В эпоху цифровизации образования, дистанционные курсы повышения квалификации открывают новые возможности для профессионального развития. Они предлагают гибкие и доступные методы обучения. Рассмотрим ключевые преимущества таких программ, их длительность и разнообразные подходы к проведению занятий.
Содержание
После окончания такого курса, слушатели становятся обладателями удостоверений (свидетельств) о повышении квалификации. Весь учебный процесс происходит в режиме онлайн, обычно посредством специально созданного Интернет-ресурса (по типу социальных сетей, но аутентичного), принадлежащего вузу, разработанного именно для целей дистанционного обучения. Учебные материалы могут рассылаться и обычной почтой, на CD или DVD-дисках с приложениями в виде брошюр. Общение с преподавателями может происходить и при помощи Skype или других средств видеосвязи, находящихся в свободном доступе.
Эта форма индивидуализирует образовательный процесс и помогает работать педагогу и студентам в непринужденной, домашней обстановке. В разных вузах, содержание и порядок реализации программ повышения квалификации, а также последовательность и способы аттестации могут различаться. Поэтому, ниже приведена лишь приблизительная общая структура.
Преимущества дистанционных курсов
Повышение квалификации дистанционно можно выбрать по следующим причинам:
- Это экономно. Не только сама стоимость курсов очень доступна, но и нет необходимости тратится на поездки и аренду жилья, если вы далеко находитесь от вуза;
- Индивидуальный подход. Каждый слушатель в равной степени получает внимание преподавателей, авторов курсов. При правильном распределении педагогических ресурсов, высокий показатель индивидуализации обучения достигается даже при большой численности группы;
- Качество обучения может быть существенно повышено, при разумном применении современных информационных технологий – объемных электронных библиотек, презентаций, мультимедиа файлов и приложений научно-исследовательского и педагогического направления;
- Создается единая образовательная среда, что крайне эффективно показывает себя при корпоративном обучении;
- Нет строгих временных рамок, благодаря чему слушатели могут получать образование в удобном для себя месте, в удобное для себя время.
Длительность курсов
Есть два вида нормативных сроков прохождения программного плана – 72 ч. и 108 ч. Подавая заявку, слушатель сам выбирает для себя программу.
- 108 часов. Программу составляет 1 курс на 72 ч. и один на 36 ч. В конце «длинной» части курса, слушатели, как правило, выполняют итоговую работу и две контрольные. Аттестационные работы следует выслать в вуз гражданской почтой. По тридцатишестичасовому курсу выполняется, обычно, лишь одна контрольная, которая проводится в виде тестов, в режиме онлайн при прямом контакте с преподавателем (текстовый чат, видеосвязь);
- 72-часовая программа. Только 1 курс. За время обучения, выполняется одна итоговая работа и две контрольных. Готовые аттестационные задания следует отсылать в вуз гражданской почтой.
Порядок зачисления
Сначала, следует составить и подать письменную заявку. Престижные вузы РФ предусматривают техническую возможность подачи заявки на дистанционное повышение квалификации в онлайн-режиме. Что нужно сделать:
- выбрать наиболее подходящую вам программу;
- указать курс, который вы желаете пройти или два курса, если вы выбираете программу на сто восемь часов.
Учтите: 72-часовая программа может состоять ТОЛЬКО из 1-го курса на 72 часа, а 108-часовая – из 1-го курса на 72 и одного 36-часового.
В ответ на свою заявку, потенциальный слушатель получает почтой комплект документов, состоящий из счета на оплату, персонифицированной карты слушателя, программного каталога и двух экземпляров договора. Если устраивают условия, указанные в договоре, понадобится заполнить персональную карту, заверить ее в вузе, подписать оба экземпляра договора и оплатить счет. После этого, вы высылаете почтой копии оплаченных квитанций, заполненные договоры и карточку. После того, как документы будут получены, их проверят и если все в порядке, произведут процедуру зачисления.
Технологии и формы занятий
Учебные материалы высылаются слушателю почтой и/или посредством ресурсов сети Интернет. Учебные материалы поступают слушателю сразу же после зачисления оплаты за курс, но не раньше, чем начнется учебный период. Работы слушатели сдают в регламентированный срок и получают результаты аттестационного решения преподавателей через онлайн-ресурсы (36-часовые дистанционные курсы повышения квалификации) и почтой (72ч.).
Любые виды общения между учащимися и преподавательским составом проходят опосредованно, через специализированный онлайн-ресурс вуза. Кроме того, здесь можно ознакомиться с результатами проверок, датами отправки материалов, крайними сроками сдачи работ и другой полезной информацией.
