Содержание
Как правильно цитировать в дипломе
Увлекаться цитатами не стоит сразу по двум причинам. Во-первых: обилие,пусть и законных, то есть оформленных по всем правилам, заимствований – признак реферата, а не абсолютно самостоятельного исследования, которое должно быть положено в основу ВКР. Во-вторых: неоправданно большое количество выдержек из работ других авторов вызывает у руководителя и рецензентов подозрения в попытке искусственно раздуть объем диплома.
Исходя из общепринятых норм уникальности для текстов по гуманитарным дисциплинам – 80 % и по техническим – 75 %, объем цитирования в дипломе может быть не больше 15 и 20 % соответственно. Остальной процент «неавторских» фрагментов отводится терминам, формулам и устойчивым оборотам речи.
В научном сообществе считается, что цитаты не должны занимать более 25 % письменной работы. Известный итальянский ученый-медиевист и лингвист, профессор и писатель Умберто Эко полагал:
Методические нормы вузов
- Размер цитаты не должен превышать ⅓ страницы, исключение составляют лишь случаи, когда надо провести анализ выдержек из художественных произведений.
- На странице не должно быть свыше трех дословных отрывков. Если логика изложения требует большего количества отсылок к первоисточникам, лучше использовать близкий к тексту пересказ, точно передающий суть чужих высказываний.
- Нельзя размещать одну точную цитату за другой без связок – контраргументов, обобщений, выводов.
- Цитировать справочную литературу: учебники, энциклопедии, терминологические словари, информационные отраслевые ежегодники и т. д. – допустимо в крайне ограниченном объеме и преимущественно во введении для представления понятийной базы исследования.
- Цитирование других научных источников возможно в любой главе дипломной работы, кроме тех параграфов и частей, где автор высказывает собственную позицию или делает промежуточные и итоговые выводы.
- Под абсолютным запретом ссылки на популярные издания класса «Юриспруденция для всех», «Просто о биноме Ньютона» или «Химия для чайников» и на материалы, авторство которых не установлено (конечно, кроме фольклорных произведений в дипломах филологов и лингвистов).
- Нельзя объединять в единую цитату высказывания одного автора, взятые из разных его работ.
- Не допускается цитировать вместо оригинальных текстов законов комментарии к ним. Если ссылки на компетентные разъяснения нужны для исследования, то указывается автор толкования главы, части, статьи и т. д.
- Фрагменты текстов дореволюционных изданий приводятся с соблюдением правил современной орфографии, но без корректировок их стиля и языковых особенностей.
- Классические научные труды цитируются по тексту последнего переиздания.
- Не рекомендуется ссылаться на документы или публикации, выложенные в Интернете, если они доступны в печатном виде.
Заимствование графических материалов и эмпирических (в том числе необработанных) данных из работ других авторов тоже должно оформляться как цитирование.
Использование цитат должно быть полностью оправданно: то есть необходимость их наличия в тексте не может вызывать сомнений. Безоговорочно правомерным присутствие выдержек из первоисточников считается, если с их помощью:
- приводятся фактические данные, которые служат доказательством правоты дипломника;
- авторитетным мнением подтверждаются рассуждения выпускника;
- противопоставляются точки зрения автора дипломной работы и предыдущих исследователей темы;
- представляются отрывки оригиналов художественных произведений, анализируемых в дипломах филологов.
Никакая цитата, даже самая удачная из трудов корифеев науки или классиков литературы, не должна служить заменой собственной мысли студента.
Виды цитат
В дипломной работе используются два типа цитирования: прямое (его еще называют дословным) и косвенное, которое заключается в формально свободном пересказе, максимально приближенном к смыслу источника.
Прямые
Фрагменты текста приводятся «как под копирку»: с сохранением грамматических форм, пунктуации, особенностей стиля, орфографии и шрифта (полужирного, курсива, заглавных букв), разбивки на абзацы. Эта разновидность необходима, когда важно в деталях передать сказанное, например, если в первоисточнике представлен оригинальный подход к вопросу, содержится исчерпывающее определение или специфическая интерпретация предмета исследования, которая оспаривается автором диплома. Цитировать с точностью до запятой приходится и при анализе художественных произведений в литературоведческих или лингвистических работах.
Как цитировать
- Делать цитирование с пропуском слов или даже целых предложений и абзацев можно только в том случае, если это не искажает смысла всего отрывка. Места небольших опущенных фрагментов обозначаются многоточием (…), для указания на объемные отсутствующие части текста добавляются треугольные скобки (<…>).
- Если из цитаты непонятно, о ком или чем именно говорится, или в исходнике для подчеркивания значимости студентом самостоятельно выделяются отдельные слова, то в круглых скобках сразу за изменениями или в конце отрывка дается разъяснение с указанием инициалов автора дипломной работы.
Примеры
А. А. Александров пишет: «Это последний рывок на финишной прямой, защита уже скоро – и вы свободны как ветер (выделено нами. – X. Y.) или (курсив наш. – X. Y.)».
