Введение в курсовую обязательно должно содержать цели и задачи исследования. Оба понятия тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга и определяют актуальность проекта. Цели намечают итог научного студенческого труда, в задачах объясняются способы и пути достижения запланированного результата.
Цели
Постановка целей зависит не только от темы работы, но и от ее характера. Курсовая может быть ориентирована на углубленное изучение совокупности фундаментальных академических положений или на практическое использование разработок автора.
В первом случае цель сводится:
- к обзору научной литературы;
- рассмотрению позиций авторитетных специалистов;
- анализу накопленных ученым сообществом материалов, посвященных рассматриваемому вопросу.
Для второго варианта:
- к определению прикладной ценности проведенного исследования;
- доказательству или опровержению существующих гипотез или утверждений;
- решению конкретных заданий определенными методами.
Поскольку любая цель достигается в результате деятельности, правильно описывать ее следует не как процесс, а как действие с помощью глаголов:
- выяснить;
- раскрыть;
- доказать;
- провести анализ;
- выделить;
- определить;
- выявить;
- составить и т. д.
Как написать цель курсовой работы, примеры:
- Изучить инфляцию как комплексный социально-экономический процесс.
Обратите внимание, как оформлять: не задействовано отглагольное существительное «изучение».
- Разработать методы оценки эффективности стартапов.
Избегайте слабого выражения, построенного на термине «разработка…».
Как сформулировать задачи в курсовой
По сути, задачи представляют собой план проведения авторского исследования с четко прописанными этапами достижения заявленной цели. Обычно их четыре - первые две согласно общему принципу имеют теоретическую направленность, остальные - практическую:
- Первая единообразна почти для всех курсовых и излагается приблизительно так: «Изучить литературу по теме…», «Рассмотреть сущность, формы и причины…».
- Вторая заключается в разъяснении содержания ключевых понятий, фигурирующих в работе с использованием слов «исследовать», «раскрыть» и т. д.
- Третья состоит в осмыслении связей теоретических данных с жизненными реалиями и направлена на выявление условий протекания процессов и оценку их влияния на предмет рассмотрения. Может включать изложение инноваций, которые предлагаются к внедрению, или варианты разрешения проблем, основанные на опыте предшественников.
- Четвертая состоит из авторских рекомендаций по теме, практических разработок, расчетов, выводов и отражает вклад в изучение вопроса.
Образцы задач для курсовой:
Для работы об инфляции:
- Рассмотреть факторы, сущность и виды инфляции.
- Дать характеристику особенностей инфляции в периоды глобальной экономической нестабильности.
- Проанализировать специфику современных инфляционных процессов в Российской Федерации.
- Выявить механизмы и методики проведения антиинфляционных мероприятий.
Для исследования о стартапах:
- Истолковать понятие «стартап».
- Прояснить преимущества и недостатки различных моделей начинающих компаний.
- Выявить критерии оценивания перспектив деятельности предприятия.
- Обосновать систему способов просчета предполагаемой доходности.
Цели и задачи курсовой работы зависят от ее объема и направленности. Точные формулировки удовлетворят самые строгие требования рецензентов и помогут составить безупречный план написания, чтобы с минимальными затратами времени и усилий добиться превосходного результата.
Польза навыков составления
Приобретение умения обоснованно спрогнозировать результат изыскательского процесса (обозначить цель) и разработать оптимальную поэтапную схему его достижения (поставить задачи, которые представляют собой отрезки поступательного движения к плодотворному финалу) подготовит студента к рациональной и продуктивной научной деятельности, послужит хорошей базой для развития глобального аналитического мышления.
Часто задаваемые вопросы
Какова разница между целью и задачами?
Цель обычно формулируется в более общих терминах и указывает на основное направление исследования, в то время как задачи более конкретны и детализированы.
Сколько задач следует формулировать в курсовой?
Количество зависит от объема и сложности работы. Обычно их от 3 до 6, но это может варьироваться.
Как правильно сформулировать?
Цель следует формулировать ясно и четко, избегая сложных и многозначных формулировок. Задачи, как правило, начинаются с глаголов (анализировать, изучить, сравнить и т. д.).
Могут ли цели и задачи меняться в процессе исследования?
В идеале они должны оставаться неизменными. Однако в процессе исследования может выясниться, что некоторые вещи требуют корректировки.
Что делать, если я не могу выполнить одну из задач?
Важно понять причину. Если она оказалась нерелевантной или невыполнимой, возможно, стоит пересмотреть ее или заменить другой.
Где в работе следует их указывать?
Обычно они указываются во введении курсовой работы.
Что делать, если моя цель кажется слишком амбициозной?
Возможно, стоит уточнить и узко специализировать вашу задачу, чтобы сделать ее более достижимой в рамках курсовой работы.