Переподготовка медицинских работников и врачей является важнейшей частью обеспечения качества здравоохранения. Она адаптирует практикующих специалистов к быстро меняющимся медицинским технологиям и методикам. В этой статье мы исследуем, как и почему непрерывное обучение и развитие профессиональных навыков играют критическую роль в улучшении эффективности медицинских услуг.
Содержание
Профессиональная переподготовка медицинских работников и врачей осуществляется практически на тех же условиях и в том же нормативном поле, что и переподготовка специалистов среднего уровня. Разница заключается в программах обучения. Очевидно, что у программ переподготовки врачей иная направленность, более серьезная углубленность в тематику и суть изучаемых вопросов рассматривается в них гораздо подробнее, чем в рамках программ переподготовки медсестер или фельдшеров, например. Следует отметить, что профессиональная переподготовка медсестер, как правило, может понадобиться лишь в том случае, когда у медицинской сестры был длительный перерыв в работе по специальности.
Даже если медсестра вела трудовую деятельность, тесно связанную с ее специальностью, но это не зафиксировано официально, в качестве трудового стажа, то перед поступлением на работу в медицинское учреждение, ей понадобится пройти курс переподготовки.
В большинстве других случаев, например, для обновления компетенций в соответствии с критериями ФГОС, прохождение курсов переподготовки медсестер вполне можно заменить участием в аккредитованной программе повышения квалификации медицинских работников.
Примеры программ переподготовки врачей и медицинских работников
- Охрана здоровья работников предприятий, профессиональная патология, профессиональные риски. Стоимость прохождения данной программы обучения составляет 35 000 рублей. Длительность курса – 3,5 месяца. На протяжении этого срока реализуется 504 академических часа. Данная образовательная программа рассчитана на переподготовку врачей общей практики, а также терапевтов, планирующих участвовать в проведении экспертиз связи заболеваний с профессиональной деятельностью работников различных предприятий и экспертиз соответствия работников критериям профессиональной пригодности. В рамках этого курса изучаются такие темы.
- Научный фундамент процесса организации профилактической медицинской помощи работникам различных предприятий.
- Пособия и льготы, на которые имеют право люди, ведущие трудовую деятельность во вредных условиях.
- Методы организации работ по оказанию профпатологической помощи работникам различных предприятий.
- Принципы и задачи реализации медосмотров для населения, вынужденного вести трудовую деятельность во вредных для здоровья условиях.
- Теория профпатологии и медицины труда.
- Научные факторы, обосновывающие регламентацию труда медицинских работников и охрана труда медработников.
- Виды профессиональных патологий, опасные и вредные факторы на производстве, классификация профзаболеваний и болезни, появившиеся из-за этиологических факторов.
- Этический, а также и правовой аспекты в сфере профессиональных заболеваний.
- Экспертиза и реабилитация (медицинская и социальная) больных профзаболеваниями.
- Президентская программа по менеджменту в сфере здравоохранения. Программа реализуется на бесплатной основе, однако набор слушателей ограничен. Стоимость организации этой образовательной программы составляет 87 500 рублей на каждого из слушателей. Эта сумма в равных долях оплачивается из средств регионального и федерального бюджетов, а также на одну треть из финансовых ресурсов учреждения, от которого поступает на курсы специалист либо из его личных сбережений. Обучение состоит из 580 академических часов, полное прохождение которых осуществляется в течение 8 месяцев. Программа предназначена для обучения лиц, занимающих руководящие должности в частных и государственных медицинских организациях, а также в учреждениях, тесно связанных с здравоохранительной отраслью (фармацевтика, учебные заведения медицинского профиля, медицинское страхование). Также, данный курс переподготовки могут пройти госслужащие, чья функциональная деятельность влияет на развитие региональной здравоохранительной системы. Для того, чтобы пройти эту программу обучения, специалист должен соответствовать таким критериям.
- Возраст не более сорока лет. В случае наличия у кандидата на участие в данной программе официального ходатайства из регионального отделения комиссии по подготовке кадров для учреждений народного хозяйства РФ, этот курс он может проходить и будучи специалистом возрастом до 50-ти лет.
- Высшее образование и стаж работы сроком от 5 лет, при этом опыт работы на руководящей должности в социальной сфере должен составлять не менее 3-х лет.
- Наличие концепции своего авторского проекта по развитию организации, в которой работает специалист, претендующий на участие в программе. Этот проект должен быть официально поддержан работодателем претендента.
- Навыки работы на ПК и владение, как минимум одним иностранным языком.
Содержание курса (по блокам учебной программы).
- Общепрофессиональные дисциплины, цель изучения которых заключается в развитии у участников курса компетенций общего характера по управлению различными здравоохранительными учреждениями.
- Тренинги, а также деловые ролевые игры, которые проводятся для того, чтобы обеспечить овладение слушателями новых компетенций коммуникативного и функционального характера с профессиональной направленностью.
- Специальные дисциплины, ориентированные на развитие у слушателей курса компетенций, характерных для руководителей здравоохранительных учреждений. Анализируются примеры из реальной практики ведущих медицинских учреждений.
- Финальные, а также этапные аттестационные мероприятия, в ходе которых изучаются методы пошаговой разработки авторских проектов слушателей программы, а также осуществляется защита этих проектов и закрепление полученных участниками курса новых знаний, компетенций и навыков.
- Выборочные предметы. В рамках данного блока, каждый из слушателей выбирает несколько специальных дисциплин (из предлагаемого перечня), изучить которые, по его мнению, будет максимально целесообразным для дальнейшего успешного развития его карьеры и эффективной работы на занимаемой им должности.
