Институты менеджмента в России 2020

Мужчина

Минтруда и социальной политики РФ каждый год фиксирует нехватку вакансий для всех желающих стать менеджерами, несмотря на то что в стране работает более 4 млн коммерческих организаций, и все они нуждаются в профессиональных управляющих. Анализ рынка труда также подтверждает – руководители предприятий и их подразделений по-прежнему востребованы. В 2019 г. только в столице были открыты 7 793 вакансии. Проблемы с трудоустройством связаны больше не с количеством специалистов, а с качеством их образования. Подготовка будущих руководителей ведется в 1 307 российских вузах, однако профильных институтов менеджмента в России очень мало. А потому главное при выборе будущей альма-матер – не попасть в учебное заведение, выпускающее специалистов «конвейером».

Список вузов

Государственные вузы, в которых изучают сугубо менеджмент, есть только в столице. Это ГУУ, ориентированный на подготовку управленческих кадров для различных отраслей экономики, и МГУУ Правительства Москвы, готовящий служащих для городских и местных административных органов. Остальные профильные институты – коммерческие (например, ИММиФ) или специализируются на программах MBA и называются бизнес-школами и тоже частные, как МИМ ЛИНК.

Но есть также государственные университеты с факультетами менеджмента или соответствующими программами на экономических факультетах. Их десятки, и многие входят в рейтинг наиболее престижных в стране. География учебных заведений, информация о количестве бюджетных мест и стоимости обучения приведены в таблице.

Название На каком отделении изучают менеджмент Бюджетные места Проходной балл Годовая стоимость обучения для граждан РФ, руб.
Московский государственный университет (МГУ) им. М. В. Ломоносова Экономический ф-т 24 322 490–510 тыс.
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ВШЭ) Ф-т бизнеса и менеджмента 135 276–378 460–490 тыс.
Санкт-Петербургский политехнический университет (СПбПУ) Петра Великого Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли (ИПМЭиТ) 75 254–258 267–506 тыс.
Национальный исследовательский Томский государственный университет (НИ ТГУ) Институт экономики и менеджмента 15 240 142 800
Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ) Институт управления, экономики и финансов 5 От 257 127 680 – 196 140
Южный федеральный университет (ЮФУ, г. Ростов-на-Дону) Ф-т управления 26 228 108 тыс.
Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина (УрФУ, г. Екатеринбург) Институт экономики и управления 10 272 157 тыс.
Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ БелГУ) Институт экономики и управления 6 235 110 660
Амурский государственный университет (АмГУ, г. Благовещенск) Экономический ф-т 7 210 136 700
Новосибирский государственный технический университет (НГТУ) Ф-т бизнеса 12 252 59 тыс. / семестр
Сибирский федеральный университет (СФУ, г. Красноярск) Институт управления бизнес-процессами и экономики 29 232 141 018
Забайкальский государственный университет (ЗабГУ, г. Чита) Ф-т экономики и управления - 215* 126 тыс.
Пермский государственный национальный исследовательский университет (ПГНИУ) Экономический ф-т 8 239 123 700
Кубанский государственный университет (КубГУ, г. Краснодар) Экономический ф-т - 251* 117 500
Северо-восточный государственный университет (СВГУ, г. Магадан) Ф-т менеджмента, экономики и финансов - 155 * 96 100
Тюменский государственный университет (ТюмГУ) Финансово-экономический институт 7 254 164 554
Иркутский национальный исследовательский технический университет (ИРНИТУ) Институт экономики, управления и права 3 217 71 тыс. / семестр
Северо-Восточный федеральный университет (СВФУ) им. Н. К. Аммосова (г. Якутск) Финансово-экономический институт - 200* 265 500
Хабаровский государственный университет экономики и права (ХГУЭП) Ф-т управления и технологий 1 201 141 500
Петрозаводский государственный университет (ПетрГУ) Институт экономики и права 10 220 133 200

*общее число баллов последнего зачисленного на обучение по контракту.

Факультеты, специальности, направления

В начале 90-х менеджер был универсальным офисным служащим без особых навыков и профильных знаний. Сегодня его глобальная задача – сделать так, чтобы бизнес работал эффективно, а сфера деятельности практически не имеет границ. Поэтому внутри специальности «менеджмент» университеты стали предлагать огромное количество профилей на все случаи жизни.

При выборе конкретной специализации российские абитуриенты обычно отдают предпочтение предпринимательству и управлению производственной и хозяйственной деятельностью предприятия и выбирают в основном четыре программы подготовки:

  • «Производственный менеджмент»;
  • «Менеджмент организации»;
  • «Предпринимательство»;
  • «Управление бизнесом».

