При правильной организации дистанционное обучение в школе дает возможность получать образование с максимальным учетом индивидуальности каждого пользователя, но в полном соответствии с государственными стандартами.
Содержание
Преимущества дистанционного обучения
Удаленная форма обучения школьным дисциплинам характеризуется целым рядом преимуществ:
- дистанционное образование дает возможность обучаться последовательно на всех этапах – от младших до выпускных классов;
- большие возможности в выборе дисциплин;
- широкий спектр методов.
Дистанционное обучение школьников имеет ряд характеристик, которые отличают его от других способов получения среднего образования и подчеркивают его инновационность и актуальность:
- основная часть учебного процесса не требует непосредственного взаимодействия учителя и учащегося;
- используются преимущественно электронные средства обмена информацией;
- интерактивное взаимодействие носит регулярный, а не эпизодический характер;
- наибольшая ответственность за продуктивность работы возлагается на самих обучающихся.
Изначально дистанционное среднее образование воспринималось как вынужденная мера, однако в настоящий момент оно приобретает популярность среди учащихся разных возрастов.
Кому подойдет
Удаленную учебу в школе чаще всего выбирают для:
- детей с ограниченными возможностями здоровья;
- желающих получать образование в определенных учебных учреждениях, но не имеющих возможности из-за территориальной удаленности воспользоваться высококвалифицированной педагогической помощью;
- получения дополнительного образования;
- одаренных детей, нуждающихся в индивидуальном темпе учебной деятельности и готовых к усвоению значительных объемов новой информации;
- детей из семей, принадлежащих к различным религиозным общинам, которые не воспринимают школу как инструмент социализации и всячески ограничивают пребывание ребенка в подобных учреждениях.
Формы обучения
В настоящее время образование в школе предполагает большой выбор форм и видов дистанционного обучения:
- индивидуальные электронные курсы;
- коллективные вебинары, видеоконференции, чат-классы и другие формы организации общения в рамках учебного online-процесса;
- асинхронные формы, когда участники на общих образовательных платформах в различное время оставляют свои вопросы, работы и ожидают обратной связи.
Р. М. Грановская считает, что групповая форма обучения становится все более востребованной, но ее главной проблемой остается обеспечение качественной и бесперебойной связи между всеми участниками. К этому трудно прийти из-за индивидуальных особенностей обучающихся, различных технических характеристик компьютеров, территориальной удаленности.
Практически везде дистанционное обучение учеников средней школы организуется как индивидуальное, групповые формы не используются.
- общаются с преподавателем;
- выполняют его указания и рекомендации;
- задают вопросы;
- отвечают на вопросы учителя.
Сложности удаленной учебы в школе
Дистанционное школьное образование сопряжено с рядом трудностей:
- информация, предоставляемая ученику, требует от него самостоятельного осмысления;
- большая для учителя трудозатратность, чем при традиционной форме обучения;
- ограниченные возможности для педагогической импровизации, так как алгоритм представления информации продумывается заранее;
- жесткий временной режим: дети должны получать задания и быстро отправлять их выполненными, чтобы успевать укладываться в рамки урока;
- низкая мотивация учащихся, как следствие: занимаясь через Skype, дети часто отвлекаются, теряют нить хода урока и сбивают темп занятия, что плохо сказывается на их успеваемости и знаниях, поскольку учебных часов у них значительно меньше, чем при традиционном обучении.
Это серьезные проблемы, решение которых может значительно повысить эффективность дистанционного обучения. Кроме того, исследования выявили, что неодинаковый начальный уровень учеников, разные формы организации и индивидуальные маршруты занятий приводят к тому, что на выходе результаты у «удаленщиков» часто ниже, чем у детей, обучающихся традиционно.
Большие сложности при дистанционной учебе испытывают младшие школьники: они еще не обладают достаточной мотивацией и волевыми характеристиками, чтобы продуктивно работать без постоянного контроля со стороны взрослых.
Условия эффективной реализации дистанционного образования
Чтобы добиться хороших результатов при дистанционном обучении школьников:
- Должна быть организована единая электронная образовательная среда, которая будет обеспечивать:
- взаимодействие всех пользователей;
- хранение, регулярное обновление и систематизацию учебно-методических ресурсов;
- поддержку участников учебной деятельности с помощью дистанционных технологий;
- мониторинг дистанционного учебного процесса и его эффективности.
- Учебный процесс должен реализовываться на основе планов, адаптированных к специфике организации обучения.
- Все учебно-методические материалы должны проходить обязательное рецензирование (профессиональную экспертизу).
- Обучение должно сочетать аудиторные, дистанционные занятия и самостоятельную работу учащихся с традиционными учебно-методическими материалами.
- Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося.
- Учебный процесс должен проходить в разных режимах:
- online, когда учебные мероприятия и общение с педагогом проводятся в реальном времени с использованием ИКТ;
- в асинхронном формате, который предоставляет ребенку возможность освоения учебного материала в любое удобное для него время.
- Учебный процесс с использованием технологий дистанционного обучения должен обеспечивать высококвалифицированный педагогический коллектив, каждый из членов которого заинтересован в постоянном повышении своего профессионализма.
Эти условия являются основополагающими и необходимыми для успешной реализации дистанционного обучения. Исполнение каждого из них по отдельности не гарантирует хорошего результата, но в комплексе они составляют прочную базу для построения продуктивного учебного процесса в начальной и средней школе. В России действуют профильные дистанционные школы, которые реализуют полноценное обучение по ФГОС с выдачей аттестата государственного образца.