Машиностроительная отрасль – один из крупнейших работодателей в России. В ней трудится около 35 % населения, занятого в отечественной промышленности. Выпускники школ, которые выберут местом учебы институт машиностроения, точно не останутся без работы. Ведь машины – транспорт, приборы и оборудование – прочно вошли во все сферы жизни, и спрос на специалистов, которые могут их проектировать, производить, обслуживать и ремонтировать неуклонно растет.
О профессии
Специалисты сферы машиностроения – это мастера на все руки, исследователи и настоящие творцы цивилизации, знающие, как из простых и сложных деталей спроектировать и изготовить механизмы и технику, которые нужны для того, чтобы автоматизировать и ускорять определенные процессы. Городские автомобили и гоночные машины, механические карандаши и кухонные комбайны, роботы и космические корабли – это все результат их работы.
Но если опустить лирику, то по факту выпускники институтов и университетов машиностроения – инженеры-конструкторы и технологи – занимаются разработкой, ремонтом и диагностикой промышленного, производственного или бытового оборудования, проводят научные исследования с целью повышения качества техники.
Список вузов
Большинство институтов, занимающихся подготовкой специалистов машиностроения, сосредоточено в европейской части страны. Здесь размещены основные центры производства и выпускается до 90 % всей продукции отрасли, и, соответственно, требуется много квалифицированных инженеров и конструкторов. Готовят их более чем в восьмидесяти вузах технологического направления, расположенных, впрочем, не только в центральной части России, но и за Уралом.
- Центральный федеральный округ:
- МГТУ им. Н. Э. Баумана – Московский государственный технический университет;
- МГТУ «СТАНКИН» – Московский государственный технологический университет;
- ВГТУ – Воронежский государственный технический университет;
- Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых;
- Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова;
- Брянский государственный технический университет.
- Сибирь:
- Омский государственный технический университет;
- Национальный исследовательский Томский политехнический университет;
- КузГТУ им. Т. Ф. Горбачева – Кузбасский государственный технический университет (г. Кемерово);
- СФУ – Сибирский федеральный университет (г. Красноярск);
- ТИУ – Тюменский индустриальный университет.
- Урал:
- Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина (г. Екатеринбург).
- Поволжье, Приволжье:
- Тольяттинский государственный университет;
- Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. И. Туполева – КАИ;
- Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева;
- Пермский национальный исследовательский политехнический университет.
- Санкт-Петербург:
- Санкт-Петербургский институт машиностроения;
- Санкт-Петербургский государственный технологический институт;
- Санкт-петербургский политехнический университет Петра Великого;
- Санкт-Петербургский горный университет.
Но вузами из этого списка варианты для получения хорошего образования не ограничиваются: по данным рейтинга «Национальное признание», в топ-20 попадают классические университеты и машиностроительные институты из многих российских регионов.
* Рейтинг по предмету означает, что ранжировались не вузы в целом, а факультеты машиностроительного профиля.
Если учитывать, что машиностроение – это комплекс отраслей промышленности, производящих оборудование для всех подразделений народного хозяйства и немалую часть предметов потребления, то по большому счету и абсолютно обоснованно к машиностроительным вузам можно отнести учебные заведения, в которых есть направления подготовки, связанные с приборо-, станко-, автомобиле- и тракторостроением, инструментальной промышленностью, производством электротехники и высокоточной оптики.
Основываясь на более всеобъемлющем подходе к формированию списка машиностроительных университетов и институтов, можно обратиться и к другим рейтингам, в которых фигурируют инженерные и технические вузы. Весьма интересным и полезным для абитуриентов, выбирающих учебное заведение, будет, к примеру, ренкинг «Форбс» – в него включаются вузы, из стен которых выходят специалисты с предпринимательской жилкой, в обозримом будущем способные войти в престижный список «Форбс» или стать частью политической элиты страны.
По оценкам экспертов Forbes, по сумме критериев «качество образования», «востребованность выпускников» и фактор «Форбс» к десятке лидеров среди российских институтов машиностроения относятся:
- МИСиС.
- МФТИ.
- МИФИ.
- ИТМО.
- Томский политех.
- РГУ им. Губкина.
- Санкт-Петербургский горный университет.
- МГТУ им. Баумана.
- МЭИ.
- Политех Петра Великого.