Не менее популярен менеджмент в связке с экономикой, в том числе международной. Такую специальность можно получить, выбрав профили:

  • «Государственное и муниципальное управление»;
  • «Финансовый менеджмент»;
  • «Управленческий и финансовый учет»;
  • «Антикризисное управление»;
  • «Международный бизнес и предпринимательство»;
  • «Бизнес в странах Северо-Восточной Азии».

Для желающих стать прежде всего управленцем, а уж потом экономистом, есть соответствующие направления подготовки в самых разнообразных сферах:

  • туристической – «Менеджмент туризма»;
  • культурной – «Менеджмент креативных проектов, социально-культурной деятельности»;
  • гостинично-ресторанной – «Менеджмент гостиничных и ресторанных предприятий»;
  • управления человеческими ресурсами (HRM, HR-менеджмент) – «Управление персоналом»;
  • материального производства – менеджмент в машиностроении, строительстве, энергетике и др.

Также ведущие вузы страны предлагают освоить менеджмент в спорте. Так, в УрФУ им. Б. Н. Ельцина есть программа бакалавриата «Сервис в индустрии спорта и рекреации», а в столичных РЭУ им. Г. В. Плеханова и РАНХиГС – «Менеджмент спортивной индустрии».

Особенности обучения

Первые три курса все будущие менеджеры, независимо от профиля, учатся по общему плану. Они изучают обязательные базовые предметы:

  • теорию экономики и менеджмента;
  • маркетинг;
  • учет и анализ;
  • стратегический и финансовый менеджмент;
  • управление персоналом (трудовыми ресурсами).

Специальные дисциплины, соответствующие профилю, вводятся на четвертом курсе. Вариативную (узкопрофильную) часть учебного цикла вузы формируют самостоятельно, но, как правило, она состоит из предметов, которые расширяют и углубляют знания и навыки, полученные при изучении обязательных дисциплин, и это хорошо видно на примере учебного плана по менеджменту программ разных профилей одного и того же широкого направления – менеджмента – в МГТУ им. Баумана.

Дисциплины профиля Управление банковской и информационной безопасностью

Предметные модули профиля «управление банковской информационной безопасностью» специальности «менеджмент» в МГТУ им. Баумана

Дисциплины профиля "Менеджмент корпораций"

Предметные модули профиля «менеджмент корпораций» специальности «менеджмент» в МГТУ им. Баумана

Те, кому сложно определиться с конкретной областью управления, могут выбрать направление «Менеджмент» общего профиля, и, немного освоившись в будущей профессии и получив диплом бакалавра, продолжить обучение по более специализированной программе уже в магистратуре.

Условия поступления

Основная комбинация ЕГЭ для поступления на менеджмент: математика профильного уровня сложности, русский язык и обществознание – именно его желательно сдать на максимальный балл, так как этот предмет рассматривается как профилирующий и в спорных ситуациях оценка за него может решить судьбу поступающего. В зависимости от выбранного профиля обучения набор ЕГЭ может меняться или расширяться: в общей сложности таких вариативных комбинаций семь (русский язык присутствует во всех, и только в одном нет математики).

Русский язык + один из наборов предметов

математ.

ин. яз.

математ.

физика или химия

математ.

информатика

математ.

география

общество

история

математ.

общество

ДВИ*

математ.

ин. яз.

ДВИ*

*ДВИ – дополнительные вступительные испытания.

Результаты ЕГЭ по иностранному языку обычно требуют от будущих международников и менеджеров по туризму. Им могут пригодиться высокие баллы по географии или истории. Оценки за экзамен по физике или химии нужны редко – тем, кто мечтает о должности управленца на производственном предприятии энергетической или химической отрасли соответственно. Какой именно набор предметов нужен для поступления на конкретный профиль менеджмента, надо уточнять на сайте выбранного вуза.

ДВИ носят чаще всего профессиональный характер и проводятся при поступлении на профили, связывающие менеджмент и педагогику. Потенциальному абитуриенту обычно предлагают пройти психологический тест, раскрывающий определенный склад характера. А вот исключительное право «гонять» по школьным наукам имеют только два вуза страны – МГУ им. М. В. Ломоносова и СПбГУ. Для поступления в главные российские университеты будущим менеджерам придется письменно подтвердить свои успехи в математике.

Бюджетные места и проходные баллы

Госзаказ по всем направлениям менеджмента небольшой – за счет государства учится не более 11 % будущих управленцев. Для сравнения: педагогические специальности бесплатно осваивают 45,7 %, а сельхознауку – 54 % студентов. Конкурс на госбюджет высокий даже в регионах. Например, во время прошлой вступительной кампании в ТюмГУ на одно бюджетное место претендовали 77 человек.

