Тот, кто быстро пробегает текст глазами, например, со скоростью 3000 знаков в минуту, но усваивает только 20% информации, на самом деле, читает медленно, со скоростью только 600 знаков в минуту. Чтение с пропусканием важной информации не всегда приемлемо. Оно предпочтительно, если надо просто просмотреть текст, чтобы найти что-то конкретное. Но ведь можно читать быстро, при этом все понимать и все, что надо, запоминать.
Скорость чтения до 600 знаков в минуту считается очень медленной, от 900 знаков в минуту — медленной, от 1500 знаков в минуту — нормальной, от 3000 знаков в минуту — быстрой. Возможно чтение с «панорамными» скоростями — 10 000 и более знаков в минуту.
Цифры эти весьма и весьма условны. Для чтения, например, самоучителя по иностранному языку они никак не могут быть показательными. Тексты сильно отличаются по своей информативности и удобочитаемости. Читать учебники следует медленно, а быстрое чтение хорошо подходит для повторения изученного, даже если при первом медленном прочтении материал казался сложным.
Преимущества, которые дает быстрое мышление, очевидны. Но эти преимущества при чтении сводятся на нет, если человек не может быстро считывать информацию. Кроме того, если на считывание тратится внимание, то это замедляет и скорость мышления.
Быстрому чтению можно учиться, делая специальные упражнения, некоторые из которых привлекают к себе ненужное постороннее внимание, но можно учиться, просто изменив свою манеру читать. Второй подход естественнее и красивее.
Принципы быстрого чтения
Читаем не спеша
Спешить не надо. Скорость чтения не должна превышать скорости понимания. Чтение со скоростью превышающей скорость понимания — пустая трата времени и укрепление в плохой привычке. Чтобы научиться читать быстро, необходимо научиться читать медленно. К сожалению, на курсах быстрого чтения об этом часто забывают и, наоборот, на торопливость настраивают. Тот, кто старается двигаться быстрее своей скорости, спешит, — блокирует развитие способностей и снижает свою естественную скорость. Тот, кто движется со своей скоростью — в развитии продвигается крайне медленно. Тот, кто движется немного медленнее своей скорости — развивает свои способности, и его естественная скорость растет.
Это относится не только к чтению, но и к любой деятельности. Вероятно, читать быстро естественно научились те, кто с детства читали себе в удовольствие, не торопясь.
Не существует такого напряжения сознания, которое сделало бы возможным быстрое чтение, поэтому не надо к нему стремиться и не надо такое напряжение искать. То, что не дастся легко — вообще не дастся. Ваша задача — мобилизовать ресурсы «бессознательного», которое, собственно, и обеспечивает успешную работу. Так и человек, у которого стоят над душой с неразумными требованиями, не может хорошо работать.
Творческая работа блокируется таким недобрым присутствием очень сильно, примитивный труд страдает меньше. Не «стойте над душой» своего «бессознательного» — надо научиться доверять ему и давать ему столько времени, сколько потребуется.
Читаем без регрессий
Тот, кто не учился эффективному чтению, читает, как правило, хаотично — взгляд его многократно возвращается к уже прочитанному. Торопливость делает возвраты более частыми. Подобные перескакивания, называемые регрессиями, снижают не только скорость чтения, но и внимание — зачем быть внимательным, если можно вернуться и перечитать? Также плохо на качестве чтения сказываются перескакивания с одного места текста на другое, например, с начала текста на конец и обратно. Первое условие быстрого чтения — это отказ от ненужных возвратов к прочитанному, выработка привычки читать только вперед. Этот подход применим не только к быстрому чтению, но и к любой работе. Вообще, все те принципы, которые работают в быстром чтении, работают и в других областях жизни.
Читаем без проговаривания
Привычка понимать только то, что было проговорено, ограничивает скорость чтения, потому что читать можно в несколько раз быстрее, чем говорить. Обычно чтение сопровождается неосознанной артикуляцией, но можно научиться читать молча. Для этого используют, например, следующие упражнения.
Традиционное упражнение — стук-ритм
Для подавления артикуляции при чтении можно использовать упражнение стук-ритм — сочетание чтения с отстукиванием не самого простого, но и не самого сложного ритма. Сначала сочетать чтение с отстукиванием не получается. Потом получается читать без понимания и запоминания. Далее — читать с пониманием, но без запоминания. И, наконец, — читать, понимать, запоминать.
Чтение под музыку
Чтобы устранить внутреннее проговаривание можно читать под музыку. Важно только при этом ее слушать. Сильнее действует сочетание чтения с пением или игрой на музыкальном инструменте. Отстукивать ритм, аккомпанируя музыке и, возможно, подпевая, интересней. Эти упражнения естественнее и приятнее — практикующий их человек лишнего внимания к себе не привлекает, но действуют они не менее эффективно, чем стук-ритм. Также, под музыку или собственное напевание, можно печатать на компьютере или сочетать чтение с прослушиванием новостей. Абсолютное подавление артикуляции не обязательно — важно научиться понимать напечатанное слово, прямо, используя зрительный анализатор, не переводя увиденное в проговоренное.
