Содержание
Структура КИМ
Структура и содержание контрольно-измерительных материалов ЕГЭ периодически меняется, поэтому школьнику, во избежание недоразумений, важно при подготовке использовать актуальную версию документа. Лучше ориентироваться на официальный портал Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), где всегда содержится самая свежая информация. Так, проект КИМ на следующий год сначала размещается для обсуждения и внесения предложений, а ближе к концу осени публикуется окончательный вариант.
Проект спецификации КИМ по биологии на 2021 год состоит из 28 заданий, которые разделены на две части:
- В первой – 21 упражнение базового и повышенного уровня трудности, среди которых есть задания на установление соответствия и последовательности биологических явлений и процессов, множественный выбор из предложенных вариантов, дополнение недостающих данных в таблице или схеме, решение биологических задач. Ответы даются в виде словосочетания или слова, последовательности цифр или числа.
- Во вторую часть включено 7 заданий, предполагающих развернутый ответ. Они рассчитаны на одиннадцатиклассников с высоким уровнем подготовки по предмету.
Задачи первой части проверяют основные компетенции школьников, такие как владение символикой и терминологией, понимание сущности основных закономерностей, процессов и явлений в биологии, теорий, правил и гипотез. Так же для их выполнения требуется:
- знание строения человеческого организма, правил гигиены и здорового образа жизни, экологических моментов и способов изучения природы;
- навык распознавания по рисункам, графикам и описанию биологических объектов, а также решения задач;
- умение устанавливать взаимосвязи, выявлять сходства и различия, классифицировать, сравнивать, составлять схемы.
Задания второй части направлены на умение оперировать биологическими понятиями, обосновывать явления и процессы, систематизировать, анализировать, разбираться в причинно-следственных связях. Учащийся должен уметь применять на практике полученные в школе знания, прогнозировать и оценивать процессы, решать задачи, аргументировано формулировать ответ.
Все задания КИМ разработаны для комплексной оценки знаний и умений учеников. Они охватывают 7 основных содержательных блоков, причем каждому из них посвящено примерно равное количество упражнений – от 4 до 5. Они касаются организма и клетки как биологических систем, анатомии и здоровья человека, многообразия органического мира, эволюции живой природы и закономерностей развития экосистем. 2 задания посвящены методам познания и биологии как науке. При этом следует отметить, что во второй части КИМ все 7 заданий с развернутым ответом посвящены разным разделам дисциплины.
Что проверяется на экзамене
Что именно одиннадцатикласснику необходимо знать на экзамене? Как разобраться в огромном объеме материала, пройденного за несколько лет в школе? Как не пропустить что-то важное? Ответы на эти вопросы можно найти в кодификаторе. В документе перечислены только те элементы содержания, которые точно будут присутствовать в КИМ и проверяться.
Специалисты рекомендуют строить свою подготовку к ЕГЭ именно по темам, перечисленным в кодификаторе. Это поможет систематизировать знания и наработать навыки, необходимые для успешного прохождения испытания.
Кроме обширных теоретических познаний, от школьника требуется владение определенными практическими навыками. Среди них – правила оказания первой помощи, выращивание растений и уход за животными, профилактика различных заболеваний.
Система оценивания
Первичные баллы на ЕГЭ по биологии начисляются за правильные ответы, в зависимости от сложности заданий. Соответственно, ученики, которые не претендуют на высокие результаты, ограничиваются отработкой базовой части, а те, кто хочет поступить в вуз, готовятся к выполнению всех задач КИМ, в т.ч. и самых трудных.
Уровень сложности заданий | Число заданий | Максимально доступный первичный балл | Процент от максимально возможного балла |
---|---|---|---|
Базовый | 12 | 20 | 34,5 |
Повышенный | 9 | 18 | 31 |
Высокий | 7 | 20 | 34,5 |
Итого | 28 | 58 | 100 |
Итак, максимальный результат, которого может достичь одиннадцатиклассник на ЕГЭ по биологии – это 58 первичных баллов. Их распределение по конкретным экзаменационным заданиям первой части КИМ выглядит следующим образом:
- Упражнения №1, 2, 3 и 6 приносят ученику 1 балл при правильном выполнении.
