Путешествовать любит как минимум половина человечества, но чтобы вояж оправдал ожидания, большинству поклонников активного отдыха и познавательных или пляжных поездок за рубеж и внутри страны нужна помощь компетентных специалистов, которых готовят институты туризма. В России таких вузов немало, но выбрать тот, который действительно сможет дать необходимый багаж знаний не так-то просто.
Сложности подготовки
Туристический бизнес в России – сравнительно молодая отрасль, которая тем не менее уже успела обзавестись высококлассными экспертами. По их мнению, многие выпускники профильных вузов после завершения обучения не могут продемонстрировать высоких рабочих навыков, которые хоть сколько-нибудь отличали бы их от студентов любой другой специальности.
Основную причину такого положения дел эксперты видят в том, что целый ряд вузов туризма не может обеспечить собственных студентов надлежащей практикой, хотя ее объем должен намного превосходить количество часов читаемой преподавателями теории. Как бы ни была сильна академическая подготовка, хорошего владения иностранным языком и знания назубок мировой географии не достаточно для подбора (и тем более самостоятельной разработки) подходящих туров для тех, кто планирует отдых.
Среди недостатков современного высшего образования в сфере туризма эксперты отмечают:
- отсутствие коммуникационных навыков работы с клиентами (особенно в стрессовых ситуациях);
- незнание инструментов и техники продаж (в том числе через социальные сети);
- низкая тяга к саморазвитию (большинство выпускников, окончивших институт туризма, чаще всего ошибочно полагает, что они и так все знают).
Все это приводит к тому, что выпускник оказывается не в состоянии делать стабильно высокие продажи в условиях перенасыщенности рынка турпродуктов. Отсюда и скептическое отношение к необходимости профильного высшего образования в этой области.
Большинство руководителей высших учебных заведений понимает необходимость практико-ориентированного подхода к обучению студентов. Для его воплощения в жизнь лучшие университеты привлекают к образовательному процессу опытных работников туристических компаний. Несмотря на все усилия, в целом основной проблемой вузов остается острая нехватка преподавателей-практиков при избытке теоретиков, а ведь среди сотрудников агентств немало тех, кто смог бы читать полезные лекции в вузах, зато среди университетских профессоров единицы тех, кто сумел бы успешно работать в туристическом бизнесе.
В то же время теоретические знания, которые студент получает в вузе, необходимы для дальнейшей работы. В первую очередь высшее образование дает крепкую базу в отношении всего, что касается правовых сторон туризма и географии путешествий.
Из всего этого следует, что к выбору учебного заведения, в котором стоит получать образование в сфере туризма, надо подойти взвешенно и с особой тщательностью. К тому же престижность вузовского диплома далеко не всегда может считаться показателем качества. Нередки ситуации, когда сотрудники агентств, окончившие сначала колледж, а затем в целях карьерного роста и вуз туристического профиля, утверждали, что ссуз дал им на порядок больше применимых на практике знаний.
Главным ориентиром выбора института туризма для поступления должны стать отзывы бывших студентов и показатели их трудоустройства. Хороший маркер качества образования, которое дает каждое конкретное учебное заведение, – прохождение практики за рубежом, участие вуза в международных проектах, стажировки в иностранных университетах.
Перечень высших учебных заведений
Получить профессию из сферы туризма (менеджера, специалиста по гостиничному делу, например) можно в одном из многочисленных вузов РФ (к слову, их более 200). Подготовку ведут как столичные вузы, так и университеты, расположенные практически во всех регионах страны.
Уже не первый год безоговорочным доверием у работодателей (индустрии туризма в том числе) пользуется МГУ им. Ломоносова. Профессиональные достижения сотрудников кафедры «Рекреационная география и туризм» отмечены на государственном уровне: сразу 10 проектов были удостоены правительственной премии за разработку и внедрение системы подготовки кадров в сфере туризма. Но для поступления в этот вуз требуются близкие к 100 баллы ЕГЭ и за дополнительные вступительные испытания.
Косвенным свидетельством качества преподавания может послужить процент трудоустроенных выпускников (хорошим считается значение 73–78 %). Градация этого параметра по вузам, а также количество бюджетных мест и стоимость обучения специальностям, связанным с туризмом (профильный менеджмент, маркетинг, гостиничное дело), представлены в сводной таблице.
Источник данных: RAEX; федеральный портал «Российское образование».
Конечно, это не все университеты, ведущие подготовку менеджеров, отельеров и других специалистов индустрии туризма, но в сотню лучших по версии РА «Эксперт» они пока еще не вошли.
Факультеты, направления, специальности
В укрупненной группе направлений вузовской подготовки «Сервис и туризм» (43.00.00) не так уж много специальностей, точнее, всего три:
Еще одна – «рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» (49.03.03) – входит в группу «Физкультура и спорт».
