Моряки, а тем более с вузовскими дипломами, – одна из самых востребованных профессий в мире. Те выпускники школ, кто решит выбрать морской университет, в обозримом будущем точно не останутся без работы, ведь транспортировка по воде – один из наиболее дешевых и надежных способов перемещения больших объемов грузов – не собирается сдавать свои позиции самого популярного вида международных перевозок. Однако профессия сопряжена с сильными физическими и психологическими нагрузками, поэтому освоить ее смогут только люди с отменным здоровьем.
Список вузов
Морские вузы есть во многих регионах страны. В общей сложности их более 40. Не так много, как учебных заведений, занимающихся подготовкой юристов и экономистов. Этому есть вполне объективные причины – меньшая привлекательность профессии для абитуриентов и сложная техническая база, которой должен быть оснащен университет для нормальной организации процесса обучения.
Список, представленный в таблице, отображает территориальный разброс учреждений с количеством бюджетных мест на текущий набор и стоимостью платного обучения.
Город | Название морского вуза | Количество бюджетных мест | Стоимость 1 курса, руб. |
---|---|---|---|
Архангельск | АГТУ – Архангельский государственный технический университет | 62 | 170 000 |
Владивосток | ДВФУ – Дальневосточный федеральный университет | 67* | 270 000 |
Петропавловск-Камчатский | КамчатГТУ – Камчатский государственный университет | 50 | 305 000 |
Севастополь | СевГУ – Севастопольский государственный университет | 141 | 162 000 / 256 000 ** |
Казань | КНИТУ – Казанский национальный исследовательский технологический университет им. А. Н. Туполева | 15 | 190 239 |
Северодвинск | САФУ (Севмашвтуз) – Институт судостроения и морской арктической техники (филиал Северного Арктического федерального университета им. Ломоносова) | 75 | 239 850 |
Санкт-Петербург | СПбГМТУ – Санкт-Петербургский государственный морской технический университет | 550 | 236 200 |
Санкт-Петербург | РГГМУ – Российский государственный гидрометеорологический университет | 40 | 239 000 |
Калининград | КГТУ – Калининградский государственный технический университет | 45 | 182 200 / 126 300 / 126 300 *** |
Нижний Новгород | НГТУ – Нижегородский государственный технический университет им. Алексеева | 66 | 187 950 |
Новосибирск | СГУВТ – Сибирский государственный университет водного транспорта | 332 | 127 000 / 261 000**** |
Калининград | БГАРФ – Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота | 260 | 174 700 |
Мурманск | МГТУ – Мурманский государственный технический университет | 9 | 262 000 |
Нижний Новгород | ВГУВТ – Волжский государственный университет водного транспорта | 32 | 165 000 / 300 000 **** |
Новороссийск | ГМУ – Государственный морской университет им. адмирала Ф. Ф. Ушакова | 90 | 185 000 / 176 900 **** |
* 40 бюджетных мест выделяется по квоте от Министерства обороны, обучение в этом случае осуществляется на базе военного учебного центра ДВФУ.
** 162 000 – стоимость обучения по направлению 26.03.02, остальные специальности – 256 000 рублей.
*** 182 200 – для специальности 26.03.02, остальные (26.05.06 и 26.05.07) – 126 300.
**** Минимум – это год обучения управлению водным транспортом и кораблестроению, остальные специальности (26.05.05, 26.05.06, 26.05.07) дороже.
Большинство вузов проводит внушительный набор на бюджетные места. Это связано с высокой востребованностью специалистов этой отрасли в экономике.
Учитывая серьезные расценки на платное обучение, многие морские институты России предоставляют скидки. В частности, в АГТУ базовая цена может быть снижена для абитуриентов, имеющих высокие баллы ЕГЭ (на 30 % тем, у кого более 200 баллов по трем предметам, 25 % – поступающим с результатами в диапазоне 170–199 и 20% – набравшим на экзаменах от 130 до 169 баллов).
Многие морские вузы России имеют филиалы в других городах. К примеру, можно освоить профессию моряка в отделениях ВГУВТ в Перми или Астрахани. Абитуриенты, проживающие в Якутске или Омске, могут поступить в филиал СГУВТ, открытый в этих регионах. Институт водного транспорта имени Г. Я. Седова, расположенный в Ростове-на-Дону, – структурное подразделение университета им. Ушакова.
