Модели дистанционного обучения

Единой общепринятой систематизации моделей дистанционного обучения (ДО) пока что не существует. Каждая из классификаций строится на разных принципах и имеет аргументированное теоретическое обоснование критериев, по которым она проводилась.

Классификация Ворониной

  1. Заочное образование в традиционном российском формате.
  2. Удаленное обучение открытого типа как усовершенствованная разновидность заочного, реализуемого при помощи ИКТ.
  3. Телеобразование. Дистанционная модель, предполагающая применение озвученных презентаций, видео-, аудио- и online-конференций для обеспечения контакта между учащимися и преподавателями.
  4. Виртуальные классы и учебные заведения, применяющие телеконференции и обучающее программное обеспечение.

    Версия I.B.J. Seinen и R.S.J. Tuninga

    1. Консультационная модель.
      Дистанционное обучение осуществляется при условии регулярного посещения студентами специальных консалтинговых центров, где они слушают лекции, получают консультации преподавателей и рекомендации по дальнейшему изучению курса. Контроль строится на проверке выполнения заданий для самостоятельной работы.
    2. Переписка.
      Предполагает отсутствие личного контакта между участниками образовательного процесса. Обмен учебными материалами, заданиями и консультации осуществляются через почту – обычную или электронную.
    3. Регулируемое обучение.
      Означает самостоятельную проработку материала в свободном режиме. Уровень знаний контролируется тестированием.

    Модели дистанционного обучения по А. А. Андрееву

    1. Модели дистанционного обученияКейсовая.
      Основывается на самостоятельном усвоении учащимися комплексов образовательных материалов (кейсов), которые тематически структурированы и логически объединены между собой. «Начитки» лекций и сессии проводятся в базовом учебном учреждении или в его региональных подразделениях.
    2. Корреспондентская.
      Реализуется полностью через почтовую переписку – без периодических и итоговых очных встреч преподавателей и студентов.
    3. Радиотелевизионное обучение.
      Эта модель подразумевает применение для организации образовательного процесса мощностей, возможностей и ресурсного потенциала радиотрансляционных сетей и телевидения. Такой вид дистанционного обучения широко распространен в Канаде.
    4. Сетевое обучение.
      Образовательный процесс реализуется исключительно при помощи возможностей сети Интернет.
    5. Модель мобильных технологий.
      В этом случае обучение предполагает использование для учебы портативных ПК.

    Классификация моделей ДО по ЮНЕСКО

    1. Единичная.
      Образовательная организация реализует исключительно программы дистанционного обучения.
    2. Двойная.
      Учреждение проводит очное и дистанционное обучение.
    3. Смешанная.
      Реализуются только очные образовательные программы, но некоторые их модули предполагают дистанционное обучение.
    4. Консорциум.
      Несколько учреждений объединяются с целью разработки программ курсов, совместного использования учебно-методических материалов.
    5. Франчайзинг.
      Учебные организации-компаньоны могут передавать друг другу различные курсы, отдельные модули или целые программы дистанционного обучения слушателей.
    6. Удаленные аудитории.
      Занятия в стенах вуза транслируются в формате теле- или радиопередач, видеоконференций.

    Типология ДО по Е. С. Полат

    1. Университетское обучениеОбучение по аналогии с экстернатурой.
      Программы обучения реализуются по государственным образовательным стандартам и ориентированы на слушателей, не имеющих возможности посещать учебное заведение.
    2. Университетское обучение на базе одного вуза.
      Такая модель реализуется высшим учебным заведением с применением ИКТ.
    3. Консорциум.
      Работники организаций-компаньонов совместно создают программы дистанционного обучения, используя общие методические и учебные материалы. Партнерами могут быть не только вузы, но и их отдельные структурные подразделения, а также радио- и телекомпании и другие общественные, информационные и образовательные учреждения.
    4. ДО на базе специализированных организаций.
      Учебные центры создаются исключительно для реализации программ дистанционного образования.
    5. Автономные системы обучения.
      Эта модель базируется на применении только CD-дисков и других цифровых носителей, а также на использовании радио- и телепрограмм, дополненных печатными учебными пособиями.
    6. Неформальное.
      Это дистанционное обучение с применением мультимедийных комплексов. Программы ориентированы на самообразование, но предполагают консультации с преподавателями.

    Все эти модели разработаны более пятнадцати лет назад. Некоторые из них частично утратили актуальность, например, корреспондентское обучение. Сегодня его рассматривают как этап развития удаленного образования. Способы передачи знаний, базирующиеся на использовании радио- и телепрограмм, не получили широкого распространения и в современных условиях применяются только в сочетании с другими видами дистанционных технологий.