Подготовка к ЕГЭ по информатике

Подготовка к ЕГЭ по информатике требует высокой концентрации для достижения конкурентоспособного результата. Кроме того, начиная с 2021 года, привычные бланки КИМ на этом экзамене уступают место компьютерной форме сдачи. Это новый вызов, к которому старшеклассникам нужно быть готовыми.

Самостоятельная подготовка

Многие одиннадцатиклассники останавливаются на самостоятельной подготовке к ЕГЭ по информатике. При достаточном знании предмета, системности и настойчивости, используя дополнительные ресурсы, вполне возможно выйти на достойный балл. Такой способ подготовки характерен для школьников, которые не имеют финансовых возможностей на курсы или репетитора, а также для учеников, не стремящихся к максимально высокому результату.

Помочь в освоении материала могут школьные учителя, некоторые из них охотно согласятся поработать со своим учеником дополнительно совершенно бесплатно. Используя документы ФИПИ, печатные пособия и онлайн-ресурсы, правильно спланировав подготовительный процесс, можно рассчитывать не только на получение школьного аттестата, но и на баллы, достаточные для подачи документов в вуз.

Демоверсия, спецификация, кодификатор

Каждому одиннадцатикласснику, решившему сдавать ЕГЭ по информатике, необходимо владеть максимально полными сведениями о том, как проходит испытание. Исходя из этого, будет выстраиваться стратегия подготовки к экзамену. Школьнику не обойтись без таких обязательных документов, как кодификатор, спецификация и демоверсия экзамена. Найти их без проблем можно на портале Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), где они размещены в свободном доступе. Поговорим о том, что представляет собой каждый из документов.

Кодификатор состоит из двух разделов. В первом перечислены все элементы содержания, которые будут проверяться в ходе испытания. Следует отметить, что не все вопросы, изучавшиеся в школе, вошли в данный перечень, поэтому рациональнее будет готовиться к ЕГЭ именно по кодификатору.

Во втором разделе перечислены умения и навыки, которыми должен обладать участник ЕГЭ. Сюда входит способность моделировать процессы, интерпретировать их результаты, работать с информацией при помощи различных систем, пользоваться языками программирования, соблюдать технику безопасности и др.

Спецификация дает понимание того, как будет происходить весь процесс сдачи экзамена. Школьник из этого документа узнает актуальную информацию по таким вопросам:

  • структура экзаменационной работы, распределение заданий по содержательным разделам и уровню сложности;
  • изменения по сравнению с предыдущим годом;
  • регламент проведения испытания и разрешенные к использованию дополнительные материалы;
  • система оценивания отдельных упражнений и в целом всей работы.

Демоверсия – это третий документ из основного пакета. Он представляет собой демонстрационный вариант контрольно-измерительных материалов. Школьник здесь найдет инструкцию по выполнению работы, необходимые разъяснения, а также версию всех заданий КИМ. Ученик может проверить свои силы, выполнив упражнения, а затем сверить их с правильными ответами, приведенными в конце. Также он увидит, как должна выглядеть запись ответа по каждому из заданий.

Печатные пособия

Для подготовки к ЕГЭ по информатике учащиеся могут воспользоваться актуальными печатными пособиями. Ведущие издательства страны сотрудничают с разными авторами и конкурируют между собой, стараясь как можно раньше представить актуальные учебники. Пройдемся кратко по наиболее популярным изданиям:

  • Е.М. Зорина, М.В. Зорин «ЕГЭ-2021. Информатика. Сборник заданий: 350 заданий с ответами»;
  • Л.Н. Евич «Информатика и ИКТ. 9-11 классы. Карманный справочник»;
  • И.А. Трофимов, О.В. Яровая «ЕГЭ. Информатика. Универсальный справочник»;
  • В.Р. Лещинер, С.С. Крылов, А.П. Якушин «ЕГЭ. Информатика. 11 класс. Готовимся к итоговой аттестации».

Кроме того, теоретические материалы можно найти в школьных учебниках за предыдущие годы.

Онлайн-ресурсы

При организации самостоятельной подготовки не стоит забывать и об интернет-ресурсах, которые становятся все более популярными. На них можно найти задания разной сложности, варианты их решения и комментарии, дополнительную полезную информацию, советы школьникам и их родителям.

Назовем несколько сайтов, которые помогут в подготовке к ЕГЭ по информатике в 11 классе:

  • «Яндекс.Репетитор.ЕГЭ» содержит около 1700 задач по информатике, ответы с пояснениями. Еженедельно каталог заданий обновляется.
  • «4ЕГЭ», здесь есть новости, пробники, видео уроки, практикумы и официальные документы, касающиеся сдачи экзаменов.
  • Российская электронная школа. Этот сайт используют, чтобы быстро пробежаться по ранее пройденному материалу незадолго до испытания. Достаточно выбрать класс, тему и предмет, чтобы выполнять тесты и прослушивать короткие лекции.
  • «Решу ЕГЭ» – это крупный портал с массой возможностей: самостоятельный подбор заданий для тренировочных вариантов или тестирование по сгенерированному системой варианту, ведение статистики решенных заданий и изученных тем, использование классификатора и т.д.