Труднее всего поступать на менеджмент в институты обеих столиц – в них стекаются выпускники со всей России и абитуриенты с самыми высокими баллами. Правда, и мест для бесплатного обучения в Москве и Петербурге в разы больше.

Учебное заведение План приема на бюджет Подано заявлений Конкурс, человек на место Проходной балл
ГУУ 220 4 642 21,1 251
Финансовый университет 60 670 11,17 270
МИЭТ 30 246 8,2 249
СПбГЭУ 175 3 204 18,31 253
СПбГУ 70 1 153 16 ,43 276
СПб Политех 75 2 175 29 258

Наибольшее число заявлений на бюджет по направлению «Менеджмент» в 2019 г. было подано в РАНХиГС (5,1 тыс.), ГУУ (4,6 тыс.) и ВШЭ (4,1 тыс.) Конкурс в этих университетах составлял 21–54 человека на место. Кстати, в этом же году госзаказ на менеджеров впервые получил МГУ им. М. В. Ломоносова – раньше управленцев на Воробьевых горах учили только платно.

Рейтинги

Менеджер – профессия для амбициозных, и основной мотиватор при ее выборе – желание построить успешную карьеру. По большому счету наилучший показатель престижности института менеджмента – число выпускников, занявших позиции руководителей высшего звена.

Проанализировав сведения о высшем образовании членов правления 370 крупнейших компаний России, RAEX (РА «Эксперт») признал лидерами в подготовке профессиональных управленцев пятерку столичных вузов – МГУ им. М. В. Ломоносова, Финансовый университет, РАНХиГС, РЭУ им. Г. В. Плеханова и МГИМО.

Рейтинг вузов по количеству выпускников в правлениях крупных компаний России из списка RAEX-600

(Позиция/название вуза/количество выпускников – топ-менеджеров)

Рейтинг вузов

Высокие позиции в рейтинге занимают также петербургские, сибирские и уральские университеты.

Рейтинг вузов

Источник: Эксперт РА

Кроме того, выпускники большинства этих же вузов наиболее востребованы на рынке труда, меньше других испытывают сложности с трудоустройством и получают более высокую заработную плату. Подтверждение тому – рейтинг портала Superjob по уровню зарплат молодых специалистов, закончивших экономические вузы. Наиболее радужные перспективы, судя по статистике, у выпускников ВШЭ, МГИМО и МГУ.


Рейтинг экономических вузов России 2019

Высокие позиции у российских вузов с отделением менеджмента и в мировом рейтинге университетов, лучших по качеству трудоустройства по версии британской компании Quacquarelli Symonds (QS) . В списке 500 лучших вузов, опубликованном на сайте агентства, – МГУ им. Ломоносова (100–110 место), Питерский госуниверситет (161–170) и МГИМО (201–250).

Впрочем, это не доказывает необходимость учиться менеджменту только в столице – поступить в институт из мирового топа можно и в регионе. Например, в рейтинге университетов стран БРИКС (с быстро развивающейся экономикой) того же агентства QS Томский политех признан лучшим в преподавании 13 предметов, среди которых и экономические науки.

Сильными эксперты RAEX считают и факультеты менеджмента в Сибирском, Дальневосточном и Южном федеральных университетах, Томском госуниверситете. Так что можно вполне обоснованно утверждать, что вузы с высоким качеством преподавания науки управления есть в разных городах России.

Многозначительную точку (скорее даже многоточие, наводящее на размышления) в обзоре рейтингов ставит Forbes. В его топ входит около десятка вузов, в которых на факультетах и отделениях менеджмента готовят потенциальных фигурантов всемирно известного списков миллионеров:

  1. МИСиС.
  2. МГИМО.
  3. МГУ им. М. В. Ломоносова.
  4. РАНХиГС.
  5. Томский политех.
  6. НИ ТГУ (г. Томск)
  7. ВШЭ.
  8. Финансовый университет (г. Москва).
  9. КФУ (Казань).
  10. НГТУ (Новосибирск).
  11. Питерский горный университет.

Так что выбор институтов менеджмента в России весьма большой.

Менеджмент в вузах по программам MBA

По сути, программы MBA – это дополнительное профобразование, рассчитанное на тех, у кого уже есть диплом бакалавра и практический опыт управления. Причем неважно, в какой сфере они получены.

