Содержание
Первые шаги в развитии дистанционного обучения
История учебы на расстоянии начинается с конца XVIII века. Именно в этот период в европейских странах возник новый термин – «корреспондентское обучение», который ввел Исаак Питман, учивший студентов стенографии в Великобритании. Слушатели получали учебный материал, общались с педагогами и сдавали экзамены посредством почтовой связи.
Будучи человеком демократичных взглядов, И. Питман считал, что возможность получить высшее образование должны иметь все желающие, независимо от национальности, религиозных предпочтений и финансового благополучия. Его идеи подхватила американская писательница Анна Тикнор, организовавшая в 70-е годы XIX столетия удаленную систему обучения женщин по почте. Не менее популярной стала и авторская программа корреспондентской учебы Вильяма Рейни Харпера из штата Иллинойс, США (1874).
Вскоре методом образования на расстоянии заинтересовались учебные заведения, и уже в 1892 году Чикагский университет пригласил слушателей на первый факультет дистанционного обучения.
Становление удаленного образования в XX веке
До начала XX столетия технологии не были развиты настолько, чтобы сделать возможным использование в дистанционном обучении каких-то других средств связи, кроме почты. Но прогресс вскоре принес человечеству радио, телеграф и телефон, а затем и телевидение, и уже в 50-х годах появились первые учебные передачи, которые пока еще не подразумевали обратной связи с учеником.
Большой прорыв в сфере дистанционного образования произошел благодаря громкому событию 1969 года, когда в Великобритании был учрежден первый в мире открытый университет (англ. Open University). В его названии отражена идея создателей прогрессивного для того времени учебного заведения сделать образование доступным для всех и каждого – как по стоимости, так и за счет отсутствия необходимости в регулярном посещении занятий.
Конец 1980-х годов ознаменовался началом эры персональных компьютеров – и их незамедлительно внедрили в систему учебы на расстоянии. Так был сделан первый серьезный шаг к автоматизации образования: для изучения тех или иных предметов стали разрабатываться программы-игры. Следующим этапом были совместные проекты между странами, к примеру, в 1988 г. появилась «Школьная электронная почта» (СССР – США).
История СДО в цифрах и фактах
Основными вехами в развитии удаленного образования стали:
- 1906 г. — начато обучение по почте при университете штата Висконсин (США).
- 1911 г. — курсы на базе Квинслендского университета в г. Брисбен (Австралия).
- 1914 г. — корреспондентское обучение в начальной школе (Новая Зеландия, Австралия, Канада).
- 1939 г. — создание центра детского образования во Франции.
- К 1960-м годам было уже 11 «открытых» университетов в СССР.
- 1969 год — Open University в Великобритании.
- 1979 г. — Китай запустил программу радио-обучения в университетах и телевизионные образовательные.
Домашнее обучение середины ХХ века обладало рядом отличительных характеристик, среди которых отдельного внимания заслуживают:
- наличие всех уровней – от начального до вузовского образования;
- максимально расширенный список изучаемых предметов;
- разнообразные методы обучения: телевидение, переписка, открытые экзамены.
Концепции первых учебных учреждений в системе дистанционного образования предполагали:
- возможность обучения для слушателей всех возрастов;
- активное участие студентов в создании учебной программы;
- самообучение;
- индивидуализацию обучения;
- активное привлечение передовых педагогов;
- свободный доступ к информации;
- новые методы оценивания деятельности и достижений учащихся.
Основной формой дистанционного обучения была заочная, при которой предусматривались поездки на установочную сессию. В течение одной-двух недель студентам излагались основы и краткое содержание образовательных программ и выдавались материалы для самостоятельного изучения. Два раза в год слушатели приезжали в учебное заведение для сдачи экзаменов и зачетов.
Новая эпоха учебы на расстоянии
В XXI веке начался следующий этап развития дистанционного обучения. Интернет-технологии привнесли новые возможности, сделавшие учебный процесс более понятным и доступным. Стандартную базу удаленного образования, состоявшую из печатных пособий, а затем и радио- и телекурсов, дополнил мощный функционал ИКТ, который обеспечил комплексный подход к обучению и взаимодействие преподавателей и студентов в режиме реального времени.
Но жизнь не стоит на месте, и вполне возможно, вскоре наступит новый этап в истории дистанционного обучения, основанный на использовании искусственного интеллекта, что сделает потенциал удаленного образования безграничным.