Не стоит забывать и об официальных ресурсах. Некоторые из них проигрывают в оформлении интерфейса популярным сайтам, однако именно здесь можно найти самую свежую информацию, касающуюся экзаменационной кампании (приказы, методические материалы, аналитика). В первую очередь, речь идет о порталах ФИПИ, ЕГЭ и Рособрнадзора.

В связи с переходом на компьютерную модель сдачи ЕГЭ по информатике в 2021 году, подведомственный Рособрнадзору Федеральный центр тестирования разработал специальный онлайн-тренажер. На нем можно попрактиковаться в выполнении экзаменационной работы в имитационном режиме.

Работа с репетитором

Многие родители, чтобы как можно лучше организовать подготовку к ЕГЭ, нанимают репетиторов. Это удовольствие не из дешевых, следовательно, к подбору преподавателя нужно отнестись со всей ответственностью. Расскажем, на какие моменты необходимо обращать внимание в первую очередь.

Индивидуальная работа с репетитором особо рекомендована следующим категориям учащихся:

  • Во-первых, это ребята, которые претендуют на самые высокие оценки и хорошо владеют материалом. Им, в основном, необходимо закрыть пробелы в знаниях по отдельным вопросам, отработать решение наиболее сложных заданий и подойти к испытанию с максимальным уровнем готовности.
  • Во-вторых, это школьники, которые отстают по какому-то предмету, и могут не успевать за группой на курсах. Таким учащимся репетитор помогает выстроить индивидуальную траекторию подготовки, определит сильные и слабые стороны, сделает упор на мотивацию.
  • В-третьих, это ученики, которые по разным причинам не могут регулярно ходить на курсы. Речь идет о детях с инвалидностью или ОВЗ, школьниках, серьезно занимающихся спортом, творческой деятельностью, участниках предметных олимпиад. С репетитором есть возможность подстраивать график занятий под потребности ученика, проходить материал в удобном для него темпе. При желании даже можно подготовиться к ЕГЭ по информатике с нуля.

Занятия с хорошим репетитором чаще всего дают высокий результат, однако педагог обязательно должен быть высококвалифицированным. Таких специалистов не так уж много, во всяком случае, гораздо меньше, чем одиннадцатиклассников. Договариваться с ними приходится еще летом, однако на всех профи не хватает, и многим приходится довольствоваться теми преподавателями, какие есть, а здесь уже возможны варианты.

Чтобы не потратить деньги впустую и сделать правильный выбор, желательно пользоваться отзывами клиентов и рейтингами на специализированных сайтах подбора репетиторов, брать контакты у знакомых, которые уже прошли по этому пути.

Подготовка к ЕГЭ по информатике имеет свою специфику, и здесь далеко не всегда можно ориентироваться на стаж работы учителя и его категорию. Нередко материал лучше и доступнее могут подать молодые преподаватели, разбирающиеся в предмете и имеющие подход к воспитаннику.

Среди плюсов работы с репетитором стоит отметить:

  • Индивидуальный подход и высокая эффективность. Это самое главное, ради чего стоит тратить деньги. Высококлассный специалист сможет быстро определить слабые места ученика, причины затруднений и разработать для него наиболее подходящую методику подготовки.
  • Раскрепощенность школьника. Работая в течение длительного времени один на один с педагогом, старшеклассник может задавать ему самые разные вопросы без стеснения и боязни стать объектом насмешек со стороны одноклассников или одногруппников.
  • Наработка практики. Обычно репетиторы отслеживают все нововведения в ЕГЭ текущего года и имеют много вариантов экзаменационных работ, при помощи которых помогают «набить руку» своим ученикам.
  • Удобный график. С репетитором можно договориться о проведении занятий в удобные дни и время, работе на территории педагога или ученика, связи по Скайпу, смещении или переносе очередной встречи и т.д.