- Врач-физиотерапевт. Данная программа переподготовки рассчитана на практикующих врачей всех профилей. Стоимость обучения – 32 000 рублей. Длительность прохождения курса составляет 105 дней, в течение которых реализуется 504 академических часа. Программа очень объемна и ее прохождение дает глубокий уровень подготовки медицинского специалиста в сфере физиотерапии. Содержание курса.
- Организация физиотерапевтических работ в медучреждениях РФ. В этом подразделе изучаются такие вопросы, как страховая и платная медицина, особые виды медпомощи, структура и функционал физиотерапевтических отделений, показатели эффективности осуществления деятельности физиотерапевтическими службами и организациями, деонтология врача, медицинская психология, врачебная этика, планирование и порядок организации курортологических и физиотерапевтических мероприятий.
- ТБ при проведении физиотерапевтических работ, виды физиотерапевтической аппаратуры, оборудование соответствующего процедурно-терапевтического кабинета.
- Теория курортотерапии и физиотерапии. В рамках этого раздела изучаются общетеоретические основы, биофизика и медицинская физика, механизмы действия физических факторов.
- Физиопрофилактика, общая профилактика как неотъемлемый сегмент сферы медицинского обслуживания, закаливани, а также преморбидная физиопрофилактика.
- Светолечение (лазеротерапия, ультрафиолет, различные виды применения разных категорий света при лечении и профилактике заболеваний).
- Электролечение (СВЧ, ВЧ, УВЧ), электромагнитные и постоянные электрические поля, переменный и непрерывный токи, аэроионотерапия, импульсные токи, инновации в электролечении.
- Водолечение. В данном подразделе подробно рассматриваются такие его виды, как бальнеотерапия и гидротерапия).
- Лечение при помощи механических воздействий (ультразвук, массажи, вибротерапия, баротерапия).
- Спелеотерапия, озонотерапия, аэрозольтерапия и галотерапия.
- Лечение грязями, а также температурными воздействиями на организм.
- Пунктурная терапия (рефлексотерапия и ее методологические и теоретические основы).
- Санаторное лечение и физиотерапия различных категорий больных (лучевые поражения, онкология, дерматологические заболевания, ВИЧ-инфекции и другие инфекционные заболевания, заболевания сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и мочеиспускательной систем, болезни опорно-двигательного аппарата и соединительных тканей, туберкулез, психические и нервные заболевания, нарушения обмена веществ, заболевания эндокринной системы).
- Педиатрическая физиотерапия. В данном разделе программы изучаются особенности лечения всех описанных выше видов заболеваний и патологий в случае их возникновения у подростков и детей.
- Физиотерапия при лечении пациентов хирургического профиля (в акушерстве, стоматологии, офтальмологии, гинекологии, хирургии, отоларингологии, травматологии, урологии, ортопедии).
Топ-5 учебных организаций для прохождения программ переподготовки врачей
- ВШМ при СПбГУ (школа менеджмента в Санкт-Петербурге, в которой с недавних пор реализуется переподготовка врачей);
- Высшая Школа Медицины «Эко-безопасность» (первичная переподготовка врачей, Санкт-Петербург);
- АКООКФ (общественная организация в РФ);
- Высшая Медицинская Школа (вторичная и первичная переподготовка врачей в Москве);
- РУДН (курсы переподготовки и повышения квалификации медсестер при прерывании профильного стажа).
Специфика профессиональной переподготовки врачей
Специфика реализации того или иного конкретного курса, в рамках которого осуществляется профессиональная переподготовка врачей или переподготовка медицинских работников, зависит от темы, изучаемой по той или иной программе последипломного образования.
Если программа затрагивает вопросы физиотерапии, то конечная цель курса – внедрение в спектр навыков медицинского специалиста умения и компетенции в сфере физиотерапии. В соответствии с необходимостью выполнить данную задачу и будут организовываться все образовательные мероприятия в ходе проведения такого курса.
Если говорить о президентской программе, направленной на изучение менеджмента в здравоохранении, то здесь обучение ориентировано на проектную деятельность. В ходе обучения по данной программе переподготовки, специалист в соответствии с получаемыми им новыми знаниями развивает собственный авторский проект модернизации и оптимизации учреждения, от которого он был направлен. После завершения курса, специалистам предоставляется возможность стажироваться за границей с полным покрытием всех связанных со стажировкой расходов за счет средств федерального бюджета. Следует отметить, что все программы переподготовки, схожие с этой, касающиеся менеджмента, администрирования, управления здравоохранительными учреждениями всегда наполнены активными и интерактивными методами обучения – кейсами, деловыми играми, лекциями с элементами презентации, компьютеризированными интерактивными занятиями, бизнес-визитами, гостевыми лекциями и так далее.
А по программам, направленным на изучение охраны труда в разрезе деятельности специалистов медицинского профиля, изучаются нозологические формы профессиональных заболеваний, принципы и методы диагностирования и профилактики, а также способы реабилитации, профилактики и лечения болезней данного рода. Особенности проведения учебных мероприятий выстраиваются и формируются в соответствии с видами болезней и пораженных систем и органов организма, а также могут различаться между собой в зависимости от видов поражений (температурное, лучевое, инфекционное, химическое и т.д.), вредных или опасных факторов, тесно связанных с трудовой деятельностью пациентов. В результате обучения по таким программам, специалисты получают не только терапевтические и диагностические, но и экспертные навыки в определении, анализе и разрешении проблем, связанных с профпригодностью.