Подготовка к ЕГЭ по информатике

Подготовка к ЕГЭ по информатике требует высокой концентрации для достижения конкурентоспособного результата. Кроме того, начиная с 2021 года, привычные бланки КИМ на этом экзамене уступают место компьютерной форме сдачи. Это новый вызов, к которому старшеклассникам нужно быть готовыми.


Самостоятельная подготовка

Монитор на фоне матрицыМногие одиннадцатиклассники останавливаются на самостоятельной подготовке к ЕГЭ по информатике. При достаточном знании предмета, системности и настойчивости, используя дополнительные ресурсы, вполне возможно выйти на достойный балл. Такой способ подготовки характерен для школьников, которые не имеют финансовых возможностей на курсы или репетитора, а также для учеников, не стремящихся к максимально высокому результату.

Помочь в освоении материала могут школьные учителя, некоторые из них охотно согласятся поработать со своим учеником дополнительно совершенно бесплатно. Используя документы ФИПИ, печатные пособия и онлайн-ресурсы, правильно спланировав подготовительный процесс, можно рассчитывать не только на получение школьного аттестата, но и на баллы, достаточные для подачи документов в вуз.

Демоверсия, спецификация, кодификатор

Каждому одиннадцатикласснику, решившему сдавать ЕГЭ по информатике, необходимо владеть максимально полными сведениями о том, как проходит испытание. Исходя из этого, будет выстраиваться стратегия подготовки к экзамену. Школьнику не обойтись без таких обязательных документов, как кодификатор, спецификация и демоверсия экзамена. Найти их без проблем можно на портале Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), где они размещены в свободном доступе. Поговорим о том, что представляет собой каждый из документов.

Кодификатор состоит из двух разделов. В первом перечислены все элементы содержания, которые будут проверяться в ходе испытания. Следует отметить, что не все вопросы, изучавшиеся в школе, вошли в данный перечень, поэтому рациональнее будет готовиться к ЕГЭ именно по кодификатору.

Во втором разделе перечислены умения и навыки, которыми должен обладать участник ЕГЭ. Сюда входит способность моделировать процессы, интерпретировать их результаты, работать с информацией при помощи различных систем, пользоваться языками программирования, соблюдать технику безопасности и др.

Спецификация дает понимание того, как будет происходить весь процесс сдачи экзамена. Школьник из этого документа узнает актуальную информацию по таким вопросам:

  • структура экзаменационной работы, распределение заданий по содержательным разделам и уровню сложности;
  • изменения по сравнению с предыдущим годом;
  • регламент проведения испытания и разрешенные к использованию дополнительные материалы;
  • система оценивания отдельных упражнений и в целом всей работы.

Демоверсия – это третий документ из основного пакета. Он представляет собой демонстрационный вариант контрольно-измерительных материалов. Школьник здесь найдет инструкцию по выполнению работы, необходимые разъяснения, а также версию всех заданий КИМ. Ученик может проверить свои силы, выполнив упражнения, а затем сверить их с правильными ответами, приведенными в конце. Также он увидит, как должна выглядеть запись ответа по каждому из заданий.

Печатные пособия

Для подготовки к ЕГЭ по информатике учащиеся могут воспользоваться актуальными печатными пособиями. Ведущие издательства страны сотрудничают с разными авторами и конкурируют между собой, стараясь как можно раньше представить актуальные учебники. Пройдемся кратко по наиболее популярным изданиям:

  • Е.М. Зорина, М.В. Зорин «ЕГЭ-2021. Информатика. Сборник заданий: 350 заданий с ответами»;
  • Л.Н. Евич «Информатика и ИКТ. 9-11 классы. Карманный справочник»;
  • И.А. Трофимов, О.В. Яровая «ЕГЭ. Информатика. Универсальный справочник»;
  • В.Р. Лещинер, С.С. Крылов, А.П. Якушин «ЕГЭ. Информатика. 11 класс. Готовимся к итоговой аттестации».

Кроме того, теоретические материалы можно найти в школьных учебниках за предыдущие годы.

Онлайн-ресурсы

При организации самостоятельной подготовки не стоит забывать и об интернет-ресурсах, которые становятся все более популярными. На них можно найти задания разной сложности, варианты их решения и комментарии, дополнительную полезную информацию, советы школьникам и их родителям.