При всех достоинствах, такой способ подготовки имеет и целый ряд существенных недостатков:

  • Высокая стоимость. Услуги любого репетитора, а тем более хорошего, стоят дорого. Обычно цена такой индивидуальной подготовки в полтора-два раза выше, чем на приличных курсах. Поэтому нанимать репетиторов по нескольким предметам одновременно могут позволить себе немногие.
  • Проблемы с поиском действительно хорошего специалиста. Нередко родители находят школьного учителя или преподавателя вуза, действительно отлично знающего свой предмет, но не «заточенного» именно на подготовку к ЕГЭ, что может привести к проблемам со сдачей экзамена.
  • Утомляемость школьника. Далеко не все репетиторы соглашаются приезжать к клиенту, даже за дополнительную плату. Поэтому одиннадцатикласснику приходится после уроков ездить к каждому из них. В отличие от курсов, которые можно выбрать поближе к дому, репетиторы могут жить и далеко, что создает проблемы, особенно в крупных городах.
  • Нет возможности качественной оценки знаний. На курсах учащийся может сравнить свой прогресс с достижениями ровесников. Работая с репетитором, приходится ориентироваться только на баллы пробных ЕГЭ. Проверить работу репетитора чаще всего можно только постфактум, после прохождения испытания.

При выборе репетитора необходимо обращать особое внимание на его портфолио: место работы (школа, вуз или только репетиторская деятельность), результаты воспитанников, применяемые методологии и учебники. Также нужно учитывать мнение ребенка, которому придется целый год работать с этим наставником.

Курсы подготовки к ЕГЭ

Тем школьникам, которые не рискуют опираться только на самостоятельную работу и не имеют достаточно денег на хорошего репетитора, можно порекомендовать записаться на подготовительные курсы. Это хороший вариант, который предполагает достаточно тесное общение преподавателя и слушателей с возможностью задать вопрос и получить квалифицированный ответ, регулярной проверкой домашних заданий и разбором большого количества вопросов КИМ. Многие курсы, учитывая большую нагрузку на одиннадцатиклассников, предлагают начинать подготовку еще с 10 класса, чтобы проходить все темы в спокойном темпе.

Есть несколько вариантов учебы на курсах: очно или заочно, в частном центре или при вузе. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки, поэтому ученик должен владеть информацией и делать осознанный выбор. Остановимся на самых распространенных вариантах подробнее.

Курсы в центрах дополнительного образования

Обычно их открывают частные предприниматели, поэтому обучение платное. Цена зависит от авторитета школы, создаваемых условий, числа часов обучения и комплектации групп. Здесь расскажут, как решать ЕГЭ по информатике, проведут несколько пробных экзаменов, приближенных к условиям реального испытания, окажут психологическую поддержку, дадут советы по профориентации и помогут подать апелляцию, если ученик не согласен с оценкой.

На таких курсах редко собирают многочисленные группы, обычно в каждую команду включают до 10 человек, чтобы можно было применять индивидуальный подход к учащимся. Для преподавания сюда приглашают ведущих школьных учителей и преподавателей вузов, многие из которых разработали авторские курсы или обладают статусом эксперта ЕГЭ по информатике. Некоторые школы имеют широкую сеть филиалов в столице и регионах страны. Среди лидеров: «ЕГЭ-центр», Solution, Центр «Развитие», «ЦентриУМ», «Годограф» и др.

Преимущества учебы на очных курсах:

  • хороший преподавательский состав;
  • возможность бесплатного пробного занятия;
  • индивидуальный подход к каждому ученику;
  • малокомплектные группы до 10–12 человек, а часто и 4–6 участников;
  • распределение школьников по группам с учетом уровня их подготовки по результатам вступительного тестирования;
  • постоянный контакт с родителями, отчеты об успеваемости учеников;
  • быстрый рост результатов благодаря конкуренции между участниками и коллективной динамике;
  • возможность оплаты учебы частями или в кредит.

К недостаткам можно отнести достаточно высокие цены, а также необходимость после школы добираться до места проведения занятий, на что иногда приходится тратить много времени.

Онлайн-курсы

Эта услуга становится все более популярной, особенно с учетом распространения коронавируса. Некоторые подготовительные курсы все больше уходят в онлайн-режим, поскольку это позволяет выполнять те же задачи, экономя при этом на аренде помещений и оборудования. Среди известных онлайн-школ можно назвать «Фоксфорд», Examer, InternetUrok, TutorOnline и др.

Такой формат подготовки к ЕГЭ по информатике имеет ряд безусловных плюсов:

  • размер оплаты, как правило, ниже, чем у репетиторов и на очных курсах;
  • экономится время на дорогу;
  • можно получать знания не только у педагогов своего города, но и всей страны, что особенно актуально для жителей небольших городов и сел;
  • школьник занимается в привычной для себя домашней обстановке и может использовать разные передовые технологии (чаты, видео-уроки, онлайн-модули);
  • можно построить гибкий график обучения, ведь кроме онлайн-уроков, есть можно пользоваться их видеозаписями в любое время;
  • удобно для школьников с ОВЗ, детей-инвалидов и других учеников, которые по разным причинам не могут регулярно посещать занятия (спортсмены, танцоры и др.).