- За правильное и полное выполнение заданий №4, 7, 9, 12, 15, 17, 21 дают по 2 балла. При наличии одной ошибки (неправильная или лишняя цифра) или неполном ответе (отсутствие нужной цифры) начисляют 1 балл. Если ошибок больше – 0.
- Упражнения №5, 8, 10, 13, 16, 18, 20 также «стоят» 2 балла, если приведенная последовательность цифр верна, 1 балл при одной погрешности и 0 баллов при большем числе ошибок.
- В заданиях №11, 14 и 19 при правильной последовательности цифр в ответе ставят 2 балла. Если есть одна ошибка – 1 балл, больше одной ошибки – 0 баллов.
Задания второй части предполагают развернутый ответ и оцениваются предметной комиссией по определенным критериям. Задача №22 может добавить в копилку участника максимально 2 балла, а №23–28 – по 3 балла. Критерии оценивания заданий ЕГЭ по биологии основаны на анализе раскрытия сути вопроса, а баллы начисляются в зависимости от количества правильно записанных элементов. Задачи второй части разноплановые, поэтому для примера возьмем критерии оценивания упражнения №23:
- 3 балла – в ответе нет биологических ошибок, наличествуют все 5 необходимых элементов. Если ученик написал лишнюю информацию, не касающуюся сути задания, то с него снимают 1 балл.
- 2 балла – названо 3-4 элемента, фактических ошибок нет.
- 1 балл – ученик указал 1-2 элемента, но ошибок не допустил.
- 0 пунктов – ответ неправильный.
Если в результате проверки любого из заданий второй части между двумя экспертами возникают разногласия, в работу включается третий. Если сумма баллов за все 7 упражнений второй части различается на 3 балла или больше, он проверяет все ответы. Решение третьего эксперта окончательно.
Перевод первичных баллов в тестовые
После написания экзаменационной работы и ее оценки экспертами первичные баллы ЕГЭ по биологии пересчитывают в тестовые (вторичные). Это отметки по 100-балльной шкале, которые учитываются вузами при определении лучших абитуриентов. Перевод первичных баллов ЕГЭ в привычные 5-балльные оценки, в отличие от ОГЭ, не осуществляется уже больше десяти лет.
В 2020 году первичные баллы ЕГЭ по биологии преобразовывались в тестовые по такой схеме.
Первичный балл | Тестовый балл |
---|---|
1 | 3 |
2 | 5 |
3 | 7 |
4 | 9 |
5 | 12 |
6 | 14 |
7 | 16 |
8 | 18 |
9 | 21 |
10 | 23 |
11 | 25 |
12 | 27 |
13 | 30 |
14 | 32 |
15 | 34 |
16 | 36 |
17 | 38 |
18 | 39 |
19 | 40 |
20 | 42 |
21 | 43 |
22 | 44 |
23 | 46 |
24 | 47 |
25 | 48 |
26 | 50 |
27 | 51 |
28 | 52 |
29 | 53 |
30 | 55 |
31 | 56 |
32 | 57 |
33 | 59 |
34 | 60 |
35 | 61 |
36 | 63 |
37 | 64 |
38 | 65 |
39 | 66 |
40 | 68 |
41 | 69 |
42 | 70 |
43 | 72 |
44 | 73 |
45 | 74 |
46 | 76 |
47 | 77 |
48 | 78 |
49 | 79 |
50 | 82 |
51 | 84 |
52 | 86 |
53 | 89 |
54 | 91 |
55 | 93 |
56 | 96 |
57 | 98 |
58 | 100 |
Несмотря на то, что табличка, приведенная выше, выглядит очень просто, это – результат серьезной научной работы. Для перевода первичных баллов в стандартизированные (тестовые) применяют модифицированную Ю.М. Нейманом однопараметрическую модель Раша. Она позволяет калибровать типовые задания по трудности, чем нормализует распределение баллов.
Сколько баллов нужно для поступления в вуз
В соответствии с приведенной выше таблицей, 16 первичных баллов на ЕГЭ по биологии соответствуют 36 тестовым баллам. Достижение этого показателя гарантирует одиннадцатикласснику получение аттестата о среднем образовании. Правда, с такими результатами перспективы выпускника получить высшее образование невелики, если он не относится к льготной категории абитуриентов.