Лидеры в рейтинге портала Superjob, составленном по уровню зарплат выпускников технических, в том числе и машиностроительных, высших учебных заведений, в общем и целом те же:
- МФТИ.
- МГТУ им. Баумана.
- ИТМО.
- МИФИ.
- МЭИ.
- МИСиС.
- НГТУ (Новосибирск).
- СПбПУ (Политех Петра Великого).
- МИЭТ.
- МАИ.
Так что абитуриентам машиностроительных институтов есть из чего выбирать.
Факультеты и специальности
Машиностроение – общее направление, объединившее несколько специальностей, ориентированных на подготовку инженерных кадров для работы на промышленных производствах широкого профиля. Содержание программ по конкретной специальности в разных институтах отличается и зависит от того, какая отрасль машиностроения более развита в регионе – энергетическая, сельскохозяйственная, транспортная (автомобили, самолеты, морские и речные суда и т. д.) или станкостроение. Основные профили и возможные варианты их программ приведены в таблице.
Направление | Варианты программ подготовки | Кем работают выпускники | |
---|---|---|---|
15.03.01 | Машиностроение | Машиностроение |
Инженер Инженер-технолог Инженер-конструктор |
Машины и технология обработки давлением | |||
Машины и технология обработки материалов давлением | |||
Машины и технологии высокоэффективных процессов обработки | |||
Оборудование и технологии сварочного производства | |||
15.03.02 | Технологические машины и оборудование | Металлургические машины и оборудование |
Инженер Специалист по САПР Дефектоскопист Инженер-конструктор |
Гидропневмосистемы технологического оборудования (В МИСиС) | |||
Принтмедиасистемы и комплексы | |||
Оборудование нефтегазообработки | |||
Машины и оборудование нефтяных и газовых промыслов | |||
Морские нефтегазовые сооружения | |||
15.03.03 | Прикладная механика | Вычислительная механика и компьютерный инжиниринг |
Инженер Инженер-исследователь Инженер-механик исследователь Инженер-прочнист Инженер расчетчик Специалист по компьютерному моделировании. Инженер-конструктор Инженер по охране труда и ТБ Патентовед |
Математическое и компьютерное моделировании механических систем и процессов | |||
Экспериментальная механика | |||
Динамика, прочность машин и конструкций (только в МАИ) | |||
Динамика, прочность летательных аппаратов (только в МАИ) | |||
15.03.04 | Автоматизация технологических процессов и производств | Автоматизация технологических процессов и производств в нефтегазопереработке | Инженер (специалист) по автоматизации |
Автоматизация инженерных и строительных технологий | |||
Автоматизация сварочных процессов и производств | |||
15.03.05 | Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств | Технология автомобилестроения |
Инженер Специалист по САПР Инженер-технолог Инженер-механик Механик по ремонту оборудования Наладчик станков с ЧПУ Инженер-конструктор |
Технология производства двигателей | |||
Технология производства и ремонта горных машин | |||
Металлообрабатывающие станки и комплексы | |||
15.03.06 | Мехатроника и робототехника | Управление в мехатронных системах |
Инженер Инженер-конструктор Инженер-мехатроник |
Управление в робототехнических системах | |||
Автономные и дистанционные мобильные роботы и космические манипуляторы (только в МГТУ им. Баумана) | |||
Промышленные и сервисные роботы и РТС |
Привязка вузовских учебных программ к особенностям отрасли наблюдается во всех центрах машиностроительной промышленности. Например, в Питере – центре тяжелого станкостроения, основной акцент приходится на подготовку специалистов по производству и обслуживанию промышленных роботов, станков с программным управлением, автоматических линий – это видно на примере образовательных программ Питерского политеха.
В Сибири, на Урале, где основной упор приходится на сферу добывающей и обрабатывающей промышленности, выпускают специалистов по обслуживанию механизмов для добычи полезных ископаемых, комплексов по их обогащению и переплавке. В Поволжском регионе первое место в университетах машиностроения – за специальностями, связанными с производством и обслуживанием оборудования нефтегазопереработки.
В Центральном ФО, где преобладает производство космической техники и ракетного вооружения, автомобиле- и станкостроение, наиболее востребованы конструкторы. Их готовят в разных вузах, но при этом у каждого есть своя определенная «ниша». Например, МГТУ им. Н. Э. Баумана – это кузница кадров для ракетно-космической отрасли, а МИСиС выпускает проектировщиков металлургических машин.