Способы проведения занятий, лекций, практических и аттестационных работ, а также семинаров
- Чат-занятия. Проводят их синхронно, так, что к чату имеют доступ сразу все слушатели и преподаватель;
- Веб-занятия – конференции, практикумы, тренинги, семинары, обучающие ролевые игры, лабораторные, которые проводятся посредством использования текстовых средств общения в сети Интернет. Для организации такого вида занятий, используются не чат-технологии, а особые образовательные форумы, часто при поддержке дополнительного ПО. В отличие от чат-занятий, в данном случае, общение проходит асинхронно;
- Телеконференция. Осуществляется посредством комплексных рассылок электронных почтовых писем всем слушателям курса. Таким образом, каждый получает необходимые материалы, ссылки и задания, а также информацию о сроках аттестации и контрольных задачах;
- Телеприсутствие. Это могут быть аналоговые видео чаты и даже специальные роботы, создающие двустороннюю связь и виртуальную картинку (пока что, технология применяется, в основном, для обучения лиц с ограниченными возможностями). При использовании робота на базе технологий виртуальной реальности, у слушателя создается глубокое ощущение того, что он присутствует на занятиях вместе с другими учащимися. При этом, его действительно видят и преподаватель, и остальные слушатели, находящиеся в этот момент в помещении на территории вуза. При современных технологиях, сокурсники и педагог видят этого студента лишь на мониторе, но в будущем, планируется создавать целые экспериментальные виртуальные классы, а также комбинировать виртуальное изображение в шлеме «удаленного» студента с голографической проекцией его самого в помещении, с которым он выходит на связь.
Материалы
Структура любого 72-часового курса:
- Брошюры, иногда к ним прилагается DVD-диск, на который записаны видеолекции;
- Итоговая контрольная;
- Контрольные работы – 2 шт. Лекции – 8 шт.;
Курс 36-часовой:
- Учебные материалы, пособия;
- Контрольная работа – 1шт.
Лекции состоят из теоретического материала, который излагается доступным языком, в сопровождении примеров, указания источников сведений по теме, рекомендаций, заданий и вопросов, а также видеоматериалов. Видео содержат авторские комментарии, пояснения к информационным блокам, расставления акцентов и приоритетов, демонстрации сведений, не уместившихся в брошюре.
Рекомендуется изучать видеоматериалы после ознакомления с текстовой информацией и содержанием брошюр, для того, чтобы рационально использовать все имеющиеся сведения. После просмотра видео, можно по второму кругу прочесть тексты. Тогда многое может проясниться.
Самостоятельные задачи составляются так, чтобы слушатели акцентировались на самых значимых элементах материала. Для лучшего освоения материала, обязательно нужно выполнять мини-задания, предлагаемые в конце каждой лекции.
Контрольные работы предназначаются для того, чтобы можно было осуществлять промежуточные аттестационные мероприятия, направленные на мониторинг количества, уровня и качества накопленных участниками курса знаний и навыков практического характера. Более того, контрольные задания, также должны и обучать участников курса, поскольку с их помощью легко систематизировать полученный материал, выделить его ключевые участки.
Форма аттестационных мероприятий напрямую зависит информационного наполнения курса. Для таких целей администрацией могут выбраны и тесты, и творческие задания различного рода. Все контрольные работы проводятся сугубо по теме курса и вопросы, содержащиеся в них не должны затрагивать неизученных тем.
Заключительная часть курса – итоговая работа. Ее слушатель выполняет непосредственно в вузе, то есть требуется прямое присутствие участника курса в учебном заведении на этом этапе. Данная работа носит исключительно практический характер, отражая умение участника внедрять на практике полученные им знания. Обычно, в данной работе рассматривается общая картина по всем изложенным материалам.
Материалы "коротких" курсов состоят из:
- Блока теоретической информации, в котором важно раскрыть главные подходы к объектам, анализируемым в курсе;
- Практической части, обильно оснащенной примерами и полезными советами по применению полученных сведений в педагогической деятельности;
- Указания сторонних информационных источников;
- Вопросов, конкретных заданий.
Контрольная по «короткому» курсу, обычно представляет собой тест, который потребуется выполнять в онлайн-режиме.
Требования к аттестационным работам («длинный курс»)
- Слушатель демонстрирует знание материала, изложенного в лекциях, умеет применять имеющуюся у него информацию на практике;
- Каждая из работ составляется персонально, то есть не допускаются к приему коллективные или одинаковые работы;
- Если в работе использованы сторонние сведения (не входящие в курс), нужно указать источник;
- Ответы строго по темам;
- К готовой работе, автор должен приложить бланк, высланный ему вместе с заданиями и брошюрами;
- Ответы на тесты слушатель заносит в таблицу, напечатанную на бланке. Практические, творческие задания, выполняются в печатном виде, на бумажных листах (А4);
- До получения оценочных результатов, автору необходимо сохранять у себя копию написанной им работы;
- К итоговой работе следует приложить заполненную автором Справку, подписанную в вузе или каком-либо его уполномоченном подразделении.
Контрольная по «короткому» курсу, выполняется в онлайн-режиме посредством использования вузовского Интернет-ресурса.
Оценка
Без исключения, любую из работ оценивают по зачетным критериям. Качества, служащие объектом оценочного анализа, указываются преподавательским составом. Если вы получили «не зачет», вам может быть предоставлена возможность еще раз выполнить работу, но не более одного раза. Преподавательский состав, оценивающий работы, представлен авторами курсов, а также их ассистентами.