Семинар – распространенный формат практических занятий в высших учебных заведениях всего мира. Впервые такую форму обсуждения вопросов из области геометрии, математики и философии начали применять ученые Древней Греции. Этот способ поиска истины и углубления знаний доказал свою эффективность, и сегодня семинары по-прежнему активно используются как в академическом сообществе, так и в вузах, готовящих и инженеров, и гуманитариев или научно-педагогических работников.
Содержание
Семинар: определение и суть
Семинар – это одна из форм интерактивного группового обучения в вузах, при которой студенты под руководством преподавателя обсуждают ключевые темы курса, имеющие первостепенное значение в профподготовке, или наиболее трудные для понимания теоретические вопросы.
Предметом рассмотрения на занятии могут быть:
Тема семинара и список вопросов, которые будут разбираться, оглашаются заранее. Иногда материалы, вынесенные на обсуждение (например, отчет о лабораторных опытах) предоставляются его участникам для предварительного ознакомления, поэтому готовиться к предстоящему диспуту студентам обязательно – преподаватель на занятии становится всего лишь координатором беседы.
Главные цели любого семинара – научить студентов работать с массивом академической и профессиональной информации и применять свои знания на практике, а также сформировать навыки научной полемики.
Виды семинаров в вузе
В современной российской системе высшего образования используются три категории семинарских занятий:- просеминары – обычно проводятся на первом курсе, чтобы ознакомить студентов с методикой самостоятельного поиска тематической информации и техникой работы с первоисточниками, выработать навыки написания и обсуждения докладов и рефератов; на них углубленно прорабатываются центральные темы изучаемой дисциплины;
- семинары – вводятся в учебный процесс со второго-третьего курса; на занятии студенты сочетают прослушивание сообщений одногруппников с собственными оценочными выступлениями, участвуют в дискуссии; предмет обсуждения – вопросы, важные для качественной профессиональной подготовки;
- спецсеминары – начинаются на старших курсах; это настоящая школа коллективного мышления и творчества для молодых исследователей, занятых разработкой одной научной проблемы; часто на них обсуждаются смежные темы, не входящие в основную программу обучения, а в качестве докладчиков приглашаются крупные специалисты-практики.
Как проходят
Форм проведения семинаров намного больше:
- диспут, дискуссия (проблемный семинар) – рассматриваются и защищаются различные точки зрения;
- комментированное чтение первоисточников – развивает умение оценивать разные гипотезы, а также видеть в текстах (научных или художественных) фрагменты, нуждающиеся в пояснениях;
- научно-практическая конференция – обычно проводится для подведения итогов изучения полного курса дисциплины;
- круглый стол – студенты встречаются с учеными, общественными деятелями, представителями органов власти, чтобы из первых рук получить важную информацию, научиться анализировать, спорить и убеждать;
- ситуационный анализ – разбор возможных обстоятельств, которые в будущем могут складываться в профессиональной деятельности;
- мастер-класс – их обычно проводят старшекурсники, чтобы поделиться опытом и знаниями, накопленными в ходе изучения определенных дисциплин;
- вопросно-ответный семинар – схож с коллоквиумом;
- исследование – своего рода высший пилотаж: студенты заранее по отдельности готовятся к обсуждению одной или нескольких взаимосвязанных проблем, а поиск ответа на поставленные преподавателем вопросы проходит по технологиям мозгового штурма.
Конкретная форма практического занятия зависит от выбора преподавателя, особенностей дисциплины и уровня подготовленности группы.
Стандартное семинарское занятие строится по традиционной схеме:
- Введение – на этом этапе преподаватель (как вариант: студент-докладчик) намечает направление обсуждения, определяет цели и задачи семинара.
- Главная часть – зачитываются и обсуждаются сообщения.
- Заключение – преподаватель подводит итоги, разъясняет сложные моменты темы, формулирует общие выводы.
Как готовиться
Вместе с темой преподаватели заранее информируют студентов, в каком формате будет проводиться занятие, и сообщают, каким именно образом ожидают получить ответы на поставленные вопросы: в виде реферата, презентации, рецензии, отчета, доклада и т. д. Соответственно, направление приготовлений должно вписываться в заданные рамки.
Порядок подготовки к семинару:
- ознакомление с темой;
- прочтение методических рекомендаций;
- поиск информации (даже если заблаговременно были предоставлены тексты сообщений, которые будут обсуждаться, – на семинаре отмолчаться не получится: нужно аргументированно высказаться за или против предложенных идей, тезисов, теорий);
- написание краткого конспекта или доклада, который займет примерно 5–7 минут;
- формулирование вопросов, которые возникли в ходе изучения материала и требуют обсуждения с преподавателем.
Для подготовки можно использовать учебную литературу, лекции, научные статьи, материалы авторитетных интернет-источников.
Семинары – это не просто способ контроля успеваемости, такие занятия эффективно развивают творческую самостоятельность студентов вузов, формируют устойчивый интерес к исследовательской деятельности. Еще один большой плюс – на практике осваивается методика научной работы, приобретаются навыки ведения аргументированной дискуссии.
Часто задаваемые вопросы
Что такое семинар в университете?
Семинар — это форма учебного процесса, которая предполагает активное участие студентов. В отличие от лекции, где преподаватель в основном излагает материал, на семинаре студенты обсуждают темы, решают задачи, выступают с докладами и так далее.
Какие материалы мне нужны для посещения?
Это зависит от специфики конкретного занятия. В общем случае нужно иметь при себе записную книжку и ручку для заметок, а также любые специфические материалы, указанные преподавателем (учебники, источники, дополнительная литература).
Как готовиться к семинару?
Стоит изучить материал, который будет обсуждаться. Это поможет активно участвовать в дискуссии, понять тему и задать уместные вопросы. Важно также проверить, нет ли дополнительных заданий или подготовки доклада.
Обязательно ли участвовать в обсуждении?
Активное участие в обсуждении часто является одним из критериев оценки. Однако уровень участия может зависеть от конкретного курса и преподавателя. Если вы не уверены, спросите преподавателя о его ожиданиях.
Что делать, если я пропустил семинар?
Важно как можно скорее связаться с преподавателем или одногруппниками, чтобы узнать, что было пропущено. Педагог может требовать, чтобы вы догнали пропущенный материал или выполнили дополнительное задание.