Поступление
Окончательный список требований устанавливает машиностроительный университет, но есть и общие для всех правила. Для зачисления на специальности, связанные с машиностроением, потребуются результаты ЕГЭ (или внутренних вступительных экзаменов – для тех, кто имеет право их сдавать) по трем предметам:
- математике (профильный уровень сложности);
- физике;
- русскому языку.
У абитуриентов направления 15.03.04 (автоматизация техпроцессов) набор предметов немного другой – вместо физики им нужна информатика и ИКТ, а профильная математика и русский язык – по умолчанию.
Если у нескольких кандидатов общий балл ЕГЭ совпадает, больше шансов на зачисление в машиностроительный институт у абитуриента с лучшим результатом по математике – как правило, но далеко не всегда. У разных вузов свои приоритеты, поэтому, например, при подведении итогов конкурса на специальность 15.03.01 в МГТУ им. Баумана в случае равенства общего числа баллов студентом станет абитуриент с наибольшим результатом по физике, а в СПбПУ – по профильной математике. Преимущество в «спорных» ситуациях также дают личные достижения (волонтерская деятельность, наличие золотого значка ГТО, призовые места в олимпиадах и т. д.). За них можно получить до 10 дополнительных баллов к общей сумме конкурсных.
Проходные баллы и стоимость учебы
Главная особенность поступления на машиностроительные специальности - в рамках бюджетных мест в большинстве университетов предусмотрен целевой набор. Абитуриентам, получившим направление от предприятия, вместе с бесплатной учебой в вузе гарантировано рабочее место после его окончания.
Среди крупнейших заказчиков «целевых студентов» – предприятия Росатома (ФГУП «Приборостроительный завод», направления 15.03.01 и 15.03.05) и Роскосмоса (предпочтительные направления – 15.03.01, 15.03.02, 15.03.03, 15.03.04). Квота приема целевиков обычно составляет до 25 % от всех бюджетных мест. Информация о их числе и стоимости платного обучения в разных регионах представлена в таблице.
Название вуза | Количество бюджетных места на специальности машиностроения, всего | Проходной балл | Стоимость обучения в год, руб. |
---|---|---|---|
МГТУ им. Н. Э. Баумана | 266 | 235–278 | 302 533 |
МГТУ «СТАНКИН» | 273 | 191–198 | 223 700 |
СПбПУ им. Петра Великого | 230 | 219–250 | 180 000 |
БГТУ (г. Брянск) | 86 | 128 | 80 850 |
ОмГТУ (г. Омск) | 22 | 156 | 61 100/семестр |
КНИТУ–КАИ (г. Казань) | 72 | 210–212 | 134 492 |
СФУ (г. Красноярск) | 90 | 159–193 | 170 622 |
УрФУ (г. Екатеринбург) | 50 | 160–168 | 157 060 |
УГНТУ (г. Уфа) | 9 | 184–204 | 125 000 |
СГТУ им. Ю. А. Гагарина | 89 | 166 | 113 080 |
Тяжело ли в учении?
Большую часть учебного времени придется посвятить процессу черчения. Испытание карандашом и линейкой начнется уже на первом курсе – с исследования свойств геометрических объектов при изучении начертательной геометрии – и продолжится построением эпюр во время лекций по сопромату, теоретической механике, физике и теплотехнике на 2-3 курсе. Если все это не вызывает желания сдать документы на другой факультет, можете смело «погружаться» в машиностроительную специальность.
Где работают выпускники
Проблем с трудоустройством у выпускников с высшим техническим образованием, квалификацией инженера и способностью к логическому и творческому мышлению обычно не бывает. Сложное промышленное оборудование используют различные производства, поэтому спрос на инженерные кадры высокий и мало зависит от отрасли. Чаще всего выпускники машиностроительных университетов и институтов устраиваются на заводы по производству станков и оборудования, а также в компании, где эта техника используется. Тем не менее оплата труда четко привязана к отрасли: больше всего получают работники добывающей промышленности – нефтяной и газовой, за ними по уровню зарплат – сотрудники предприятий оборонного комплекса.
Автор: Наталья Кобильченко