Списывание

Согласно спорному выводу психологов, списывать у других свойственно только прожженным эгоистам, склонным к самолюбованию. Но, во-первых, непонятно, как, руководствуясь этим «научным предположением» распознать человека, который списывает. Неужели же заставлять всякого, кто покажется самоуверенным, вернуть воображаемый скачанный реферат в Интернет? А во-вторых, эту гипотезу вообще можно оспорить… И окажется, что эгоизм здесь вовсе ни при чем.

Неизменность рефератов и эволюция шпаргалок

Студент  передает шпаргалку

Скачанные рефераты – интересно, а они всегда были такими, или всё же кто-то когда-то написал их впервые? Конечно, кто-то стал их первым автором, но кажется, что они были такими всегда… Зато шпаргалки явно менялись. То гармошки, то «бомбы», то просто листы из книг: лень было переписывать. И где только их не писали:

  • на линейках, на карандашах и ручках;
  • татуировали формулы на партах и на школьных стенах;
  • себя и свою одежду не жалея, писали на подошвах, носках, носовых платках, на юбках, на внутренней стороне манжет, на галстуках, между пальцами.

«Шпоры» совершенствовали: шифровали, ламинировали, выводили исчезающими чернилами, печатали на принтере мелким шрифтом – на бумаге, на пленке (простой и клейкой). Записывали «альбомы» в mp3-формате с темами программы в качестве треков – и прятали наушник в волосах. Фотографировали телефоном конспект учителя и считывали с якобы пустого монитора органайзера всё, что нужно, потому что надевали очки с поляризованными стеклами…

Думаете, идеи на этом закончились? Нет! Они продолжают возникать, причем очень интересные: если, мол, написать шпаргалку карандашом на денежной купюре, то попытка отобрать эту шпаргалку у студента будет выглядеть как взятка, сообщили недавно на одном из сайтов с жизненными советами. А в Америке выпущена футболка-шпаргалка с историей США, напечатанной вверх ногами. В Новосибирске работает музей шпаргалок, где обещают склеить «шпору» длиной 1 300 м из справочного материала, предоставленного местными студентами. Естественно, по назначению воспользоваться этим артефактом будет уже невозможно. Всё это больше похоже на энтузиазм, нежели на эгоизм!

А люди, знакомые с классической литературой, при перечислении видов и сортов шпаргалок не могут тут не вспомнить лесковского Левшу, подковавшего блоху. Миниатюристы-шпаргалочники определенно столь же виртуозны! И сразу становится понятно, что, поскольку делать шпаргалки – это действительно особый дар, то всё же можно было бы употребить такой талант на создание чего-то более полезного.

Охота на тех, кто списывает

Если преподаватель чувствует себя побежденным, а учеников – не слишком умными, он выбирает позицию «да пусть списывают – хоть что-то в голове останется». Более бойкие педагоги постоянно проводят проверочные работы. Контроль, мол, должен быть каждый день! Видимо, и аббревиатуру ЕГЭ они в глубине души хотели бы расшифровать как ежедневный государственный экзамен.

Ловят «с поличным» по-разному:

  • Передовые педагоги дружат с Yandex или Google и ищут подозрительные фразы из ученических работ в Интернете, вычисляя по ним пострадавший от плагиатора первоисточник.
  • Начитанные педагоги, не страдающие интернет-зависимостью, вполне способны узнать текст, добросовестно скопированный из книги, которая не выкладывалась в Сеть никогда.
  • Социально развитые педагоги склонны выступать с речами на тему шпаргалок – чтобы в противовес моде на пренебрежение настоящей учебой сформировать в обществе новую культуру обучения, дабы Россия достойно выглядела в этом отношении на мировой арене!
  • Пытливые педагоги… проверяют скачанные рефераты. Так, профессор знаменитого Массачусетского технологического института (США) Дэн Ариэли сам ради эксперимента заказал подобные тексты у фирм, пособничающих плагиаторам. В «творениях», которые ему в результате продали, логика хромала, цитаты были неточными, библиографические списки не выдерживали критики. А половина «работ» вообще представляла собой полную копию уже существующих источников.

Российские вузы вступили в сговор против плагиаторов, подружившись с системой «Антиплагиат». Чутко следящие за соблюдением авторских прав преподаватели могут пользоваться расширенными функциями мудрой системы бесплатно. Она работает с разными языками и форматами документов, базами рефератов и научных источников; она не застыла в своем объеме и постоянно пополняется, особенно юридическими текстами. В НИУ ВШЭ не принимают ни одну курсовую без предварительной отметки «Антиплагиата»: теперь на кафедру обязательно приносить распечатку, подтверждающую, что вы отправили соответствующий файл на растерзание этой мудрой «противосписывательной» системы. В МГУ сотрудничество с «Антиплагиатом» началось еще в 2009 году, а с 2011-го, согласно новому уставу вуза, за списывание курсовых и дипломных работ студентов будут отчислять.