Программы MBA бывают долгосрочными (не менее 2 лет) и краткосрочными (курсы от 10 недель до 6-7 месяцев). В зависимости от ключевых навыков и компетенций, которые они развивают, их подразделяют на пять типов:

  • стандартные – для начинающих управленцев;
  • интенсивные – для желающих получить знания в сфере управления в ускоренном режиме;
  • Executive MBA (EMBA) – для менеджеров с большим профессиональным опытом;
  • Global Executive (GEMBA) – для управляющих в международных организациях;
  • тематические – ориентированы на менеджеров с определенной специализацией (финансисты, HR, айтишники и др.)

В учебных программам и курсах MBA десятки предметов. Они охватывают такие области знаний, как бухгалтерский учет, в том числе с использованием информационных систем; управление – финансами, персоналом, IT-проектами, бизнесом; маркетинг; право; стратегический, антикризисный менеджмент и др.

Образовательный процесс выстроен так, чтобы студент мог применить полученные знания во время или сразу после окончания обучения. Слушателям читают лекции, проводят семинары, мастер-классы и тренинги. Но главное, что предполагает образовательный процесс, – это стажировки под руководством практикующих представителей бизнеса. Во время них студенты решают практические задачи по типу кейсов – рассматривают приближенные к жизни ситуации (экономические, социальные) и события из жизни организации, то есть максимально погружаются в реальный бизнес.

Продолжительность обучения зависит от его формата:

  • очно (Full-time MBA) – 1-2 года плюс стажировка;
  • без отрыва от производства (Part-time MBA) – 1,5–3 года;
  • онлайн-обучение (Distance Learning) – сроки устанавливает обучающая бизнес-школа.

Выпускникам присваивают степень Master of Business Administration – магистр в сфере управления. При трудоустройстве на руководящие должности ее наличие придает кандидату особую привлекательность в глазах работодателя.

Обучение по программам MBA ведется в бизнес-школах, которые могут быть как частными, так и действующими на базе государственных университетов. Легкодоступным такое образование назвать сложно:

  • стоимость очного учебного курса в престижной школе достигает 500 тыс. – 1,5 млн руб., дистанционного – до 100 тыс. руб.;
  • для поступления нужно сдавать экзамены, включая английский язык;
  • спрос с учащихся весьма велик – придется серьезно готовиться и к промежуточным, и к выпускным экзаменам.

Однако осязаемые результаты повышения управленческой квалификации проявляются довольно быстро. У 9 из 10 выпускников затраты на учебу окупаются в среднем за 2,5 года, а заработок в течение этого времени возрастает примерно на 85 %. Но все это – при грамотном подходе к выбору бизнес-школы.

В регионах работодатели вполне лояльно относятся к выпускникам местных курсов MBA. Но бывают и специфичные запросы. Например, в столице преимущество отдают специалистам с дипломом бизнес-школ Европы. Получить его можно и в России – многие государственные вузы сотрудничают с европейскими, и после прохождения учебного курса вручают своим слушателям два диплома – собственный и иностранного университета.

Ниже представлен рейтинг российских школ MBA от портала «MBA в Москве и России» (MBA. SU). Он составлен по данным опроса 1 250 выпускников программ для начинающих и опытных менеджеров, давших оценку полученному образованию по таким критериям, как рост дохода, карьерные достижения, расширение связей, личное и профессиональное развитие.

Рейтинг российских школ MBA

Примечательно, что в топ вошли не только столичные бизнес-школы и вузы с факультетами менеджмента. Достойные позиции в «народном рейтинге» занимают самарские, иркутские и новосибирские университеты.

Рейтинг российских школ MBA

Кроме того, результаты анкетирования показывают – координаты лучших институтов и университетов менеджмента и наиболее престижных школ бизнеса совпадают. При этом получить качественное управленческое образование можно в большинстве регионов РФ.

Где работают выпускники

В целом у бакалавра менеджмента, который выходит из вуза с весьма широким спектром универсальных знаний, много путей самореализации. Его диплом – это ключик, отпирающий дверь практически в любую отрасль. Он может претендовать на должность в органах государственного и муниципального управления (например, в местных комитетах по ценам и тарифам, контрольно-счетной палате, региональном министерстве экономического развития и промышленности) или открыть собственное малое предприятие.

Тем, у кого амбиции относительно места во властных структурах или перспективы стать собственником корпорации отсутствуют, предназначены другие позиции под солнцем. На сайтах с вакансиями работодатели подыскивают менеджеров самых разнообразных специализаций: по активным продажам, закупкам, недвижимости, туризму, работе с клиентами, подбору персонала и даже по управлению талантами… Не все должности гарантируют доход в цифрах с семью нулями, но менеджер – профессия для целеустремленных, и помимо основной зарплаты управленцам, как правило, полагается премия по результатам деятельности компании за год.

Автор: Наталья Кобильченко