Правила составления экзаменационного эссе

На ЕГЭ по истории сочинение – одно из шести заданий с развернутым ответом, включенных во вторую часть КИМ. Его объем не огранивается, зато требования к содержанию четко обозначены: текст должен представлять собой связное сообщение об одном из исторических периодов, при этом главная задача выпускника состоит не в том, чтобы блеснуть писательским талантом. Цель участника экзамена – продемонстрировать знание фактов, дат, терминологии и умение видеть причину и следствие событий или процессов, показать способность оценивать роль личности в ходе истории.

Правила написания исторического эссе

Выпускники 11 класса пишут сочинение
  1. Соблюдайте предложенную в задании композицию:
    • 2 события;
    • 2 личности и их роли в этих событиях;
    • 2 причины и 2 следствия описываемых событий;
    • влияние указанных вами событий на историю России.

    То есть в сочинении по истории на ЕГЭ надо:

    • Назвать минимум два (больше просто не успеть) события или процесса, которые относятся к описываемому периоду.
    • Рассказать о двух исторических персонах рассматриваемого периода – это значит с опорой на факты охарактеризовать их деятельность и роль, а не пересказывать биографии или просто констатировать факт их существования.
    • Раскрыть, если и не все, то хотя бы две, причины и указать два следствия событий, ставших темой сочинения.
    • Оперируя фактами или мнениями авторитетных ученых, исследователей, писателей оценить влияние событий, произошедших в описанный временной промежуток, на историю России.
  2. Точно выполняйте рекомендации разработчиков КИМ относительно содержания сочинения.

    К историческим событиям относятся:

    • провозглашение или распад государства;
    • революция; восстание;
    • война или отдельная битва;
    • проведение политики (коллективизации или ликвидации безграмотности, например);
    • принятие изменяющего общественные или экономические устои закона (отмена крепостного права);
    • создание политической партии и т. д.

    Главное – не промахнуться и указать именно то, что происходило в выбранный период, иначе за сочинение поставят 0 баллов.Критерии оценки сочинения на ЕГЭ по истории

    Характеристика личности заключается в указании конкретных действий политика, правителя, военачальника: принятие закона (какого именно), подавление бунта (какого и как), присоединение территории (какой) – которые существенно повлияли на ход или результат описываемых событий. То есть написать, что Кутузов командовал армией недостаточно, надо указать, какие битвы выиграл или проиграл и к чему это привело. Иначе такую характеристику не засчитают.

    Раскрывая причины и поясняя следствия, можно использовать примерно такие речевые конструкции:

    • причинами (чего?) послужили/стали…;
    • (что?) было обусловлено следующими причинами…;
    • к (событие – восстанию, войне, проведению политики) привело…
    • на развитие событий большое влияние оказали..;
    • в результате (чего? то есть указанного события) произошли изменения в…;
    • итогом проведенных реформ стало…;
    • (что?) послужило началом…

    Оценка событий предполагает «разжевывание» того, как именно они повлияли на развитие России. То есть написать, что с 1928 по 1941 годы были построены десятки/сотни/тысячи машиностроительных и металлургических заводов, недостаточно. Как соответствующее критерию оценивания будет засчитано утверждение такого рода: в период индустриализации был создан оборонно-промышленный комплекс, а его наличие послужило одним из ключевых факторов победы Советского Союза в Великой Отечественной войне.

  3. Обязательно делайте вывод. Удачное заключение, и не только в сочинении на ЕГЭ по истории, всегда неразрывно связано со вступлением и, конечно же, с основным текстом.
  4. Пишите грамотно. Обязательно проверьте свое сочинение на наличие грамматических, орфографических, лексических и пунктуационных ошибок. За их незначительное количество оценку не снижают, но если из-за хромого правописания сложно уловить смысл текста, то эксперты имеют право снимать баллы. Перечитайте готовое сочинение несколько раз, чтобы убедиться, что не нарушена логика повествования и нет фактических или терминологических ошибок.