В вузах, которые вошли в топ по трудоустройству выпускников, присутствует серьезная практическая база на каждом курсе обучения. Основательно к этому вопросу подошли, к примеру, в МГУ им. Ломоносова. Если первокурсники ограничиваются посещением турагентств и туроператоров, комитета по туризму, общественных организаций и профсоюзов сферы туризма, транспортных и страховых компаний, то на старших курсах предусмотрена зарубежная практика. Она включает в себя:
- Подготовительный этап продолжительностью в 1 неделю, в рамках которого студенты проходят инструктаж.
- 2-недельная поездка по 1 или 2 европейским странам. Благодаря этому студенты уже могут сформировать свое мнение о ряде государств, что, несомненно, поможет им в будущем убедительно описывать клиентам все плюсы уже имеющихся туров и разрабатывать собственные.
- Обработка информации для составления отчета и его защита на кафедре.
Еще один вариант получить высшее образование в сфере туризма – выбрать соответствующий профиль подготовки при поступлении на факультеты менеджмента. Например, в Политехе Петра Великого (СПб) есть бакалаврская программа двойных дипломов «Международный менеджмент в туризме». Ее цель – подготовка специалистов, владеющих основами управления и разбирающихся в особенностях функционирования предприятий индустрии международного туризма. Студенты учатся сразу в двух университетах – Санкт-Петербургском политехе (1–5-й и 8-й) семестр и финском Mikkeli University of Applied Sciences (6, 7-й семестры). Диплом тоже защищают в двух странах – сначала в Финляндии (на английском), потом – в России.
Конечно, не все институты туризма располагают финансовыми возможностями для отправки каждого студента за рубеж. Но даже стажировки в местных организациях и предприятиях турсферы дают представление о характере будущей работы, особенно если вузовская практика выпадает на «горячий сезон».
Правила приема
Поступление в университет туризма происходит так же, как и в другие вузы на большинство направлений обучения. Перечень вступительных испытаний каждый вуз устанавливает самостоятельно, и этот список надо изучать внимательно – не факт, что те же самые экзамены пригодятся для участия в конкурсе на такую же специальность в другом или даже в этом же институте.
Например, чтобы стать студентом МГУ им. Ломоносова по направлению «Туризм», необходимо иметь на руках результаты:
- ЕГЭ по истории;
- дополнительных вступительных испытаний по истории;
- ЕГЭ по русскому языку;
- ЕГЭ по обществознанию.
Абитуриенты, подавшие заявление на «Рекреационную географию и туризм» в том же МГУ должны сдать на ЕГЭ профильную математику, русский и географию. Плюс пройти дополнительные испытания знаний науки о Земле уже в самом вузе.
Поступающим в СПбГУ на «сервис и туризм» надо представить результаты ЕГЭ по истории, английскому и русскому языку. В других вузах может быть свой набор предметов.
Проходные баллы
Попасть на бюджет в топовый институт туризма или на соответствующий факультет (профильную программу) могут только абитуриенты с высокими результатами ЕГЭ. Проходные баллы по вузам представлены в таблице и на диаграмме.
Название вуза | Проходной балл |
---|---|
МГУ им. М. В. Ломоносова | 311 |
СПбГУ | 276 |
СПбПУ | 266 |
РЭУ им. Г. В. Плеханова | 259 |
РАНХиГС | 258 |
РУДН | 250 |
РГГУ | 250 |
МФУ | 241 |
УрФУ | 230 |
ДГТУ | 227 |
ДВФУ | 217 |
ЮФУ | 214 |
КФУ | 181 |
ВГУ | 160 |
(Баллы – по результатам трех ЕГЭ, в МГУ – плюс внутренний экзамен, который тоже оценивается по стобалльной шкале.)
Выпускники школ с более скромными результатами при наличии финансовых возможностей могут претендовать на платное обучение. Неплохая альтернатива вузам – колледжи. Из их стен вышло много менеджеров по туризму, которые построили успешную карьеру в этой области.
Где работают выпускники
Выпускники, получившие высшее образование по направлению «туризм», работают не только в travel-фирмах. Приобретенные в ходе обучения знания и умения позволяют им легко освоить ряд перспективных областей бизнеса. Среди возможных должностей:
- менеджер-экономист туристических компаний;
- гид-переводчик;
- бренд-менеджер пространств;
- консультант по космотуризму;
- ресторатор;
- проектировщик тур-навигаторов.
Кроме того, предприимчивые выпускники, наработав практический опыт и проявив фантазию, могут стать режиссерами персональных туров, рассчитанных на наиболее состоятельных и притязательных клиентов.
Несмотря на то что отношения между туризмом и университетами остаются непростыми, ведущие аналитики отмечают неуклонный рост качества российского образования в этой области. Так что абитуриенты, видящие собственное будущее на этом поприще, могут выбрать любой приглянувшийся им вуз. Главный залог успешной карьеры – постоянное самосовершенствование: участие в рекламных турах, изучение гостиничной и курортной базы и использование любой возможности профессионального развития.