Содержание
Как узнать, к чему готовиться
Чтобы выяснить, какие именно темы вам предстоит повторять, не нужно рыскать по сомнительным сайтам, поскольку все наиболее важные сведения о ЕГЭ собраны на портале ФИПИ – Федерального института педагогических измерений, который и отвечает за разработку экзаменационных материалов. Аттестации по русскому языку на сайте этого учреждения посвящен отдельный блок, где можно скачать демонстрационный вариант теста и другие файлы, в том числе кодификатор, в котором и представлены темы для подготовки. Перечислять их все мы не будем, ограничимся лишь разделами:
- фонетика;
- лексика, фразеология;
- морфология;
- синтаксис;
- орфография;
- пунктуация;
- выразительность речи;
- речь.
Большинство из этих разделов включает в себя целый ряд тем, знание и понимание которых проверяются на экзамене. Их перечень и послужит для вас ориентиром при подготовке. Стоит добавить, что материалы на сайте ФИПИ всегда обновляются с учетом последних нововведений в структуре экзамена. Теоретическую базу, о которой мы говорим, изменения затрагивают мало, но в любом случае стоит помнить, что информацией из первых рук можно считать лишь те сведения, которые представлены на сайте института.
Какие умения проверяются на экзамене
В том же кодификаторе перечислены основные умения, которые проверяются на итоговой аттестации по русскому языку. Стоит понимать, что теория – это опора, но на ЕГЭ проверяется не столько знание самих правил, сколько способность ими пользоваться, поэтому, изучая основы, важно понимать, для чего они вам нужны и какие навыки вам необходимо будет продемонстрировать на экзамене. Вот что должен уметь одиннадцатиклассник согласно кодификатору ФИПИ:
- Анализировать. Определять лингвистические явления, принадлежность языковых единиц. Контролировать собственную речь, оценивать свои высказывания и чужой текст с точки зрения грамотности и эффективности в решении коммуникативных задач. Проводить языковой анализ текстов различных жанров. Отличать варианты нормы от ее нарушения. Объяснять взаимосвязь лингвистических фактов с историко-культурными.
- Читать. Исходя из коммуникативной задачи, использовать ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и прочие виды чтения. Владеть приемами информационной обработки печатного текста. Извлекать нужные сведения из учебно-научных, справочных и других источников.
- Писать. Создавать и редактировать тексты разных видов и жанров. Применять в письменной речи основные лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные и прочие нормы современного русского языка, используя синонимические ресурсы. Соблюдать правила речевого поведения.
Эти требования применимы ко всем учащимся, сдающим ЕГЭ. Дополнительно в кодификаторе указаны специфические умения, НЕобязательные для старшеклассников из тех регионов, где русский язык не считается основным.
Также на сайте ФИПИ представлены методические рекомендации для подготовки к экзамену, и в этом документе список проверяемых умений представлен уже более подробно, развернуто, а все его пункты привязаны к перечисленным выше разделам теории.
