Содержание
Официальный источник
Контрольно-измерительные материалы (КИМ) для ЕГЭ разрабатываются Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ). На его официальном сайте опубликовано три главных документа: демоверсия экзамена, кодификатор и спецификация. Они невелики по объему, каждый занимает всего 3-5 страниц, но в них содержатся все основные моменты:
- перечень тем (пунктуация, орфография, языковые нормы и т.д.);
- количество вопросов по каждой теме и баллы, которые можно за них получить;
- образцы бланков и заданий;
- требования к базовому и профильному уровню подготовки;
- регламент экзамена и проверки.
Вместе с этими документами здесь можно скачать словарик паронимов и орфоэпический словарик. Отдельно в кодификаторе указаны требования к выпускникам национальных школ, где обучение шло не на русском языке.
Первая часть
Вся первая часть экзамена – это 26 вопросов с коротким ответом. Они делятся на 3 типа:
- несколько вариантов ответа, и только один правильный;
- несколько вариантов ответа, и несколько из них – правильные;
- вариантов ответа нет, нужно написать его самостоятельно.
Все задания первой части, кроме последних двух, – базового уровня сложности. Они охватывают следующие разделы: орфография, пунктуация, языковые нормы, выразительность речи, а также речь и текст, лексика, фразеология.
Разбор заданий, алгоритмы выполнения, шпаргалки
Чтобы получить наглядное представление о заданиях ЕГЭ по русскому языку, можно посмотреть демонстрационный вариант. Разбор предложенных в нем вопросов и выработка алгоритмов решений поможет уверенней чувствовать себя на экзамене.
Задания №1–3
Вопросы с 1 по 3 очень просты и привязаны к одному небольшому тексту. Последовательность выполнения этой группы заданий – на рисунке ниже.
Задания №4-5
Они настолько элементарны, что некоторые выпускники вообще не считают их заданиями. В №4 требуется исправить ударение, а в №5 – найти лексическую ошибку и подобрать пароним к выделенному слову. Для подготовки достаточно заучить несколько страниц из орфоэпического словника и словарика паронимов, которые прилагаются к контрольно-измерительным материалам.
В заданиях №4-5 экзамена по русскому языку используется только лексика, опубликованная в словниках ФИПИ. Однако пользоваться этими материалами на испытании не разрешается. Поэтому их содержимое нужно выучить наизусть.
Задание №6
Здесь требуется прочитать предложение и найти в нём лексическую ошибку. При подготовке можно использовать шпаргалку, приведенную на рисунке.
Задание №7
Это задание – на умение образовывать формы множественного числа и склонять их. Объективно оно не слишком сложное. Для его выполнения нужно повторить правила склонения существительных, местоимений и числительных. Полезно также регулярно заниматься разбором аналогичных заданий ЕГЭ по русскому языку из открытого банка ФИПИ.
Задание №8
Оно считается очень сложным, пугает многих одиннадцатиклассников, зато «ценится» выше всех остальных в первой части. Его суть в том, чтобы прочитать предложения и определить, какие виды грамматических ошибок в них допущены. В самом задании таких видов будет 5, но чтобы хорошо подготовиться к экзамену, нужно разобрать 10.