Назовем несколько сайтов, которые помогут в подготовке к ЕГЭ по информатике в 11 классе:

  • «Яндекс.Репетитор.ЕГЭ» содержит около 1700 задач по информатике, ответы с пояснениями. Еженедельно каталог заданий обновляется.
  • «4ЕГЭ», здесь есть новости, пробники, видео уроки, практикумы и официальные документы, касающиеся сдачи экзаменов.
  • Российская электронная школа. Этот сайт используют, чтобы быстро пробежаться по ранее пройденному материалу незадолго до испытания. Достаточно выбрать класс, тему и предмет, чтобы выполнять тесты и прослушивать короткие лекции.
  • «Решу ЕГЭ» – это крупный портал с массой возможностей: самостоятельный подбор заданий для тренировочных вариантов или тестирование по сгенерированному системой варианту, ведение статистики решенных заданий и изученных тем, использование классификатора и т.д.

Не стоит забывать и об официальных ресурсах. Некоторые из них проигрывают в оформлении интерфейса популярным сайтам, однако именно здесь можно найти самую свежую информацию, касающуюся экзаменационной кампании (приказы, методические материалы, аналитика). В первую очередь, речь идет о порталах ФИПИ и Рособрнадзора.

В связи с переходом на компьютерную модель сдачи ЕГЭ по информатике, подведомственный Рособрнадзору Федеральный центр тестирования разработал специальный онлайн-тренажер. На нем можно попрактиковаться в выполнении экзаменационной работы в имитационном режиме.

Работа с репетитором

Многие родители, чтобы как можно лучше организовать подготовку к ЕГЭ, нанимают репетиторов. Это удовольствие не из дешевых, следовательно, к подбору преподавателя нужно отнестись со всей ответственностью. Расскажем, на какие моменты необходимо обращать внимание в первую очередь.

Индивидуальная работа с репетитором особо рекомендована следующим категориям учащихся:

  • Во-первых, это ребята, которые претендуют на самые высокие оценки и хорошо владеют материалом. Им, в основном, необходимо закрыть пробелы в знаниях по отдельным вопросам, отработать решение наиболее сложных заданий и подойти к испытанию с максимальным уровнем готовности.
  • Во-вторых, это школьники, которые отстают по какому-то предмету, и могут не успевать за группой на курсах. Таким учащимся репетитор помогает выстроить индивидуальную траекторию подготовки, определит сильные и слабые стороны, сделает упор на мотивацию.
  • В-третьих, это ученики, которые по разным причинам не могут регулярно ходить на курсы. Речь идет о детях с инвалидностью или ОВЗ, школьниках, серьезно занимающихся спортом, творческой деятельностью, участниках предметных олимпиад. С репетитором есть возможность подстраивать график занятий под потребности ученика, проходить материал в удобном для него темпе. При желании даже можно подготовиться к ЕГЭ по информатике с нуля.

Занятия с хорошим репетитором чаще всего дают высокий результат, однако педагог обязательно должен быть высококвалифицированным. Таких специалистов не так уж много, во всяком случае, гораздо меньше, чем одиннадцатиклассников. Договариваться с ними приходится еще летом, однако на всех профи не хватает, и многим приходится довольствоваться теми преподавателями, какие есть, а здесь уже возможны варианты.

Чтобы не потратить деньги впустую и сделать правильный выбор, желательно пользоваться отзывами клиентов и рейтингами на специализированных сайтах подбора репетиторов, брать контакты у знакомых, которые уже прошли по этому пути.

Подготовка к ЕГЭ по информатике имеет свою специфику, и здесь далеко не всегда можно ориентироваться на стаж работы учителя и его категорию. Нередко материал лучше и доступнее могут подать молодые преподаватели, разбирающиеся в предмете и имеющие подход к воспитаннику.

Среди плюсов работы с репетитором стоит отметить:

  • Индивидуальный подход и высокая эффективность. Это самое главное, ради чего стоит тратить деньги. Высококлассный специалист сможет быстро определить слабые места ученика, причины затруднений и разработать для него наиболее подходящую методику подготовки.
  • Раскрепощенность школьника. Работая в течение длительного времени один на один с педагогом, старшеклассник может задавать ему самые разные вопросы без стеснения и боязни стать объектом насмешек со стороны одноклассников или одногруппников.
  • Наработка практики. Обычно репетиторы отслеживают все нововведения в ЕГЭ текущего года и имеют много вариантов экзаменационных работ, при помощи которых помогают «набить руку» своим ученикам.
  • Удобный график. С репетитором можно договориться о проведении занятий в удобные дни и время, работе на территории педагога или ученика, связи по Скайпу, смещении или переносе очередной встречи и т.д.

