Обучение дистанционно: удаленное образование

Дистанционное обучение – это способ получения образования практически всех уровней, при котором преподаватель и ученик находятся на расстоянии друг от друга и лишены возможности общаться без специальных вспомогательных средств. Эту методику изучения самых разных дисциплин также называют удаленной. История дистанционного образования начинается в далеком 1979 году, когда в Китае учащиеся начали контактировать со своими педагогами посредством теле- и радиокоммуникаций. Сегодня распространено не только почтовое общение между преподавателем и студентом, но и электронное – компьютер позволяет получить полноценное образование в режиме онлайн.

Дистанционное образование в России

В России допускается получить следующие уровни образования в дистанционном режиме:

  1. Дистанционное образованиеШкольное.
    Ученики могут использовать три способа получения среднего образования дистанционно:
    • сочетание онлайн-занятий с традиционными уроками в обычной школе;
    • занятия в киберклассе с учащимися из разных регионов и городов под руководством преподавателя;
    • самообразование без контроля со стороны наставника.
      Кроме школьников этими методами дистанционного обучения могут воспользоваться:
    • взрослые люди, по тем или иным причинам не получившие аттестат о полном среднем образовании;
    • дети и взрослые, проживающие за границей;
    • лица, находящиеся в местах заключения.
  2. Профессиональное образование среднего уровня.
    В настоящее время список специальностей,которыми можно овладеть удаленно, не слишком большой. В основном это профессии из сферы менеджмента, экономики, бухгалтерского учета, гостиничного бизнеса, информационных и компьютерных систем, педагогики и другие. Дистанционное обучение подразумевает личное присутствие студента на государственных экзаменах и защите дипломной работы.
  3. Высшее образование.
    Высшие учебные заведения предлагают более обширный список факультетов, на которых предусмотрено дистанционное обучение, – это связано с развитой материально-технической базой институтов и университетов, которая дает возможностью проводить онлайн-семинары, лекции и лабораторные (практические) работы. Сдача государственных экзаменов и защита диплома тоже происходит при непосредственном присутствии студента в учебном заведении.
  4. Дополнительное.
    Довольно популярными стали дистанционные курсы разных направлений: повышения квалификации действующих специалистов или профпереподготовки, а также ориентированные на углубление знаний (с услугами репетиторов) и другие.

Как проходит обучение

Чтобы дистанционная учеба любого вида проходила успешно, студенту/ученику надо:

  • иметь доступ к устойчивому высокоскоростному Интернету;
  • уметь работать с текстовыми и желательно графическими редакторами;
  • установить программы для общения – ICQ или Skype;
  • открыть электронный почтовый ящик;
  • приобрести web-камеру, если она не встроена в ПК или любое мобильное устройство для выхода в Интернет.

Чтобы стать учеником/студентом и получать образование дистанционно, необходимо пройти процедуру поступления в вуз или колледж/техникум. Если принято решение о посещении бесплатных курсов, то надо зайти на сайт выбранного заведения, изучить информацию и подать заявку-анкету.

На некоторых образовательных интернет-ресурсах для учебы не требуется даже регистрации, но и никакого итогового документа выпускники не получают, не говоря уже о дипломе государственного образца.

Для поступления на платное дистанционное обучение придется пройти предварительное собеседование. Занятия могут начинаться круглый год по мере формирования групп или в строго установленные сроки.

Многие высшие учебные заведения для зачисления на программы образования в удаленном режиме требуют от абитуриентов личного предоставления в приемную комиссию пакета документов, в который входят:

  • паспорт (оригинал и ксерокопия);
  • сведения об имеющемся образовании (школьный аттестат, диплом об окончании колледжа/техникума);
  • фотографии;
  • заявление и анкета.

Каждое высшее учебное заведение предъявляет собственные требования к комплекту документов для поступления.Достоверную информацию можно получить на сайте вуза и там же заполнить анкету-заявление для зачисления на дистанционную форму обучения.

Если абитуриент принимается, ему высылается письмо на указанный в анкете персональный электронный адрес и квитанция на оплату учебы.