Факультеты, направления, специальности
Выбрав морской вуз и специализацию, после прохождения конкурсного отбора претендент становится студентом одного из факультетов. Это могут быть:
- морской институт (в ДВФУ, СевГУ, КамчатГУ);
- факультет морского приборостроения (СПбГМТУ);
- институт морских технологий, энергетики и транспорта (в АГТУ);
- факультет кораблестроения и океанотехники;
- институт военного образования;
- факультет корабельной энергетики и автоматики.
Исходя из сферы интересов, абитуриент может выбрать одну из следующих специальностей:
- 17.03.01 «Корабельное вооружение» и 17.05.03 «Проектирование, производство и испытание корабельного вооружения и информационных управляющих систем» – подходящие направления для тех, кто тяготеет к армейской среде.
- 26.03.01 «Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства» – комплексное направление, предполагающее не только техническое обслуживание, но и работу с навигационными системами корабля.
- Специальность для потенциальных судостроителей и ремонтников – 26.03.02 «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры».
- Подходящие направления для абитуриентов, интересующихся разработкой макетов и конструированием, – 26.05.01 «Проектирование и постройка кораблей, судов и объектов океанотехники» и 26.05.02 «Проектирование, изготовление и ремонт энергетических установок и систем автоматизации кораблей и судов».
- 26.05.05 «Судовождение» – это профессия капитана корабля в чистом виде.
- 26.05.06 «Эксплуатация судовых энергетических установок» и 26.05.07 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики» подходят для людей математического склада ума. Освоив направление, выпускники приобретут профессию электромеханика.
Весь набор специальностей не представлен ни в одном вузе. Распределение направлений по высшим морским учебным заведениям приведено в таблице.
Вуз | Код специальности |
---|---|
АГТУ | 26.03.01, 26.03.02, 26.05.06, 26.05.07 |
ДВФУ | 26.03.02, 26.05.06, 26.05.07 |
КамчатГУ | 26.05.05, 26.05.06, 26.05.07 |
СевГУ | 26.03.01, 26.03.02, 26.05.05, 26.05.06, 26.05.07 |
КНИТУ | 26.03.02 |
САФУ (Севмашвтуз) | 26.03.02 |
СПбГМТУ | 17.03.01, 17.05.03, 26.03.02, 26.05.01, 26.05.02 |
РГГМУ | 17.03.01 |
КГТУ | 26.03.02, 26.05.06, 26.05.07 |
НГТУ | 26.03.02 |
СГУВТ | 26.03.01, 26.03.02, 26.05.05, 26.05.06, 26.05.07 |
БГАРФ | 26.03.01, 26.05.05, 26.05.06, 26.05.07 |
МГТУ | 26.03.02, 26.05.05, 26.05.06, 26.05.07 |
ВГУВТ | 26.03.01, 26.03.02, 26.05.05, 26.05.06, 26.05.07 |
ГМУ | 26.03.01, 26.05.05, 26.05.06, 26.05.07 |
Таблица 2. Специальности в морских университетах России
Обучение ведется в очном, очно-заочном и полностью заочном формате. Срок освоения программы зависит от направления и уровня подготовки. Стать бакалавром можно за 4 года, а специалистом – за 5 лет. Время учебы по специальности «судовождение» чуть больше обычного (5,5 лет при очном и 6,5 лет при заочном формате).
Высшее морское образование можно получить на уровне бакалавриата, специалитета и магистратуры. Студенты изучают комплекс профильных дисциплин (проектирование, САПР и технологию судостроения, конструкцию корпуса, теорию корабля, гидромеханику и др.). Второкурсники, показывающие хорошие результаты в учебе, часто привлекаются к научным исследованиям и получают гранты. Нередко выполняются работы по договорам с ведущими предприятиями отрасли.
Правила приема
Морские институты принимают выпускников школ по конкурсу результатов ЕГЭ. Для поступления понадобятся предметы:
- русский язык;
- профильная математика;
- физика (или информатика и ИКТ).
Минимальные пороги каждый вуз устанавливает индивидуально. Но, чтобы пройти отбор, пристойных оценок за ЕГЭ мало. Во-первых, при наличии конкурса на бюджет (а он, как правило, бывает всегда) потребуются более высокие результаты, чем у соперников. Во-вторых, в спорных ситуациях (при равном количестве баллов) многие морские университеты России проводят конкурс аттестатов. В-третьих, учитывая специфику будущей профессии и сложные (иногда даже вредные) условия, в которых предстоит работать, поступающие должны пройти психологическое тестирование на профпригодность и медицинское освидетельствование.