В мире существует много аналогов «Антиплагиата». Сразу закроем вопрос, нужны ли нам иностранные сайты по борьбе с плагиатом. Они, конечно же, пригодятся нашим преподавателям, если российский учащийся посягнул на англоязычную работу, которую не поленился лишь перевести на русский. Кстати, возможно и обратное – когда зарубежный ученый замечает непорядок с указанием авторства в какой-нибудь русскоязычной диссертации. Такие случаи бывали.

Взрослые не ангелы

Учитель, требующий от вас оригинального сочинения по словесности или самостоятельно подготовленного доклада по истории, сам необязательно имеет силы, желание и смелость писать романы или оригинальные научные труды. Он по праву пользуется готовой методической разработкой. Это что же – тоже списывает?

Популярные писатели периодически обвиняются в плагиате. Общественность доказывает это с цитатами в руках. Как будто шпаргалку нашли и отобрали! По данным СМИ, в области экономики и права до 90 % материалов украдены из Интернета, хотя, претендуя на то, чтобы стать, как многие, экономистом или юристом, человек должен бы понимать, что нужно быть очень оригинальным, дабы его заметили.

Если аспирант пишет чересчур новаторскую работу, ее могут счесть не слишком «диссертабельной». И тогда нужно послушно ссылаться на те научные труды, от которых хочется поскорее оттолкнуться. Вопросы защиты интеллектуальной собственности всё еще актуальны: РГАИС не зря год за годом готовит новых профессионалов.

Не столь давно газета «Ведомости» заговорила о плагиате чиновников: порой более половины текста в научных отчетах составляли перепечатки текстов законов, в связи с чем Росфиннадзор заявил о финансовых нарушениях, исчисляемых миллионами. На этом пестром фоне шпаргалки блекнут, а скачивание рефератов кажется совершенно невинной шалостью. Против всего этого никакие антиплагиаты уже не помогут. Поможет только размышление!

Этот мир придуман не нами

В широком смысле каждый из нас плагиатор и каждый пользуется шпаргалками. Не следует думать, что списывание – уловка только хитрого двоечника.

Язык, на котором все мы изъясняемся, предлагает нам не только свободные комбинации слов, но и устойчивые выражения, придуманные не вами и не вашим соседом по парте; да и задачи по математике и физике принято решать тоже не с нуля, а по готовым формулам, открытым прежде нашего рождения. Почти как по шпаргалке!

Да и вообще, жить как все – чем не плагиат? Причем стандартный жизненный путь – это вовсе не плохое решение. А верить чужому опыту – разве это лучше, чем списывать мелкие буковки со спрятанной от экзаменатора бумажки? Но учиться доверять миру – это же хорошо…

Люди, интересующиеся современным искусством, уже не первый год спорят о том, что же приходит на смену постмодернизму – направлению второй половины XX века, рассматривающему мир как текст, а текст – как кучу цитат. Всё, мол, уже сказано! Хотя «Ничто не ново под солнцем» – это не постмодернизм, это древняя Библия, книга Екклесиаста, глава 1, стих 9.

Данте, Шекспир, Толстой творили намного позже после того, как на бумаге были увековечены эти веские мудрые слова – и ничего, справились, стали новаторами. А как много научных открытий было совершено! А насколько продвинулся технический прогресс! При этом вечные темы, вечные проблемы остаются вечными.

В мире сосуществует новое и старое. К уникальности стремятся далеко не все. Кому-то необходимо сниматься с насиженного места и за каждым поворотом видеть новый пейзаж, а кто-то счастливо чувствует себя в привычной обстановке и обеспечивает стабильную работу ее инфраструктуры. Вовсе не всегда уникальное полезно: так, если учитель будет каждую неделю придумывать новую методику, это собьет с толку его учеников.

Кстати, с помощью какого метода можно перестать хотеть списывать?

Как расхотеть списывать

Можно спокойно узнать, что такое плагиат, что им считается, а что к нему не относится; каковы правила оформления цитат и как сделать ссылку на источник, когда цитирование целесообразно, а когда – нет… А еще – понять, какова одна из важных причин списывания (кроме банальной лени или нехватки времени, конечно).

Иногда человек пользуется шпаргалками или занимается плагиатом не потому, что у него присутствует злое намерение, а потому, что самому по теме придумать что-то действительно трудно. В этом случае шпаргалка или тяга к чужому докладу выступают хорошим маркером вашего состояния: это не проблема списывания, это проблема отсутствия собственных мыслей – ее-то и нужно решать.

Собственные мысли могут возникать как в тишине самостоятельного размышления, не заглушаемой читательским опытом, так и в результате диалога с книгами и людьми. В результате дежурного «делания уроков» – вряд ли. В результате упорного решения задач – возможно. Только вначале нужно понять, какое дело вас интересует и что надо узнать, чему научиться, чтобы его освоить.

Обрести любимое дело – это здорово! Говорят, что это важное условие счастья. Понаблюдайте за действительностью, прислушайтесь к ней. Если в результате изучаемое станет персонально важным для вас, тогда и формулы не забудутся, и свои мысли появятся. Нужен интерес, чувство, глубина… Тогда списывание просто окажется бессмысленным делом. Иначе придется делать и прятать шпаргалки.

Автор статьи:

Материал обновлен: 24.07.2020 г.

Отзывы и обсуждения