Минусов у обучения через интернет также немало, и многие из них весьма существенные:

  • Чтобы качественно учиться в этом формате, одиннадцатикласснику нужно быть высокоорганизованным человеком. К сожалению, далеко не все школьники способны заставить себя в полном объеме учить теоретический материал и вовремя выполнять домашние задания, поэтому требуется активная вовлеченность родителей в процесс подготовки.
  • Недостаточный контроль над выполнением заданий. Нередко этот момент просто отдается под ответственность слушателей.
  • Затрудненность индивидуального подхода к отдельному ученику, а также проблемы с разъяснением непонятных вопросов.
  • Отсутствие живого общения с преподавателем и конкуренции с одногруппниками.

Особенно ярко недостатки дистанционного обучения проявляются в тех случаях, когда ребенок нацеливается на максимально высокий результат. В такой ситуации важна постоянная обратная связь с наставником, возможность получать ответы на вопросы, поддержание высокого уровня мотивации. Кроме того, есть еще один нюанс, о котором не следует забывать – уровень преподавания. Нередко онлайн-школы привлекают далеко не самых лучших педагогов или вообще студентов, поэтому, чтобы не попасться мошенникам, перед записью и оплатой желательно как можно больше узнать об этих курсах и почитать отзывы.

Подготовительные курсы при вузах

Этот вариант отлично подходит тем ученикам, которые планируют подавать документы в конкретный вуз. Туда же стоит и идти на курсы, чтобы познакомиться с условиями будущего обучения и преподавателями. Нередко участникам организовывают экскурсию по университету, чтобы заинтересовать их как потенциальных абитуриентов. К лучшим курсам при вузах эксперты относят Центр Ломоносова при МГУ, «Специалист» при МГТУ им. Баумана, «Уникум» от РУДН, «Академия ЕГЭ» при БГТУ «Военмех».

Положительные стороны учебы на подготовительных курсах вузов:

  • обычно невысокая цена (за исключением некоторых престижных столичных университетов);
  • занятия ведут преподаватели вуза, хорошо знающие свой предмет;
  • школьник приспосабливается к системе обучения, характерной для высшего образования (лекция – семинар);
  • в некоторых университетах слушателям подготовительных курсов при поступлении в этот вуз начисляют дополнительные баллы.

Из минусов можно отметить обычно большие группы (нередко до 25 человек) без градации по уровню знаний учеников. Это заставляет преподавателя делать выбор: ориентироваться на отстающих, тормозя лидеров, или же вести занятия в определенном темпе, из-за чего некоторые слушатели могут не успевать в полной мере осваивать материал.

Пороговый показатель для подачи документов в региональные вузы на специальности, связанные с информатикой, сейчас составляет 40–42 тестовых балла. Престижные столичные вузы требуют 55–60, а иногда и 75 баллов. При этом реальный проходной балл может быть в полтора-два раза выше. Поэтому, если старшеклассник планирует поступать на профильную специальность в вуз, ему стоит использовать все возможности для достижения максимально высокого результата.
Шапка ЕГЭ в паре маленькая

Математика

+27
баллов
к ЕГЭ

Курсы подготовки к ЕГЭ по математике

Русский язык

+30
баллов
к ЕГЭ

Курсы подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Обществознание

+25
баллов
к ЕГЭ

Курсы подготовки к ЕГЭ по обществознанию

Физика

+31
балл
к ЕГЭ

Курсы подготовки к ЕГЭ по физике

Английский язык

+24
балла
к ЕГЭ

Курсы подготовки к ЕГЭ по английскому языку

Биология

+29
баллов
к ЕГЭ

Курсы подготовки к ЕГЭ по биологии

Читайте далее

Отзывы и обсуждения

Совет эксперта

Виноградова Ирина Витальевна

Виноградова Ирина Витальевна

Учитель русского языка и литературы, лауреат премии учитель года.

Многие считают, что для того, чтобы сдать ЕГЭ на отлично нужно досконально выучить материал. Это, безусловно, важный фактор, но не решающий. Обратите внимание на то, как работает ваш мозг во время подготовки и сдачи экзамена. Умение фокусироваться на задачах, внимание к мелочам и деталям и хорошая память играют куда как более важную роль.

Своим ученикам во время подготовки к ЕГЭ я рекомендую проходить тренировки на бесплатном онлайн-тренажере «Викиум». После того, как я внедрила эту практику, средний балл моих учеников вырос с 62 до 78. 100% из них поступают в вузы, причем 61% на бюджет в большую пятерку (МГУ, МГИМО, ВШЭ, СПбГУ и МФТИ). Для этого достаточно всего 3 раза в...

Узнать больше >>