В остальном пакет подаваемых документов стандартен:
- заявление установленной формы;
- ксерокопия паспорта;
- согласие на обработку персональных данных;
- оригинал аттестата или иного документа об образовании вместе с приложением;
- фото на документы (количество и формат уточнять в приемной комиссии вуза);
- документы, подтверждающие наличие льгот при поступлении;
- дипломы призеров олимпиад и прочие свидетельства личных достижений (при наличии);
- справка о пройденном медосмотре.
Указанный перечень ориентировочный, точный набор документов нужно уточнять по месту поступления.
Согласно общероссийским правилам приема при поступлении в морские высшие учебные заведения обязательно прохождение медицинской комиссии. Перед ее началом абитуриент должен подготовить:
- отксерокопированный медицинский полис;
- ксерокопию паспорта;
- копию приписного свидетельства или военный билет (для юношей);
- копию СНИЛС (или личный регистрационный номер застрахованного лица);
- сертификат о сделанных прививках;
- анализ крови на гепатит;
- выписку из поликлиники по месту учета абитуриента;
- заключение от стоматолога;
- справки из тубдиспансера, психиатра, нарколога и дерматовенеролога.
Наличие некоторых бактериальных и паразитарных инфекций (туберкулеза и пр.), вирусных заболеваний, злокачественных и доброкачественных опухолей любой локализации, болезней крови и эндокринной систем, психические и неврологические расстройства, ряд офтальмологических проблем и патологий лор-сферы считаются противопоказаниями к поступлению в морские институты.
Проходные баллы
Большинство гражданских морских вузов ежегодно предоставляют внушительное число бюджетных мест, поэтому уровень проходных баллов не зашкаливает, особенно по целевому набору.
Значение проходных баллов по университетам приведено в таблице и на графике.
Название вуза | Минимальный балл | Проходной балл* |
---|---|---|
АГТУ | 99 | 149/131/174/155 |
ДВФУ | 129 | 149 |
КамчатГУ | 99 | 132/115/122 |
СевГУ | 104 | 167/136/182/163/144 |
КНИТУ | 101 | 205 |
САФУ (Севмашвтуз) | 110 | 192 |
СПбГМТУ | 101 | 160/174/155/198/150 |
РГГМУ | 99 | 164 |
КГТУ | 111 | 158 |
НГТУ | 110 | 150 |
СГУВТ | 99 | 129/153/133/134/125 |
БГАРФ | 111 | 143/173/161/157 |
МГТУ | 115 | 146/133/133 |
ВГУВТ | 99 | 130 |
ГМУ | 99 | 209/191/172 |
* Проходные баллы представлены по специальностям, имеющимся в вузе (очередность показателей соответствует порядку кодов в таблице 2).
Для удобства отображения на диаграмме представлены проходные баллы не на все специальности в вузе, а только самые высокие значения.
Наивысший порог – в морском университете им. Ушакова. Ненамного отстает от него Казанский научно-исследовательский технический университет. В этом вузе проходной балл на кораблестроение составил 205. По статистике, легче всего стать студентом Волжского университета водного транспорта (для этого в прошлом году потребовалось только 130 баллов).
Где работают выпускники
Всех бакалавров и специалистов, окончивших морские высшие учебные заведения России, можно условно разделить на 2 группы: моряки и строители судов. Первые проводят большую часть времени на воде (капитаны и их помощники, механики, электромеханики, боцманы и младший командный состав). Вторые задействованы в сфере строительства и ремонта (инженер, технолог судостроительного производства, кораблестроитель, конструктор, слесарь-механик).
Места возможного трудоустройства:
- надводный транспорт;
- судоходные компании;
- предприятия, занимающиеся рыбным промыслом;
- логистические и экспедиторские центры;
- администрация порта;
- НИИ и проектные организации;
- службы безопасности и надзорные органы за судоходством и прочие предприятия флота, транспортировки или рыбных отраслей.
Будущая работа имеет одну специфику – команда корабля должна иметь возможность переместиться в любую точку мира для транспортировки груза. Поэтому морские вузы выдают дипломы международного образца – чаще всего стандартный российский документ имеет приложение, переведенное на английский язык. К слову, знание иностранного – обязательное условие для трудоустройства моряком.
Самостоятельно устроиться на работу – непростая задача, за исключением тех случаев, когда студент обучался по интегрированной системе подготовки (ее практикует Севмашвтуз). Проще всего для поиска работы прибегнуть к услугам посредников. В морском деле подбором кадров занимаются крюинговые компании.
Профессия моряка признана одной из самых сложных во всем мире. Если стремление освоить ее настолько велико, что не пугают предстоящие трудности, российские морские вузы способны предоставить качественное образование в этой области, причем высоко котироваться оно будет и за рубежом.
Автор: Оксана Киреева