Чем рафинированнее профессия гуманитария, тем жизнеспособнее должен быть он сам. Придется нелегко. Рассмотрим профессию писателя – самую рафинированную гуманитарную профессию.
Многие из желающих стать писателями – те, кто опасается не найти себе место в нашей пестрой, изменчивой, жестокой действительности. Они живут в мире литературных фантазий и не хотят в реальность – завоевывать себе место под солнцем. Они считают себя особенными. Заниматься чем-либо – даже журналистикой – ниже их достоинства. Они живут на родительские средства и старательно учатся. Они хотят прославиться, но удается это единицам. Большинство так и остается «широко известными в узкой среде». Потом они выпускают книги (иногда даже не платя за издание) и участвуют в многочисленных чтениях-выступлениях. Затем одни идут работать в редакции и издательства как советники по культурным вопросам. А некоторые переквалифицируются-таки в корреспондентов, редакторов, библиотекарей… Остальные же работают время от времени не по специальности, ругают время и общество, загубившее их талант, сворачивают на кривую дорожку.
Дадим слово тем, кто решил подвизаться на писательской ниве. Оцените авторов «на предмет наличия живучести»:
Оксана: Мне предложили ходить на семинары, читать свои произведения и публично их критиковать. Я ужаснулась и отказалась. Мне прямо представилось, как я стою эдаким святым Себастьяном, и плоть моих стихов – мою живую плоть – глумливо и не вдумываясь пронзают копьями. Поэтому я тихо издала свою книжонку и раздала доверенным людям – пусть читают спокойным вечером наедине с собой и не орут мне в лицо непрочувствованности. Если же получать высшее образование в сфере литературы или журналистики… Оно не создает писателей или журналистов – а в лучшем случае оттачивает мастерство. (С другой стороны, Бауманский не создает великих физиков, всё равно изначально должны быть задатки. Но по творческим вузам это лучше видно: без шлифовки извне, самому по себе, физиком не стать, а вот, например, поэтом – при желании можно.) Учась, человек рискует поддаться шаблону: вот так писать – верно, а так – неверно… А я за полет души, я сама пишу в полном угаре и люблю именно те места, где не могу объяснить, как это сделано. Иногда читаю, скажем, стихи кого-нибудь известного и думаю: так, вот эта рифма наверняка придумана специально, чтобы хоть чем-то уравновесить предыдущую строчку, на которой весь стих и завязан и ради которой его написали. И если (как мне, конечно, кажется) это четко просматривается, если нет ощущения, что все произведение создано как по мановению, то это уже мастеровой сделал – может, очень хороший, но не сумевший замести следы от швов и сварки…
Лора: Я стала хуже писать. Почему? Не знаю. Возможно дело в том, что меня учат по принципу неважно, что написано – важно как. А это изначально неправильно: важно и то, и другое! В равной степени! И ничего, кроме грусти, осознание всего этого не приносит.
Римма: Писателем, по-моему, может быть лишь человек с богатым жизненным опытом... Сразу после школы, в шестнадцать лет сложно осознать – твое это или не твое? Ведь, как правило, в юности пишутся наивные и любовно-морковные стишочки или поверхностные рассказы. А журналистика – просто хорошее подспорье для писательского разгона
Ольга: А “литературный работник” – это кто?
Дело в том, что квалификации «писатель» просто нет…
Интересно писать, рассуждать в книгах о вечном и злободневном может научиться любой – если захочет. Если вдруг поймет: «Не могу жить без творчества!». Скромный врач-психиатр из Алма-Аты сейчас – знаменитый столичный реалист-фантаст Сергей Лукьяненко. Глубокие произведения пишут актеры (например, Василий Ливанов). Пелевина из Литературного института выгнали… Петрушевская – выпускница журфака МГУ. Улицкая – биолог-генетик из Башкирии. Аксенов окончил медицинский институт.
Я – за широкое гуманитарное образование. За слияние всех «книжных» специальностей. За то, чтобы на встречи со студентами в писательские вузы приходили не только писатели, в театральные – не только актеры и режиссеры… Тогда выпускнику легче будет выбрать свой жизненный путь. Особенно если ему помогут дружелюбные педагоги, которые помимо образования займутся воспитанием – не лишнего человека – «умной ненужности», а разносторонней личности, стремящейся сделать мир более ярким и звонким, чутким и внимательным, думающим и нравственным. И, разумеется, жизнеспособной личности, способной принять специфику профессии.
А теперь – немного о специфике…
Отличие писателя от журналиста и PR-специалиста
Представим себе следующую ситуацию. Несколько очень творческих людей попали под очень сильный дождь…
Писатель вернется домой и опишет тонкие и звонкие струи, прокалывающие легкую ткань тучек солнечные лучи, пузыри на лужах, которые похожи на пузатых лягушат… То, как капли ползут по стеклам очков главного героя (на 80% этот герой – сам автор): романтически – или издевательски, искажая пространство – или время, зависит от настроя сочинителя. Большинство читателей пробегут глазами по этому лирическому отступлению, чтобы потом более внимательно прочитать про любовь главного героя: ведь он наверняка во время ливня идет на свидание с девушкой… У него нет денег на такси… И даже на цветы… Дождь – по большому счету, прелюдия. Но автор старательно создавал эту сцену, даже переписывал пару раз. И пускай книга вышла небольшим тиражом на средства творца… Зато всем знакомым понравился ход повествования. Да и в Интернете многие похвалили.
Журналист помчится выяснять, какие проблемы возникли в городе по вине сильного дождя. Сообщит свои впечатления, опросит граждан и даст комментарии чиновников. После чего в обсуждении его материала в Сети появится несколько сообщений на тему «вы бы лучше о дачах и автомобилях депутата такого-то написали», а в редакцию придет письмо от бабушки, громадную лужу у подъезда которой корреспондент случайно не учел. Однако журналист не сильно расстроится: ему надо в течение недели написать еще десяток не менее актуальных статей. Оклад – это неплохо, но ведь должны быть и гонорары…
Человек, занятый в сфере PR или рекламы, пристально посмотрит на веселую девочку, которая шлепает по лужам без зонта… И придумает к этому визуальному ряду несколько слоганов, чтобы потом с помощью всего этого продвигать к целевой аудитории практически любой товар или услугу. Кстати, подобное уже было: «Взгляни на мир по-детски!». Многие проникнутся, цитировать станут – даже если забудут, что же конкретно им вместе с этим образом и фразой предлагали… Только вот мало кого заинтересует личность автора сюжета. Однако богатая зарубежная компания уже предложила ему разработать имидж ее продукции, предложив высокую оплату труда.
И так – годами… Если окажетесь жизнеспособными – и если повезет.
Автор текста: Cветлана Свининникова