Содержание
Что такое проблема текста
Проблемой называют вопрос, который ставится перед читателем автором текста, ключевая тема. Она служит руслом для рассуждений ученика, помогает ему понять, в каком направлении мыслить. Если выпускник верно определяет основную проблему, то тем самым нащупывает нить, на которую в дальнейшем одну за другой нанизывает мысли. Это единственный способ написать структурированное и последовательное сочинение, в котором идеи дополняют друг друга и приводят автора, а вслед за ним и читателя, к определенному логическому заключению.
Виды (категории)
При анализе предложенного на ЕГЭ текста для сочинения ученику следует не только определить главную тему, которая всегда глобальна, но и выявить более узкие ее направления. Основные виды и примеры проблем представлены в таблице.
Виды проблем в сочинении ЕГЭ | |||
---|---|---|---|
Категории | Суть | Типы | Идея |
Нравственные | Внутренние качества человека и то, как они проявляются в отношениях с окружающими | Доброта | Доброта делает человека счастливым. |
Совесть | Уважать себя можно, только живя в согласии с совестью. | ||
Благодарность | Умение быть благодарным свидетельствует о благородстве души. | ||
Философские | Глобальные вопросы о бытии и месте человека в мире | Смысл жизни | Смысл жизни открывается человеку только тогда, когда он ставит перед собой цели и достигает их. |
Свобода | Свобода отличается от вседозволенности и немыслима без ответственности. | ||
Одиночество | Одиночество может быть полезным. Оставаясь наедине с собой, мы начинаем себя слышать. | ||
Социальные | Устройство общества | Жажда денег | В погоне за материальной выгодой мы теряем человеческое в себе. |
Художник и власть | Когда человек становится чиновником, художник внутри него умирает. | ||
Конфликт поколений | Сложности во взаимоотношениях людей разных возрастов неизбежны. | ||
Эстетические | Восприятие прекрасного, роль искусства в жизни | Чтение | Хорошие книги развивают интеллектуально и духовно. |
Массовая культура | Высокое искусство никогда не станет достоянием толпы, но только оно по-настоящему обогащает культуру. | ||
Воспитание любви к прекрасному | Развивая в себе чувство красоты, человек начинает замечать то, чего не видят другие. |
Как правильно сформулировать
Первым делом необходимо несколько раз прочитать предложенный для сочинения на ЕГЭ текстовой фрагмент. Подсказкой для поиска проблемы может служить неоднократное возвращение автора к какой-либо мысли. От нее и стоит отталкиваться. Остальные темы обычно лишь дополняют и помогают раскрыть главную. Основная идея формулируется в виде тезиса или вопроса, зачастую риторического. Вокруг него и следует строить размышления в письменной работе – они и будут комментарием, то есть подтверждением того, что обозначенная проблема действительно есть в тексте. Самая распространенная ошибка старшеклассников заключается в неумении найти фундаментальную проблему текста и отличить ее от второстепенных.
Пример ответа
Ниже представлен образец текста из ЕГЭ и сочинения, в котором ученик верно определяет проблему и, комментируя ее, строит свои рассуждения.
«Чтобы преуспеть в жизни, достаточно одного лишь таланта или трудолюбие тоже необходимо? Именно этот вопрос и ставит перед читателем Николай Михайлов. Его текст посвящен феномену одаренного человека. Автор подчеркивает, что наука пока не в силах отыскать источник гениальности и познать ее природу. В качестве подтверждения приводится феномен так называемых детей индиго. Никто не знает, откуда берется их одаренность: одни считают ее результатом генетических мутаций, другие высказывают совсем уж невероятные предположения о том, что эти талантливые дети – потомки инопланетных существ. Михайлов упоминает о восьмилетней девочке, которая, будучи инвалидом от рождения, проявляет удивительные способности к живописи и изучению языков. Автор задается вопросом: смогла бы она реализовать собственные задатки, если бы родители не занимались ее развитием? А что было бы, откажись она сама учиться и каждый день работать над собой?
Михайлов приходит к выводу, что хоть гениями и рождаются, проявить талант человек сможет лишь в том случае, если ему помогут родители и педагоги, а сам он будет трудиться в поте лица. С этим можно согласиться. В качестве аргумента хотелось бы привести эпизод из биографии великого Моцарта. Известно, что музыкой он начал заниматься благодаря отцу – скрипачу и композитору придворной капеллы. Именно Иоганн Георг Леопольд и пристрастил сына к игре на клавесине. Впоследствии Моцарт почти без его помощи научился играть еще и на скрипке. Чтобы освоить инструменты и обрести возможность создавать собственные сочинения, Вольфгангу Амадею пришлось приложить колоссальные усилия. Если бы не трудолюбие, в историю бы он вряд ли вошел.
Анализируя текст Н. Михайлова, я пришел к выводу, что заложенная природой гениальность не сможет развиться без труда и помощи извне. Хочется, чтобы все родители старались разглядеть в своих маленьких детях ростки таланта и всеми силами способствовали их развитию.»