История дистанционного образования

Развитие цивилизации – это история непрекращающегося обучения чему-то новому, а жизнь человека – это постоянный процесс познания себя, окружающего мира и своего места в нем. Сотни и даже тысячи лет образование подразумевало тесный личный контакт ученика с наставником, для чего требовались визиты преподавателей на дом или посещение школ. При наличии мотивации такая учеба давала прекрасные результаты, но была, скорее, привилегией избранных, чем правом всех. Проблему общедоступности образования решило появление дистанционного обучения.

Первые шаги в развитии дистанционного обучения

История учебы на расстоянииИстория учебы на расстоянии начинается с конца XVIII века. Именно в этот период в европейских странах возник новый термин – «корреспондентское обучение», который ввел Исаак Питман, учивший студентов стенографии в Великобритании. Слушатели получали учебный материал, общались с педагогами и сдавали экзамены посредством почтовой связи.

Будучи человеком демократичных взглядов, И. Питман считал, что возможность получить высшее образование должны иметь все желающие, независимо от национальности, религиозных предпочтений и финансового благополучия. Его идеи подхватила американская писательница Анна Тикнор, организовавшая в 70-е годы XIX столетия удаленную систему обучения женщин по почте. Не менее популярной стала и авторская программа корреспондентской учебы Вильяма Рейни Харпера из штата Иллинойс, США (1874).

Вскоре методом образования на расстоянии заинтересовались учебные заведения, и уже в 1892 году Чикагский университет пригласил слушателей на первый факультет дистанционного обучения.

Становление удаленного образования в XX веке

До начала XX столетия технологии не были развиты настолько, чтобы сделать возможным использование в дистанционном обучении каких-то других средств связи, кроме почты. Но прогресс вскоре принес человечеству радио, телеграф и телефон, а затем и телевидение, и уже в 50-х годах появились первые учебные передачи, которые пока еще не подразумевали обратной связи с учеником.

КомрьютерыБольшой прорыв в сфере дистанционного образования произошел благодаря громкому событию 1969 года, когда в Великобритании был учрежден первый в мире открытый университет (англ. Open University). В его названии отражена идея создателей прогрессивного для того времени учебного заведения сделать образование доступным для всех и каждого – как по стоимости, так и за счет отсутствия необходимости в регулярном посещении занятий.

Конец 1980-х годов ознаменовался началом эры персональных компьютеров – и их незамедлительно внедрили в систему учебы на расстоянии. Так был сделан первый серьезный шаг к автоматизации образования: для изучения тех или иных предметов стали разрабатываться программы-игры. Следующим этапом были совместные проекты между странами, к примеру, в 1988 г. появилась «Школьная электронная почта» (СССР – США).

История СДО в цифрах и фактах

Основными вехами в развитии удаленного образования стали:

  1. 1906 г. — начато обучение по почте при университете штата Висконсин (США).
  2. 1911 г. — курсы на базе Квинслендского университета в г. Брисбен (Австралия).
  3. 1914 г. — корреспондентское обучение в начальной школе (Новая Зеландия, Австралия, Канада).
  4. 1939 г. — создание центра детского образования во Франции.
  5. К 1960-м годам было уже 11 «открытых» университетов в СССР.
  6. 1969 год — Open University в Великобритании.
  7. 1979 г. — Китай запустил программу радио-обучения в университетах и телевизионные образовательные.

Домашнее обучение середины ХХ века обладало рядом отличительных характеристик, среди которых отдельного внимания заслуживают:

  • наличие всех уровней – от начального до вузовского образования;
  • максимально расширенный список изучаемых предметов;
  • разнообразные методы обучения: телевидение, переписка, открытые экзамены.

Концепции первых учебных учреждений в системе дистанционного образования предполагали:

  • Основной формой дистанционного обучениявозможность обучения для слушателей всех возрастов;
  • активное участие студентов в создании учебной программы;
  • самообучение;
  • индивидуализацию обучения;
  • активное привлечение передовых педагогов;
  • свободный доступ к информации;
  • новые методы оценивания деятельности и достижений учащихся.

Основной формой дистанционного обучения была заочная, при которой предусматривались поездки на установочную сессию. В течение одной-двух недель студентам излагались основы и краткое содержание образовательных программ и выдавались материалы для самостоятельного изучения. Два раза в год слушатели приезжали в учебное заведение для сдачи экзаменов и зачетов.

Новая эпоха учебы на расстоянии

В XXI веке начался следующий этап развития дистанционного обучения. Интернет-технологии привнесли новые возможности, сделавшие учебный процесс более понятным и доступным. Стандартную базу удаленного образования, состоявшую из печатных пособий, а затем и радио- и телекурсов, дополнил мощный функционал ИКТ, который обеспечил комплексный подход к обучению и взаимодействие преподавателей и студентов в режиме реального времени.

Но жизнь не стоит на месте, и вполне возможно, вскоре наступит новый этап в истории дистанционного обучения, основанный на использовании искусственного интеллекта, что сделает потенциал удаленного образования безграничным.

Отзывы и обсуждения