортные фирмы;
  • торговые предприятия (например, работа завскладом сети магазинов цифровой и бытовой техники);
  • производственные компании, транспортирующие свою продукцию;
  • центры доставки (диспетчер-логист);
  • сервисные центры;
  • органы государственного управления, связанные с международными перевозками (TSL-сектор).

Список профессий, связанных с логистикой, очень большой: от кладовщика и профессионального водителя до планировщика цепочек поставок, экспедитора и менеджера ВЭД. Выбор конкретной должности во многом зависит от сферы интересов, и, конечно, предполагаемого заработка.

Больше всего получают работники логистических систем Тюменской области, – их усредненный заработок составляет 71 778 руб. (по данным Trud.com). Чуть меньше платят в Крыму (53 263 руб.) и Московской области (50 537 руб.). В среднем же по РФ стоимость труда логиста оценивают в 40–75 тыс. руб. Больше получают начальники логистических отделов крупных предприятий – 75–100 тыс. руб. в месяц. Те из них, кто отлично справляется с плановыми показателями, смело могут рассчитывать на премиальную прибавку, поднимающую доход до 150–200 тыс. В Москве и Питере есть вакансии логистов с окладом в 150 тыс. руб. Но бывают и гораздо более скромные предложения с зарплатой в 21 900 руб. Все зависит от региональной принадлежности компании, опыта и предполагаемых обязанностей соискателя. И, конечно же, на размер оплаты труда в немалой степени влияет образование по логистике, полученное в хорошем вузе.

Автор: Наталья Кобильченко