Раздел | Умения |
---|---|
Фонетика | Использовать теоретические знания в ходе правописания. Соблюдать орфоэпические нормы. Проводить фонетический разбор. Находить выразительные фонетические приемы в тексте. |
Лексика, фразеология | Соблюдать лексические нормы литературного языка. Употреблять слова согласно их значениям. Оценивать точность и уместность словоупотребления в чужой и собственной речи. Искать в печатном тексте способы лексической выразительности, в том числе неологизмы, а также стилистически окрашенные, заимствованные и устаревшие слова. Подбирать синонимы и антонимы. Проводить лексический разбор. |
Морфология | Относить слово к той или иной части речи, исходя из его грамматических признаков. Проводить синтаксический разбор с опорой на знания в области морфологии. Различать омонимичные словоформы и относить их к соответствующим частям речи (например, слово «пила» может быть как существительным, так и глаголом прошедшего времени). Проводить морфологический разбор. Соблюдать морфологические нормы и оценивать с этой точки зрения чужую речь. Находить приемы морфологической выразительности в тексте. |
Синтаксис | Определять виды и способы связи слов в конструкциях (предложениях, словосочетаниях) различных типов. Исходя из грамматических признаков и смысла предложения, относить его к той или иной синтаксической модели. Использовать знания в области синтаксиса в ходе правописания и морфологического разбора слов в предложении. Подбирать синтаксические синонимы. Соблюдать синтаксические нормы литературного языка и оценивать с этой позиции чужую и собственную речь. Проводить синтаксический разбор. Выявлять в тексте приемы синтаксической выразительности. |
Орфография | Использовать орфографические, фонетические, лексические, морфологические и словообразовательные правила при письме. Проводить орфографический разбор разных языковых единиц. Соблюдать орфографические нормы русского языка и оценивать в этом отношении чужую и свою собственную речь. |
Пунктуация | Использовать правила и соблюдать нормы пунктуации в речи, оценивать с этой точки зрения собственные и чужие высказывания. Проводить пунктуационный разбор предложения и текста в целом. |
Выразительность речи | Анализировать текст, находя в нем различные выразительные средства – фонетические, синтаксические и прочие. Характеризовать различные средства выразительности (например, троп, прием). |
Речь | Различать разные стили речи: научный, официально-деловой, литературно-художественный и прочие. Определять тему и идею текста, анализировать его структуру. Правильно вычленять языковые единицы внутри текста, анализировать их. Верно понимать тему, цель написанного, выявлять скрытую информацию. Создавать тексты разных стилей, жанров. Выбирать корректные языковые средства согласно целям высказывания и внешним (экстралингвистическим) факторам. Последовательно, связно и логично излагать мысли, адекватно выражать собственное отношение к явлениям действительности вообще и к прочитанному в частности. Определять и комментировать проблему текста. В речи соблюдать нормы литературного языка – лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные. |
В файле с методическими рекомендациями есть и другая информация, которая будет полезна в рамках теоретической подготовки. Так, например, каждый раздел теории сопровождается развернутым комментарием, где авторы, исходя из результатов ЕГЭ прошлых лет, разбирают наиболее распространенные ошибки выпускников и указывают, на какие правила стоит обратить особое внимание.
Полезная литература
Поняв, какие разделы теории вам предстоит повторить и какие умения отточить в ходе подготовки, важно правильно подобрать справочную литературу. В магазинах вы найдете десятки учебных пособий, в которых собраны все правила русского языка для ЕГЭ. Последние едины, но представлены совершенно по-разному, поэтому брать первое попавшееся на глаза издание не стоит. Мы собрали 5 книг, которые безусловно заслуживают доверия:
- Цыбулько И. П. ЕГЭ. Русский язык. Отличный результат, М., 2020;
- Драбкина С. В., Субботин Д. И. ЕГЭ-2020. Русский язык. Готовимся к итоговой аттестации, М., 2020;
- Васильевых И. П., Гостева Ю. Н., Егораева Г. Т., Груздева Е. Н., Ляшенко Е. Л. ЕГЭ-2020. Русский язык. Эксперт в ЕГЭ, М., 2020;
- Заярная И. Ю. Орфография. Комплексная подготовка к ЕГЭ, ОГЭ и ВПК, СПб, 2020;
- Заярная И. Ю. Синтаксис и пунктуация. Комплексная подготовка к ЕГЭ, ОГЭ и ВПК, СПб, 2020.
Обратите внимание, что все примеры пособий, которые мы привели, изданы в 2020-м, то есть в год публикации этой статьи. Дело в том, что структура ЕГЭ периодически меняется, поэтому и заниматься следует по самым новым учебникам. Тем не менее наиболее авторитетные их авторы не меняются, поэтому наш небольшой перечень будет полезен и после 2020-го. Помимо пособий, в качестве учебного материала для подготовки к ЕГЭ по русскому языку вам обязательно понадобятся словари: толковый, орфографический, орфоэпический, лексической сочетаемости и другие.