При всех достоинствах, такой способ подготовки имеет и целый ряд существенных недостатков:

  • Высокая стоимость. Услуги любого репетитора, а тем более хорошего, стоят дорого. Обычно цена такой индивидуальной подготовки в полтора-два раза выше, чем на приличных курсах. Поэтому нанимать репетиторов по нескольким предметам одновременно могут позволить себе немногие.
  • Проблемы с поиском действительно хорошего специалиста. Нередко родители находят школьного учителя или преподавателя вуза, действительно отлично знающего свой предмет, но не «заточенного» именно на подготовку к ЕГЭ, что может привести к проблемам со сдачей экзамена.
  • Утомляемость школьника. Далеко не все репетиторы соглашаются приезжать к клиенту, даже за дополнительную плату. Поэтому одиннадцатикласснику приходится после уроков ездить к каждому из них. В отличие от курсов, которые можно выбрать поближе к дому, репетиторы могут жить и далеко, что создает проблемы, особенно в крупных городах.
  • Нет возможности качественной оценки знаний. На курсах учащийся может сравнить свой прогресс с достижениями ровесников. Работая с репетитором, приходится ориентироваться только на баллы пробных ЕГЭ. Проверить работу репетитора чаще всего можно только постфактум, после прохождения испытания.

При выборе репетитора необходимо обращать особое внимание на его портфолио: место работы (школа, вуз или только репетиторская деятельность), результаты воспитанников, применяемые методологии и учебники. Также нужно учитывать мнение ребенка, которому придется целый год работать с этим наставником.

Курсы подготовки к ЕГЭ

Тем школьникам, которые не рискуют опираться только на самостоятельную работу и не имеют достаточно денег на хорошего репетитора, можно порекомендовать записаться на подготовительные курсы. Это хороший вариант, который предполагает достаточно тесное общение преподавателя и слушателей с возможностью задать вопрос и получить квалифицированный ответ, регулярной проверкой домашних заданий и разбором большого количества вопросов КИМ. Многие курсы, учитывая большую нагрузку на одиннадцатиклассников, предлагают начинать подготовку еще с 10 класса, чтобы проходить все темы в спокойном темпе.

Есть несколько вариантов учебы на курсах: очно или заочно, в частном центре или при вузе. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки, поэтому ученик должен владеть информацией и делать осознанный выбор. Остановимся на самых распространенных вариантах подробнее.

Курсы в центрах дополнительного образования

Обычно их открывают частные предприниматели, поэтому обучение платное. Цена зависит от авторитета школы, создаваемых условий, числа часов обучения и комплектации групп. Здесь расскажут, как решать ЕГЭ по информатике, проведут несколько пробных экзаменов, приближенных к условиям реального испытания, окажут психологическую поддержку, дадут советы по профориентации и помогут подать апелляцию, если ученик не согласен с оценкой.

На таких курсах редко собирают многочисленные группы, обычно в каждую команду включают до 10 человек, чтобы можно было применять индивидуальный подход к учащимся. Для преподавания сюда приглашают ведущих школьных учителей и преподавателей вузов, многие из которых разработали авторские курсы или обладают статусом эксперта ЕГЭ по информатике. Некоторые школы имеют широкую сеть филиалов в столице и регионах страны. Среди лидеров: «ЕГЭ-центр», Solution, Центр «Развитие», «ЦентриУМ», «Годограф» и др.

Преимущества учебы на очных курсах:

  • хороший преподавательский состав;
  • возможность бесплатного пробного занятия;
  • индивидуальный подход к каждому ученику;
  • малокомплектные группы до 10–12 человек, а часто и 4–6 участников;
  • распределение школьников по группам с учетом уровня их подготовки по результатам вступительного тестирования;
  • постоянный контакт с родителями, отчеты об успеваемости учеников;
  • быстрый рост результатов благодаря конкуренции между участниками и коллективной динамике;
  • возможность оплаты учебы частями или в кредит.

К недостаткам можно отнести достаточно высокие цены, а также необходимость после школы добираться до места проведения занятий, на что иногда приходится тратить много времени.