«Дом (поместье в Раменском. – В. Ш.) выглядел величаво, но был уютный и приветливый, как его хозяин».
Косвенные
Делаются в форме предельно близкого к тексту пересказа – перефразирования. Без него не обойтись в дипломной работе, если прямое цитирование невозможно из-за слишком большого объема оригинала или надо обобщить информацию из нескольких источников, ссылаясь одновременно на все.
Как косвенные цитаты можно оформлять и переводы отрывков из зарубежных работ, при этом библиографическая ссылка в списке литературы должна быть на языке оригинала.
Как делать
Чтобы правильно использовать парафраз, достаточно вспомнить школьные уроки русского языка, на которых разбирались приемы трансформации прямой речи в косвенную. К примеру, пассаж Автор говорит: «…» заменяется предложением с придаточной частью: Автор сказал, что…
Образец
Простая трансформация точной цитаты в косвенную:
Иностранные публикации:
По вторичному источнику
Делать цитирование в дипломе «из вторых рук» (то есть по чужим официально оформленным заимствованиям) рекомендуется в исключительных случаях:
- Если оригинал безвозвратно утерян.
- Когда доступ к первоисточнику затруднен из-за особых условий его хранения: например, он находится в закрытых фондах.
- Текст приводится по записи высказываний автора в мемуарах третьих лиц.
- Цитируемый текст составлен на малораспространенном языке, а его перевод доступен в одном-двух вариантах.
При кросс-цитировании в предваряющих его словах указываются два источника: тот, в котором находится оригинальный текст, и публикация, откуда непосредственно сделано заимствование. В списке литературы ссылка делается только на вторичный источник.
Как оформить цитирование в дипломе
Ссылаться на источник информации надо как при прямом, так и при косвенном цитировании. В первом случае выдержки обязательно заключаются в кавычки, а в конце предложения или сразу за цитатой в квадратных скобках указывается, откуда взяты сведения. Во втором – ссылка делается опосредованно: называнием автора (иногда и его произведения) в пределах высказывания.
Примеры:
При цитировании ссылка на источник ставится сразу после слов, к которым относится, или в конце всего предложения, если ее невозможно соотнести с конкретной фразой:
Правила пунктуации
Нормы современного правописания и графического оформления цитат укладываются в простые схемы (А – автор, то есть студент; Ц – дословные текстовые выдержки):
- А: «Ц».
- «Ц», – а.
- «Ц, – а, – ц».
Точку ставят всегда после кавычек, многоточие, восклицательный или вопросительный знак – перед ними.
Если цитата представляет собой часть придаточного предложения и заканчивается многоточием, после кавычек должна быть точка, а если приводится формально самостоятельное предложение, завершающееся вопросительным или восклицательным знаком, точка не нужна:
Научные термины, которые предлагают к использованию другие авторы, не закавычиваются, кроме случаев, если надо сделать акцент на их специфичности или когда ведется полемика.
Отсылки к первоисточникам
Разновидность цитаты | Варианты ссылки на список литературы |
---|---|
Прямая | [3, с. 115] |
Косвенная | [37] |
Кросс-цитирование | [Цит. по: 11, с. 176] |
Обобщение исследований нескольких авторов, разрабатывавших сходную тему | [4; 15; 25; 33; 37] или, если цитируются данные, занимающие небольшие объемы в первоисточниках:[4, с. 25; 15, с. 90; 25, с. 56–57; 33, с. 10; 37, с. 39] |
Графические материалы: схемы, изображения, таблицы и т. д. | [Привод. по: 27, с. 85] |
«Антиплагиат.вуз» и цитаты
Модуль «Цитирование» известной всем студентам РФ системы проверки оригинальности дипломных и курсовых работ распознает корректно оформленные цитаты. Формальным признаком правильности для робота служит сочетание кавычек и квадратных скобок, которое выглядит так: _…» [ …_. Найденные по этому критерию фрагменты автоматически квалифицируются как правомерные текстовые выдержки и в отчете включаются в процент цитирования, если его источники относятся к категории белых.
Эти места диплома не входят в итоговый объем заимствований, даже когда в базе находятся идентичные отрывки, которые содержатся в других студенческих работах или научной литературе, юридических документах. Исключение составляют случаи, если распознанная цитата входит в больший по размеру блок неправомерного заимствования: то есть ее окружает неоригинальный текст.
Внутритекстовые ссылки и подстрочные сноски «Антиплагиат.вуз» не распознает как атрибут цитирования.
Поэтому, даже если в методических вузовских рекомендациях не запрещено их использование в тексте дипломной работы, при оформлении цитат предпочтение лучше отдать кавычкам со следующими за ними квадратными скобками. Конечно, окончательное решение об уместности и качестве выдержек из чужих статей, книг, исследований – за преподавателем, а не за машиной, но подстраховаться не помешает.
Стремясь обогатить текст ВКР выдержками из трудов классиков фундаментальной науки или исследователей-новаторов, главное – сделать и оформить цитирование в дипломе по всем правилам и не забыть о творческом подходе к использованию наработок предшественников.