Используем периферийное зрение
Прочитывание каждой буквы замедляет чтение и не способствует пониманию. Тот, кто видит сразу несколько букв, слово целиком, находится в более выигрышном положении. Некоторые могут видеть целиком не только короткие, но и длинные строчки, схватывать одним взглядом целые абзацы или даже страницу. Если человек видит всю строку целиком, то его глаза уже не бегут зигзагом, и ему не приходится тратить время на возврат к началу следующей строки. Он может читать очень быстро — вертикальным движением глаз.
С помощью упражнений для расширения (точнее сказать, для прояснения) зрения примерно за месяц можно активизировать те способности, которые были в наличии, но оставались невостребованными. Так и физические упражнения быстро возвращают тонус отвыкшим от работы мышцам. Собственно развитие происходит из месяца в месяц, из года в год — на скорый результат рассчитывать не надо. Но прояснение зрения стоит усилий, оно дает преимущество не только при чтении. Оно означает, ни много, ни мало, ясный ум и хорошее здоровье.
Традиционные упражнения
Зеленая точка и таблицы Шульте
По методике О. Андреева для расширения зрения предлагается сочетание двух упражнений — считывания цифровых таблиц Шульте и созерцания страницы с зеленой точкой в центре. Таблицы Шульте считываются периферийным зрением, в то время как взгляд остается фиксированным в центре таблицы. Упражнение можно делать под музыку. Созерцание страницы с зеленой точкой предлагается проводить в течение трех месяцев перед сном, по несколько минут каждый день. Зафиксировав взгляд на зеленой точке, стараться видеть всю страницу целиком. Она видится сначала неясно, но потом, вдруг, на какой-то момент, происходит прояснение взора. Такие вот моменты ясности свидетельствуют о расширении зрения.
Чтение с созерцанием
Можно созерцать страницы и без зеленых точек. Во время медленного чтения какого-нибудь простого текста, остановиться немного для созерцания. Взгляд не надо жестко фиксировать, но, в какое бы место страницы не был он направлен, надо стараться видеть ее целиком. Потом опять можно продолжить медленное чтение, чтобы снова сделать перерыв на созерцание страницы.
Перед экраном
И в кино, и у телевизора можно, глядя на экран, видеть его целиком, используя периферийное зрение, не следуя за интересным объектом движением глаз, но следуя только вниманием.
Кошачий взор
Предлагается, гуляя в парке или в другом красивом месте, где нет машин, смотреть только вперед и видеть все кругом. Если не хотите смущать прохожих «гипнотическим» взглядом, наденьте темные очки.
Чтение в очках с закрытым стеклом
Человек с нормальным зрением может читать, используя очки для дальнозорких (примерно плюс полторы диоптрии). При близорукости очки не нужны, а при дальнозоркости можно выбрать очки на полторы диоптрии сильнее, чем те, которые компенсируют дальнозоркость. В этом случае глаза не напрягаются для фокусировки на странице. Если на одно стекло надеть полоску темной ткани, то при чтении одним глазом взгляд будет совершенно расслаблен, так как не будет и напряжения связанного с конвергенцией (схождением) глаз. Почитав какое-то время одним глазом, можно передвинуть полоску, чтобы почитать другим. Читать так можно сколько угодно, совершенно без утомления. Такое чтение обычно не противопоказано и тем, кому нельзя много читать из-за проблем с глазами. Конечно, страница должна быть хорошо освещена. При таком чтении глаз ориентируется по картинке, при этом мобилизуется периферийное зрение, так как на объемное рассчитывать не приходится.
Пробегаем несущественное
Те, кто читает быстро, несвязные места текста, ничего существенного не сообщающие, проходят быстрее, те, кто не умеет читать быстро, на этих местах тормозят, стараясь осмыслить то, чему смысла недостает. На малосодержательном не надо фиксироваться. Надо видеть банальное и многократно сказанное, как то, на что внимания тратить не стоит. Не всегда необходимо запоминать имя автора, издательство, дату, название статьи. Тот, кто ставит задачу все это запоминать и при этом читать ежедневно по несколько статей, тот ставит задачу соизмеримую с изучением иностранного языка без повторения, с первого раза, между делом.
Запоминать надо только действительно важное. Иногда нужно запоминать имя автора (если автор чем-либо интересен), дату издания (если она имеет значение) и так далее — но не всегда, а бессодержательную литературу можно вообще не читать.
Отмечаем главное («интегральный алгоритм»)
На нужной информации следует замедляться, как бы обозначать ее паузами, снижением скорости. Это помогает запоминать и осмысливать, но скорости чтения практически не снижает. Пауза не обязательно должна быть долгой. Что главное, в тексте — каждый решает для себя сам. Редактор, например, всегда видит, насколько грамотно написан текст и насколько понятно излагается мысль. Психоаналитик видит, игру «бессознательного», ведущего свою линию. Политик — все то, что характеризует оппонента, демонстрирует его слабые стороны. Сценарист — возможности для написания сценария.
Однако при чтении любого текста предлагается всегда видеть:
- основную мысль — главный тезис — доминанту
- строй аргументов, доказывающих основную мысль
- то, что в жизни может пригодиться
- новое, оригинальное
- спорное необоснованное
- скрытые внушения
Автор текста: И. В. Шальнов