План сочинения

Структурная часть Содержание
Введение Если у периода есть устойчивое наименование (к примеру, бироновщина, собирание земель, Смута, золотой век дворянства, нэп, перестройка, военный коммунизм), напишите об этом и укажите хотя бы одного исторического деятеля, находившегося в то время у власти. Кратко охарактеризуйте ситуацию, которая сложилась к началу этого периода, отметив ключевые события или процессы.
Основная часть
  1. Опишите одно из указанных во введении событий, перечислите его причины и особенности.
  2. Раскройте роль исторической личности, принимавшей участие в описываемом событии – помните о конкретике. Приводите как можно больше дат, фактов.
  3. Расскажите, к чему привело это событие (процесс) и как оно повлияло на развитие истории.
  4. Повторите всю схему для второго события/процесса.
Заключение На основании фактов, указанных в сочинении, сделайте вывод о роли описанного периода в истории страны. Укажите, как оценивали период авторитетные исследователи, или, апеллируя к фактам, дайте собственную оценку его значения. Можно сделать и то, и другое.

Как можно подготовиться

Сделайте заготовки. Заранее продумайте, о каких двух событиях и личностях каждого из трех исторических периодов, по которым составляются вопросы для ЕГЭ, будете писать в сочинении. Конечно, шанс угадать с конкретным временным отрезком (обычно это 5–20 лет), который попадется в КИМ, стремится к нулю. Но если к делу подойти более основательно: разделы кодификатора «Древность и Средневековье», «Новое время», «Новейшая история» не зря делятся на подпункты, то шансы существенно повысятся примерно до 50 на 50, если не больше.Подпункты разделов кодификатора ЕГЭ по истории

К примеру, велика вероятность, что для описания в сочинении будут предложены периоды Петровских преобразований, Северной войны, Просвещенного абсолютизма. Соответственно, по ним и надо продумывать стратегию и тактику сбора информации для заготовок. Чтобы быстрее сообразить на ЕГЭ, о чем же и о ком собственно писать, скачайте кодификатор и проставьте рядом с подпунктами даты: например, для реформ Петра: 1683 (если принимать в расчет «Потешный полк») – 1724, для Северной войны: 1700–1721, для «Просвещенного абсолютизма» – даты правления Екатерины II.

Пример сочинения по истории для ЕГЭ

Понятно, что лучше один раз увидеть образец сочинения, чем сто раз прочитать рекомендации, как его писать, поэтому для наглядности ознакомьтесь с примером.

Написать историческое эссе на максимальные 11 баллов не так уж и сложно, если хорошо ориентироваться в материале и уметь логично излагать мысли, – главное, не допускать фактических ошибок. Даже если нет абсолютной уверенности в собственных силах, совсем отказываться от выполнения последнего задания не стоит: за него можно довольно легко набрать 2 первичных балла. Для этого надо правильно указать два любых события, относящихся к выбранному периоду.Критерии оценивания по истории для ЕГЭ

Вдохновляйтесь переходом Суворова через Альпы – он же сделал казавшееся всем невозможным.

Шапка ЕГЭ в паре маленькая

Математика

+27
баллов
к ЕГЭ

Курсы подготовки к ЕГЭ по математике

Русский язык

+30
баллов
к ЕГЭ

Курсы подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Обществознание

+25
баллов
к ЕГЭ

Курсы подготовки к ЕГЭ по обществознанию

Физика

+31
балл
к ЕГЭ

Курсы подготовки к ЕГЭ по физике

Английский язык

+24
балла
к ЕГЭ

Курсы подготовки к ЕГЭ по английскому языку

Биология

+29
баллов
к ЕГЭ

Курсы подготовки к ЕГЭ по биологии

Читайте далее

Отзывы и обсуждения

Совет эксперта

Виноградова Ирина Витальевна

Виноградова Ирина Витальевна

Учитель русского языка и литературы, лауреат премии учитель года.

Многие считают, что для того, чтобы сдать ЕГЭ на отлично нужно досконально выучить материал. Это, безусловно, важный фактор, но не решающий. Обратите внимание на то, как работает ваш мозг во время подготовки и сдачи экзамена. Умение фокусироваться на задачах, внимание к мелочам и деталям и хорошая память играют куда как более важную роль.

Своим ученикам во время подготовки к ЕГЭ я рекомендую проходить тренировки на бесплатном онлайн-тренажере «Викиум». После того, как я внедрила эту практику, средний балл моих учеников вырос с 62 до 78. 100% из них поступают в вузы, причем 61% на бюджет в большую пятерку (МГУ, МГИМО, ВШЭ, СПбГУ и МФТИ). Для этого достаточно всего 3 раза в...

Узнать больше >>