Методы

При дистанционном образовании используются разные способы подачи учебного материала и контроля знаний.

Лекции

Учебный материал представляется в виде текстов печатного или электронного формата, а также в видео- или аудиофайлах. Изучать его надо самостоятельно. К каждой лекции прилагается ряд вопросов, правильные ответы на них открывают доступ к следующему информационному блоку.

В последнее время широко используются видеоконференции – те же лекции, но читаемые преподавателями и обсуждаемые со студентами в режиме реального времени.

Семинары

Дистанционное образование любого уровня предполагает проведение семинаров. Для подготовки к ним студенты/ученики изучают заданную тему, подбирают необходимую информацию. Наиболее эффективны онлайн-беседы группы учащихся и преподавателя: так через Интернет осуществляется прямая связь одновременно со всеми участниками.

Самостоятельная работа

Самостоятельная работаПри дистанционном обучении ей отводится центральная роль. Студенты изучают присланные лекции, выполняют лабораторные и практические, сдают дифференциальные зачеты, ищут информацию во время подготовки к семинарам. Методисты отмечают, что при грамотном обеспечении слушателей учебным материалом самостоятельная работа составляет 2/3 всей нагрузки.

Научные исследования

Написание курсовой работы или реферата сопровождается сбором материала и его глубоким научным анализом. Как и очники, «удаленные» студенты получают консультаций своего преподавателя (куратора), но только через Интернет. Во многих дистанционных программах предусмотрены периоды для личных встреч, во время которых можно прояснить непонятные моменты в лекционных материалах или получить ответы на вопросы, возникающие при подготовке курсовой, диплома.

Сколько длится дистанционное обучение

Принято считать, что через Интернет образование можно получить в кратчайшие сроки.На самом деле время обучения длится не меньше, чем при очной форме, иногда даже дольше – как при заочной учебе. На второе высшее может уйти 1-3 года.

После каждой сессии учащимся предоставляются каникулы, но на дистанционном обучении есть возможность приступить к учебе без положенного перерыва и следующие экзамены сдать раньше – так образование получают экстерном.

Как контролируется уровень знаний

Дистанционное обучение подразумевает сдачу зачетов, экзаменов и лабораторных или практических работ в режиме онлайн: учащийся отвечает на вопросы преподавателя в реальном времени, как правило, для связи используется скайп. В некоторых случаях контрольные задания по темам и курсам могут высылаться по электронной почте.Время, отведенное на отправку ответов, строго нормируется.

Защита диплома и сдача государственных экзаменов требует личного присутствия выпускника.

Плюсы и минусы дистанционного образования

Онлайн-обучение в России получило широкое распространение относительно недавно, но уже очевидны его достоинства:

  • Онлайн-обучение учащийся самостоятельно устанавливает сроки полного обучения;
  • учеба базируется на индивидуальном подходе, учитывающем жизненные обстоятельства и интеллектуальные возможности ученика;
  • время встреч с преподавателем в режиме онлайн выбирается с учетом пожеланий студента/школьника;
  • доступность абсолютно любых видов дистанционного обучения;
  • возможность закончить понравившийся вуз,где бы он ни был расположен;
  • высшее образование по выбранной профессии могут получить все желающие, независимо от состояния здоровья и социального положения в обществе.

К преимуществам также можно отнести возможность использования и изучения прогрессивных интернет-технологий.

Несмотря на все плюсы, минусы в дистанционном способе получения образования все-таки имеются:

  • необходимость в специально оборудованном рабочем месте;
  • неполноценная эмоциональная составляющая из-за отсутствия прямого контакта с однокурсниками и преподавателями;
  • ощущается явный недостаток практических занятий;
  • ограниченная возможность излагать мысли в устной форме;
  • лекционные материалы не всегда достаточно полно и грамотно составлены.

Эксперты высоко оценивают эффективность дистанционного обучения, но рекомендуют первое высшее (или среднее специальное) образование получать в удаленном режиме только при наличии объективной причины, по которой невозможно учиться очно. А вот для второго (дополнительного) дистанционный формат вполне подходит.

Отзывы и обсуждения