Методы исследования курсовой - это способы, определенные техники или средства, с помощью которых решались поставленные задачи и в результате были достигнуты заявленные цели. Несмотря на все разнообразие и наличие узкоспециализированных приемов, методики проведения научных изысканий делятся на две большие группы: теоретические и практические, или эмпирические.
Содержание
Какие бывают методы исследования в курсовой
Теоретические
Служат для осмысления и обработки эмпирических материалов с помощью логических операций и умозаключений.
| Анализ | Материальное или умозрительное деление объекта, процесса, предмета, явления на составные части в целях изучения их особенностей и свойств. Для ознакомления с комплексными эволюционирующими системами используется исторический анализ. | 
|---|---|
| Синтез | Процедура, обратная анализу и органически связанная с ним. Заключается в соединении данных, полученных в ходе предшествующего рассмотрения отдельных элементов, в единое целое. | 
| Классификация | Распределение информации на основе сравнения. Простой, но эффективный способ структурирования подходит абсолютно для всех курсовых работ. | 
| Абстрагирование | Отвлечение от второстепенных признаков для конкретизации интересующих свойства изучаемого предмета. Часто применяется в гуманитарной отрасли: в философии, филологии, педагогике, литературоведении, психологии и других науках – чтобы выявить ключевые закономерности, скрытые под наслоением несущественных деталей. | 
| Аналогия | 
		 Аргументированное присвоение атрибутов одного объекта другому на основании сходства их признаков. Существует в двух формах: 
  | 
	
| Индукция | Построение выводов на базе обобщения отдельных фактов. | 
| Дедукция | Переход от общего к частному. | 
| Обобщение | Выявление общих свойств и признаков исследуемых феноменов, по которым они объединяются в группы, классы и т. д. | 
| Идеализация | Подвид абстрагирования, при котором мысленно создаются понятия о не существующих в действительности, но имеющих реальные прообразы объектах. Часто используется как метод исследования в курсовой работе по естественным и общественным наукам. | 
| Формализация | Раскрытие сущности процессов через математические модели, формулы. Краеугольный камень алгоритмизации, программирования. Широко применяется в лингвистике, точных дисциплинах, логике. | 
| Аксиоматическое построение | Утверждения вытекают из принятых за исходную точку рассуждения постулатов, не требующих доказательств. | 
| Восхождение от абстрактного к конкретному | Теоретическое раскрытие сущности изучаемого объекта через движение от первоначальных определений его важных сторон к составлению целостной картины их взаимодействия. | 
| Прогнозирование | Сложная методика, которую чаще задействуют при написании дипломов. Представляет собой цепочку логических и математических операций, предпринимаемых с целью получить конкретные результаты для формирования разнообразных прогнозов - от предвидения демографических кризисов в социологии до планирования прибыли предприятий в экономике. | 
Практические
Предполагают получение знаний опытно-прикладным путем.
| Сравнение | Устанавливает сходства и различия, определяет общее и специфическое, выявляет изменения, тенденции и закономерности. Первый уровень любого аналитического исследования. | 
|---|---|
| Наблюдение | 
		 Считается простейшим методом, элементом других практических приемов. Это основа дальнейших практических или теоретических действий. Опирается на восприятие органами чувств предметной деятельности и приводит к результатам, не зависящим от воли наблюдателя. Может быть: 
  | 
	
| Измерение | Определяет выраженное в общепринятых единицах численное значение изучаемой величины в сопоставлении с эталоном. | 
| Описание | Базируется на результатах наблюдения (качественное) и измерения (количественное) и может квалифицироваться как их завершающая фаза. Собранная информация излагается языком научных понятий, схем, графиков, цифровых данных, которые затем приводятся в курсовой работе. | 
| Эксперимент | По сути, частный случай наблюдения. Предусматривает опытное изучение предметов и явлений в естественной или преднамеренно созданной среде. Может проводиться непосредственно с исследуемым объектом или с его моделью и предоставляет возможность отследить их свойства в экстремальных условиях. Обязательное свойство достоверного опыта - повторяемость. | 
| Материальное моделирование | 
		 Разновидность эксперимента. Строится на работе с искусственно созданными имитациями реальных объектов, оперирование с которыми в действительности сопряжено со значительными трудностями или вообще невозможно. Материальные модели могут быть подобны оригиналу: 
  | 
	
| 
		 Анкетирование Опрос Тестирование Беседа Интервью | 
		Широко применяются в курсовых работах по социально-гуманитарным дисциплинам. Заключаются в сборе устной или письменной информации от собеседников или респондентов. | 
Деление методов исследования курсовой на эмпирические и теоретические достаточно условно, поскольку многие приемы относятся к универсальным научным способам работы с исследуемыми объектами, например, анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, аналогия, обобщение, моделирование.
Как оформить методы исследования в курсовой
Выбор определенного метода зависит от темы проекта, его целей и задач. Приемы должны соответствовать содержанию этапов исследования и способствовать получению максимально точных результатов на каждом из них.
Методы исследования указываются во введении к курсовой. Расшифровывать каждый и прописывать его классификационную принадлежность не требуется, достаточно простого перечисления. Лишние писать не стоит: преподаватель может поинтересоваться, где именно и зачем они применялись, а вот специфические для сферы изыскания обозначить надо.
Образец оформления
Пример № 1. История.
Методы исследования: анализ и обобщение специальной литературы, публикаций в периодических изданиях, посвященных событиям в истории города; изучение архивных материалов и закрытых фондов Музея боевой славы, интервьюирование ветеранов Великой Отечественной войны.
Пример № 2. Право.
Методологическая основа курсовой работы включает: системный анализ, сравнение, типологизацию, теоретико-правовое прогнозирование.
Пример № 3. Психология.
Методы исследования: наблюдение, опрос, тестирование, анкетирование, проективный метод (по Л. Франку), квантификация. Психодиагностические профессиональные методики диагностики эмоционального выгорания личности по В. В. Бойко, «Миссисипская шкала ПТСР».
Часто задаваемые вопросы
Что такое методы исследования?
Методы исследования — это способы сбора, обработки и анализа информации, которые помогают достигать целей вашего научного исследования.
Как выбрать подходящий метод для моей темы?
При выборе стоит учитывать специфику вашей темы, задачи исследования и доступные ресурсы. Лучше всего проконсультироваться с научным руководителем.
Что такое количественные и качественные методы исследования?
Они фокусируются на сборе и анализе числовых данных, в то время как качественные методы исследуют более глубокие и субъективные аспекты проблемы, такие как мнения, взгляды и ощущения.
Как правильно оформить раздел с методами в курсовой работе?
Опишите с пояснением, почему они подходят для вашего исследования, и каким образом они были применены.
Какие методы исследования в курсовой работе считаются наиболее надежными?
Нет универсального ответа на этот вопрос, поскольку надежность часто зависит от контекста исследования.