Тип ошибки | Пример ошибки | Исправление |
---|---|---|
Нарушение в построение предложений с причастными оборотами | «Поражающий парк в Павловске своей красотой привлекает внимание туристов» | «Парк в Павловске, поражающий своей красотой, привлекает внимание туристов» |
Нарушение в построении предложений с деепричастными оборотами | «Проезжая мимо станции, с меня слетела шляпа» | «Проезжая мимо станции, я потерял шляпу» |
Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом | «По истечению восьми секунд после свистка мяч передаётся другой команде» | «По истечении восьми секунд после свистка мяч передаётся другой команде» |
Ошибка в построении сложного предложения | «Учитель объяснил то, как важно писать грамотно» | «Учитель объяснил, как важно писать грамотно» |
Неверное употребление числительных | «Двое тигров охотились на антилоп» | «Два тигра охотились на антилоп» |
Неверное построение предложений с косвенной речью | «Пушкин говорил про себя, что я великий поэт» | «Пушкин говорил про себя, что он великий поэт» |
Неправильное построение предложений с однородными членами | «Наука опирается и изучает законы природы» | «Наука опирается на законы природы и изучает их» |
Неправильное построение предложений с несогласованным приложением | Я читаю книгу «Войну и мир» | Я читаю «Войну и мир» |
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым | «Те, кто умеют ждать, достигают цели» | «Те, кто умеет ждать, достигает цели» |
Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм | «Он берёт косу и пошёл на луг» | «Он берёт косу и идёт на луг» |
Задания №9–15
Все вопросы с 9 по 15 касаются орфографии и редко вызывают серьезные затруднения. Для подготовки необходимо повторить следующие темы:
- чередование безударных гласных в корне;
- правописание приставок и суффиксов;
- спряжение глаголов;
- слитное и раздельное написание «НЕ»;
- приставки и предлоги в наречиях;
- правописание -Н- и -НН- в частях речи.
Задания №16–21
Эта категория вопросов – на знание правил пунктуации. При подготовке, помимо обычных разборов заданий и тренировок, есть смысл использовать такой лайфхак:
- взять любую книгу, газету или журнал, открыть на любой странице;
- произвольно выбрать предложение или целый абзац;
- прямо в тексте карандашом сделать схемы выбранных предложений.
Как ни странно, именно построение схем, которое практикуется в начальной школе, а дальше будто бы забывается, лучше всего помогает выпускникам при разборе заданий ЕГЭ на пунктуацию.
Задания №22–26
Эта группа вопросов привязана к довольно объемному отрывку текста. Во второй части по нему же будет писаться сочинение. Для выполнения заданий №22–26 можно воспользоваться алгоритмами, которые показаны на рисунках ниже.
Вторая часть
Во второй части ЕГЭ по русскому – всего одно задание. Оно проверяет умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста. По форме это классическое школьное сочинение.
Среди одиннадцатиклассников бытует мнение, что вторая часть необязательна, относится к профильному уровню, и главное – выполнить первую. Действительно, если задания №1-26 сделаны идеально, они принесут гарантированную четверку за экзамен. Однако заработать пятерку без него фактически невозможно.
Итак, что должно быть в сочинении? Самую весомую часть в оценке занимает способность выразить собственное отношение к проблеме и проиллюстрировать его уместными примерами. При этом нужно иметь в виду:
- сочинение короче 70 слов не засчитывается, а высший балл можно получить только за текст длиннее 150 слов;
- переписывать исходный текст нельзя, допустимы только короткие цитаты.
Среди важных требований – умение понять, какая проблема вообще затронута в тексте, как автор сам к ней относится, и оценить его позицию – согласиться с ней или нет. Свою роль играют соблюдение этических норм и фактологическая точность, связность и цельность текста, точность выражения мысли, а также отсутствие грамматических ошибок, соблюдение речевых норм, пунктуационная и орфографическая грамотность.
Изменения за последние 3 года
ЕГЭ в целом не меняет ни своей формы, ни содержания. Но корректировка мелких нюансов все же происходит регулярно, поэтому нужно пользоваться только актуальной литературой для подготовки.
Так, с 2017 по 2020 год в ЕГЭ по русскому языку добавлены два задания и скорректированы правила написания сочинения. Разберем эти перемены по порядку.
В 2018 году появилась проверка знания лексических норм (теперь это №6 в первой части). В 2019 году в первую часть ввели задание на так называемый «пунктуационный анализ». Тогда же внесены корректировки в блок тестовых вопросов по орфографии: если раньше на одно задание давали список из 5–10 слов, теперь их по 10–15.
С этого же времени изменились требования к сочинению. Теперь надо не только приводить примеры, которые иллюстрируют проблему, но и объяснять их значение и смысловую связь между ними. С 2020 года за это можно получить дополнительный балл.
При подготовке к ЕГЭ по русскому языку есть смысл уделить больше времени демоверсиям, спецификации, кодификатору и словарям паронимов и ударений. Также важно больше читать, тренироваться писать сочинения. Все эти меры в совокупности помогут получить максимально высокую оценку.