Кого и чему продолжают учить, кого не призывают
Не могут подлежать призыву граждане, которые являются непригодными к несению военной службы. А также лица, обладающие правом на отсрочку от мобилизации. При этом студентов не призывают на фронт. Это относится к тем, кто обучается на дневной и дуальной форме обучения. Студенты-заочники получить отсрочку не могут.
Призвать могут студентов, которые окончили бакалавриат и планируют поступать в магистратуру, но временно не относятся к данной категории. Это означает, что им не выдадут отсрочку, поскольку они не получают официально образование. Не могут быть мобилизованы обучающиеся ПТУ и училищ, вузов, ассистенты-стажеры, аспиранты и докторанты.
Как происходило обучение во время Великой отечественной войны
С началом военных действий в образовательной сфере возник дефицит кадров. Большое количество педагогов отбыли на фронт. В младших классах их сменили выпускники седьмых классов. К преподаванию тогда относились строго. Ключевой задачей учителей стало воспитание школьников с целью развития в них чувства патриотизма, а также приобщение их к труду.
Поменялось содержание образовательной программы. Главный упор делался на получение практических знаний. Для этого создавались учебно-производственные мастерские. С 1941 года добавился еще один школьный предмет – основы сельского хозяйства. Молодые учителя получили государственную поддержку. В 1943 году открылась Академия педагогических наук РСФСР, которую возглавил академик В.П. Потемкин. Задачами учебного заведения стало теоритических проблем педагогики, улучшение качества образования педагогов и помощь в создании учебных материалов.
Если говорить о том, как проходили уроки, то они делились на 3 смены. Их продолжительность составляла 35 минут, а перемена – 5 минут. Один класс состоял из 30-40 человек. За парту усаживали по 3-4 школьника. На 1-ом уроке для детей преподавали «политинформацию». В течение пяти минут педагог рассказывал новости с фронта.
При этом школы испытывали нехватку канцтоваров. Писали ученики с помощью свекольного сока либо угля. А взамен тетрадей использовали квитанции или газеты. Учебников также не хватало: выдавался один экземпляр на несколько обучающихся, проживающих по соседству.
Студентам во времена ВОВ тоже приходилось непросто. Основу преподавания составляли лекции. А проводить семинары было затруднительно из-за дефицита учебных пособий. Реформы образования для студентов утвердили некоторые изменения. Больше времени стало посвящаться физической и военной подготовке обучающихся. Кроме того, из учебной программы были убраны второстепенные предметы. Студенты были вынуждены совмещать работу с учебой на производстве или сельхозпредприятиях.
Если график работы выпадал на время занятий, обучающиеся освобождались от их посещения. При этом выполнять домашние задания и сдавать экзамены являлось обязательным условием для всех студентов. В противном случае обучающийся исключался из вуза.
Переходят ли школы и вузы на дистанционное обучение
«Дистанционка» – это хороший вариант возобновления обучения в военное время. Разберем его на примере Украины. С удаленным форматом обучения студенты и педагоги столкнулись еще в период пандемии в 2020 году. Однако главное отличие состоит в том, что преподаватели теперь вынуждены проводить занятия по видеоконференции Zoom, находясь в бомбоубежище или подвальном помещении, когда начинала звучать воздушная тревога.
Во время летней сессии обучающиеся сдавали зачеты и экзамены в онлайн-формате. Учебные заведения учитывали сложную обстановку в стране. Поэтому шли на определенные уступки: по некоторым дисциплинам ставили «автоматы», а также упрощали или вовсе отменяли часть экзаменов. После начала СВО большинство студентов и педагогов уехали за границу или в более безопасные регионы страны. Помимо этого, внушительное число обучающихся и преподавателей записалось в ряды теробороны и ВСУ, а также стали волонтерами.
Дистанционное обучение возобновилось по истечении месяца после начала СВО. При этом не все студенты подключались по Zoom. Ведь большинство из них занимаются волонтерством или работают. К наступлению летней сессии обучающимся довелось «догонять» учебный материал, который они пропустили из-за вынужденного простоя. В первый месяц в Украине все прятались по бомбоубежищам и подвалам и не могли поймать сеть.
Все же, студенты говорят, что сдать сессию проще по сравнению с мирными временами. Часть вузов отменяет некоторые экзамены. А остальные – позволяют сдавать задания без строгих дедлайнов. Поэтому студенты, выехавшие за рубеж, продолжают обучаться в университетах Украины. Преподаватели дают студентам «поблажки», позволяя закрывать сессии без «хвостов». При этом почти не учитывается посещаемость, а на экзамене дается меньше вопросов.
Следующий вид послаблений касается отмены минимального порога баллов для получения допуска, а также использования системы коэффициентов. Заработанные на протяжении семестра отметки умножают по формуле. Помимо прочего, из-за СВО обучающиеся определенных вузов получили возможность выбора предпочтительного формата обучения – асинхронный либо синхронный.
Что происходит после подписания мира
После завершения ВОВ была поставлена задача о восстановлении в кратчайшее время материальной базы школ и контингента обучающихся. В 1949 году ввели всеобщее обязательное 7-летнее образование. Школьники, окончившие среднюю школу, были ориентированы на поступление в вуз. Причем в 1956 году была отменена плата за обучение в старших классах и высших учебных заведениях. Тем самым, образование стало для граждан СССР более доступным.
Во время СВО образовательный процесс возобновился в тех регионах Украины, в которых ситуация относительно спокойная. В случае организации дистанционного обучения это согласовывается с гражданскими и военными администрациями городов. Создан перечень образовательных онлайн-платформ, на которых дети смогут найти учебные материалы бесплатно. Все же, часть школ была полностью уничтожена либо получила повреждения. Кроме того, ежедневно в городах звучат сигналы воздушной тревоги.
Если в учебном заведении проводятся очные занятия, в ней должно быть укрытие. На данный момент остаются закрытыми заведения, которые расположены на расстоянии ближе 40 км от мест ведения боевых действий. После окончания войны образовательный процесс будет полностью возобновлен. При этом планируется объединить вузы и построить новые взамен разрушенных. Однако система высшего образования не будет такой, какой была в довоенное время. Поскольку ее ожидает глобальное переосмысление. В послевоенное время в стране может не хватить ресурсов на содержание полутора сотен государственных вузов.
Автор текста: Анастасия