Онлайн-курсы

Эта услуга становится все более популярной, особенно с учетом распространения коронавируса. Некоторые подготовительные курсы все больше уходят в онлайн-режим, поскольку это позволяет выполнять те же задачи, экономя при этом на аренде помещений и оборудования. Среди известных онлайн-школ можно назвать «Фоксфорд», Examer, InternetUrok, TutorOnline и др.

Такой формат подготовки к ЕГЭ по информатике имеет ряд безусловных плюсов:

  • размер оплаты, как правило, ниже, чем у репетиторов и на очных курсах;
  • экономится время на дорогу;
  • можно получать знания не только у педагогов своего города, но и всей страны, что особенно актуально для жителей небольших городов и сел;
  • школьник занимается в привычной для себя домашней обстановке и может использовать разные передовые технологии (чаты, видео-уроки, онлайн-модули);
  • можно построить гибкий график обучения, ведь кроме онлайн-уроков, есть можно пользоваться их видеозаписями в любое время;
  • удобно для школьников с ОВЗ, детей-инвалидов и других учеников, которые по разным причинам не могут регулярно посещать занятия (спортсмены, танцоры и др.).

Минусов у обучения через интернет также немало, и многие из них весьма существенные:

  • Чтобы качественно учиться в этом формате, одиннадцатикласснику нужно быть высокоорганизованным человеком. К сожалению, далеко не все школьники способны заставить себя в полном объеме учить теоретический материал и вовремя выполнять домашние задания, поэтому требуется активная вовлеченность родителей в процесс подготовки.
  • Недостаточный контроль над выполнением заданий. Нередко этот момент просто отдается под ответственность слушателей.
  • Затрудненность индивидуального подхода к отдельному ученику, а также проблемы с разъяснением непонятных вопросов.
  • Отсутствие живого общения с преподавателем и конкуренции с одногруппниками.

Особенно ярко недостатки дистанционного обучения проявляются в тех случаях, когда ребенок нацеливается на максимально высокий результат. В такой ситуации важна постоянная обратная связь с наставником, возможность получать ответы на вопросы, поддержание высокого уровня мотивации. Кроме того, есть еще один нюанс, о котором не следует забывать – уровень преподавания. Нередко онлайн-школы привлекают далеко не самых лучших педагогов или вообще студентов, поэтому, чтобы не попасться мошенникам, перед записью и оплатой желательно как можно больше узнать об этих курсах и почитать отзывы.

Подготовительные курсы при вузах

Этот вариант отлично подходит тем ученикам, которые планируют подавать документы в конкретный вуз. Туда же стоит и идти на курсы, чтобы познакомиться с условиями будущего обучения и преподавателями. Нередко участникам организовывают экскурсию по университету, чтобы заинтересовать их как потенциальных абитуриентов. К лучшим курсам при вузах эксперты относят Центр Ломоносова при МГУ, «Специалист» при МГТУ им. Баумана, «Уникум» от РУДН, «Академия ЕГЭ» при БГТУ «Военмех».

Положительные стороны учебы на подготовительных курсах вузов:

  • обычно невысокая цена (за исключением некоторых престижных столичных университетов);
  • занятия ведут преподаватели вуза, хорошо знающие свой предмет;
  • школьник приспосабливается к системе обучения, характерной для высшего образования (лекция – семинар);
  • в некоторых университетах слушателям подготовительных курсов при поступлении в этот вуз начисляют дополнительные баллы.

Из минусов можно отметить обычно большие группы (нередко до 25 человек) без градации по уровню знаний учеников. Это заставляет преподавателя делать выбор: ориентироваться на отстающих, тормозя лидеров, или же вести занятия в определенном темпе, из-за чего некоторые слушатели могут не успевать в полной мере осваивать материал.

Пороговый показатель для подачи документов в региональные вузы на специальности, связанные с информатикой, сейчас составляет 40–42 тестовых балла. Престижные столичные вузы требуют 55–60, а иногда и 75 баллов. При этом реальный проходной балл может быть в полтора-два раза выше. Поэтому, если старшеклассник планирует поступать на профильную специальность в вуз, ему стоит использовать все возможности для достижения максимально высокого результата.

Автор статьи:

Материал обновлен: 30.01.2024 г.

Читайте далее

Отзывы и обсуждения