Содержание
Как узнать, к чему готовиться
На сайте ФИПИ опубликованы три документа, которые подробно поясняют структуру и содержание экзаменационной работы. Каждый год КИМ хоть незначительно, но обновляются, поэтому нужно изучить последнюю версию, чтобы быть уверенным, что неожиданностей на экзамене не будет.
Итак, какие документы надо обязательно изучить.
- Кодификатор, полное название «Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по обществознанию». Это главный настольный документ для подготовки, в котором приведен набор экзаменационных тем. Все они уже к 3 четверти выпускного класса пройдены. Эксперты рекомендуют скачать или распечатать кодификатор, чтобы внимательно проанализировать каждую позицию и честно ответить себе: знаю я эту тему или нет? Критический взгляд на список поможет составить индивидуальный план работы.
- Демонстрационный вариант экзамена. Он полностью воспроизводит всю структуру бланка с заданиями, типы и сложность вопросов, описывает критерии, по которым будут оцениваться ответы. Его изучают, чтобы понимать, с какими вопросами придется иметь дело на ЕГЭ и сколько баллов можно получить за ответы на каждый из них.
- Спецификация заданий. Здесь перечислены типы заданий, их распределение по вопросам, изменения текущего календарного года.
И есть еще три дополнительных источника.
Банк заданий
Он тоже находится на сайте ФИПИ. Открытый банк заданий дает возможность натренировать решение заданий нужного типа. В базе опубликовано 1 668 реальных экзаменационных вопросов по всему курсу теории. Система сразу показывает, верный или неверный ответ вы дали.
Число ответов неограниченно, и для каждого задания можно посмотреть, знания по какому блоку оно проверяет.
Задания сгруппированы по разделам и темам учебников, уровню сложности, типам ответа (краткий ответ, установка соответствия и т. п.). При желании можно делать собственную подборку «Избранное».
Методички ФИПИ
Еще один крайне полезный, даже, можно сказать, бесценный источник информации о том, на что обратить внимание при изучении теории по обществознанию, – методические материалы для учителей. Они разработаны по результатам аналитического анализа типичных ошибок прошлых лет, но особое внимание их автор – Т. Лискова, руководитель комиссии ФИПИ по составлению КИМ ЕГЭ – уделяет разбору работ предыдущего года.
В этих рекомендациях подробно описано, какие разделы теории по обществознанию к моменту экзамена выпускники знали хорошо, а какие вызывали у них трудности, соответственно, по этим темам было больше всего неверных ответов.
В последние три года на базовом уровне хуже всего участники ЕГЭ справлялись с вопросами нескольких блоков:
- экономика – налоги;
- право – темы о понятии и видах юридической ответственности, гражданстве, правоохранительных органах, трудовых отношениях;
- политика – органы государственной власти (разграничение функций исполнительной и законодательной властей); федеративное устройство РФ.
На эти разделы надо обратить особое внимание тем, кому важно набрать минимальный балл.
В заданиях повышенного и высокого уровня сложности больше всего ошибок по темам четырех боков:
- экономического – переменные и постоянные затраты; финансирование бизнеса; банковская система и финансовые институты в целом;
- политического – избирательные и политические системы; конституционный строй;
- правового – юридические лица;
- общественно-философского – истина и критерии ее определения.
Эти темы стоит проштудировать тем, кто претендует на высокие баллы за ЕГЭ по обществознанию.
Рекомендации составителей КИМ
Информационные материалы и видеоконсультации от авторов экзамена дадут общее представление о том, на что обратить внимание при подготовке, и послужат руководством к составлению плана того, что надо выучить из теории и терминологии курса обществоведения.
Официальные видео выложены на YouTube-канале Рособрнадзора. Ролики не очень длинные (по обществознанию – 17 минут), но дают точное представление, как надо готовиться, чтобы давать четкие ответы, например, раскрывая значение терминов.
Список тем
Полный список тем ЕГЭ по обществознанию содержит кодификатор – в каком-либо другом источнике искать его бесполезно, так как он не будет соответствовать актуальному варианту заданий экзамена текущего года. Объем теории соответствует ФГОС – точнее, его федеральному компоненту для базового и частично профильного уровней.
Для каждого из пяти разделов школьного курса обществознания точно указаны темы, которые выносятся на экзамен.
Вопросы ЕГЭ-2020 сформулированы без учета проекта поправок в Конституцию, вынесенных на всероссийский референдум.
Изучение обществознания как школьного предмета и, соответственно, подготовка к ЕГЭ должны проходить по УМК (учебно-методическим комплексам), внесенным в Федеральный перечень учебников. Любые другие пособия могут содержать собственные классификации или определения.
При изучении теории, знание которой будет проверяться на ЕГЭ по обществознанию, надо опираться на учебники Федерального перечня – готовиться к экзамену нужно именно по ним.
Обратите внимание на то, что в ФУП входят учебники только по обществознанию – не по социологии, экономике, политологии и т. д. И в списке не так уж и много основных УМК – всего 9.
Тем не менее ФИПИ подчеркивает, что, оценивая развернутые ответы, эксперты предметных комиссий ЕГЭ по обществознанию обязаны учитывать и содержание используемых в регионе учебников, но только тех, которые входят в ФПУ.
Термины
Обществознание – учебная дисциплина с собственным понятийным аппаратом, и свободное владение соответствующими научными определениями выпускники должны продемонстрировать на ЕГЭ. То есть надо показать именно умение оперировать терминами, а не способность найти их удачные синонимы.
Исключение составляют случаи, когда в обществознании могут использоваться разные названия для одного и того же социального процесса, объекта или явления. К примеру: потребности идеальные = духовные или семья патриархальная = традиционная. На ЕГЭ ни в коем случае нельзя подменять теоретическое содержание курса бытовыми представлениями о нем, поэтому в ответах нужно пользоваться точными терминами, которые содержатся в теории, изложенной в учебниках из Федерального перечня.
Конечно, выуживать определения из разных частей учебника не совсем удобно и затратно по времени, но выход есть. Все термины по обществознанию для сдачи ЕГЭ собраны в «Школьном словаре» Боголюбова.
Исходя из того, что учебник обществознания этого автора включен в ФУП, можно не беспокоиться о том, что определения будут сформулированы не так, как это ожидают увидеть эксперты.
Какими бы пособиями, тренировочными сборниками или авторитетными лекциями при подготовке к ЕГЭ по обществознанию вы ни пользовались, сверяйтесь с тем, как в учебниках из ФУП называются:
- критерии социальной стратификации;
- подсистемы:
- (сферы) общественной жизни;
- политической системы;
- формы чувственного и рационального познания;
- типы:
- обществ;
- (виды) культуры;
- политического лидерства;
- безработицы;
- факторы производства;
- виды:
- потребностей;
- инфляции;
- факторные доходы;
- методы научного познания.
По информации ФИПИ, в использовании и трактовке именно этих терминов чаще всего ошибаются участники ЕГЭ.
В целом и эксперты ФИПИ, и опытные учителя советуют учить теорию ЕГЭ по обществознанию системно – то есть, понимая, что курс интегрированный и все его разделы взаимосвязаны. И не стоит полагаться только на обыденные представления и собственное понимание научных терминов.
Кстати, изучение теории ЕГЭ по обществознанию можно и нужно начинать заранее. После того как проекты КИМ и всех документов, определяющих структуру, и главное, содержание экзамена, утверждаются в ноябре, никаких изменений в контрольно-измерительные материалы уже не вносят до следующего учебного года.