Минимальный показатель ЕГЭ по биологии, дающий право подавать документы для поступления в вуз, утвержден Рособрнадзором также на уровне 36 тестовых баллов. Однако ориентироваться на него значит обманывать самого себя. Специальностей, требующих сдачи экзамена по биологии, не так уж и много, и большая часть из них связана с медициной. В столичных же медвузах вузах стартовый порог превышает 50–55 баллов, а в региональных – 40 баллов. Кроме того, с целью отбора наиболее подготовленных и способных абитуриентов, Минобрнауки для всех своих 252 подведомственных вузов с 2020/2021 учебного года установило повышенный минимальный балл.
При этом следует помнить, что пороговый и проходной балл – это абсолютно разные вещи. Для подачи документов в приемную комиссию указаны необходимые параметры по каждому предмету отдельно, а проходной балл формируется по результатам нескольких дисциплин (обычно трех), которые нужно сдавать на конкретную специальность. При этом по всем трем предметам нужно преодолеть минимальный порог.
Определить проходной балл наперед невозможно, поскольку его величина станет известна только после того, как будет зачислен последний абитуриент с самым низким результатом, дающим право быть студентом. Его показатель и станет проходным баллом. Ежегодно эта цифра меняется в зависимости от популярности вуза и специальности, количества поданных заявлений и уровня результатов соискателей бюджетных мест. Поэтому старшеклассникам лучше ориентироваться на средний балл за предыдущие годы.
Есть еще один момент, на который стоит обратить внимание. Это дополнительные баллы и привилегии для абитуриентов с особыми достижениями. Среди них можно особо отметить победы и призовые места во всероссийских и региональных олимпиадах, спортивные и творческие успехи, волонтерскую деятельность. Чтобы для вас не стало сюрпризом, что студенческий билет выдали не вам, а другому соискателю, набравшему меньше баллов на ЕГЭ, необходимо заранее изучить все условия поступления в интересующие вузы.
В некоторых медвузах при зачислении учитываются не только результаты ЕГЭ. В них практикуются внутренние вступительные испытания, которые могут заметно поменять расклад сил среди абитуриентов.
Название вуза | Специальность | Минимальный балл по предмету | Проходной балл на бюджет (средний за 1 предмет |
---|---|---|---|
Санкт-Петербургский государственный университет | Лечебное дело | 55 | 90,3 |
Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова | Медицинская биохимия | 54 | 92,7 |
Фармация | 45 | 82,7 | |
Московский государственный гуманитарно-экономический университет | Психология и педагогика инклюзивного образования | 40 | 41,7 |
Дальневосточный федеральный университет | Лечебное дело | 40 | 69,7 |
Уральский федеральный университет имени Б.Н. Ельцина | Биология | 55 | 71,7 |
Сибирский государственный университет науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнева | Биология | 40 | 51,7 |
Как видно из таблички, на медицинских специальностях конкуренция между абитуриентами очень высока. Хотя в столичных университетах проходной балл зачастую зашкаливает за 90, однако и там есть направления, где можно попытаться «проскочить» и с показателем поменьше. Это хорошо видно на примере Первого МГМУ им. Сеченова, где средний балл на фармацию сразу на 10 пунктов ниже, чем на лечебное дело.
В других вузах, где требуется ЕГЭ по биологии, ситуация несколько легче. В лесной, экологической отрасли, в психологии и педагогике конкурс не такой большой, хотя минимальных баллов для поступления все равно будет недостаточно. Если у выпускника есть предчувствие, что тестовых баллов в избранный университет может не хватить, то лучше пересмотреть свои планы и подать документы на менее востребованную специальность или же в вуз попроще. Сейчас достаточно хорошие знания дают и многие региональные университеты.
Учитывая высокий конкурс в медицинские вузы, старшеклассникам нужно упорно работать над тем, чтобы получить максимально высокие баллы на ЕГЭ по биологии, и при этом не забывать о других предметах, которые также нужны для преодоления проходного барьера. Для достижения необходимого уровня знаний и навыков следует задолго до испытания организовать системную подготовку с привлечением всех материалов ФИПИ и дополнительных источников информации.