На ЕГЭ по истории сочинение – одно из шести заданий с развернутым ответом, включенных во вторую часть КИМ. Его объем не огранивается, зато требования к содержанию четко обозначены: текст должен представлять собой связное сообщение об одном из исторических периодов, при этом главная задача выпускника состоит не в том, чтобы блеснуть писательским талантом. Цель участника экзамена – продемонстрировать знание фактов, дат, терминологии и умение видеть причину и следствие событий или процессов, показать способность оценивать роль личности в ходе истории.
Содержание
Правила написания исторического эссе
- Соблюдайте предложенную в задании композицию:
- 2 события;
- 2 личности и их роли в этих событиях;
- 2 причины и 2 следствия описываемых событий;
- влияние указанных вами событий на историю России.
То есть в сочинении по истории на ЕГЭ надо:
- Назвать минимум два (больше просто не успеть) события или процесса, которые относятся к описываемому периоду.
- Рассказать о двух исторических персонах рассматриваемого периода – это значит с опорой на факты охарактеризовать их деятельность и роль, а не пересказывать биографии или просто констатировать факт их существования.
- Раскрыть, если и не все, то хотя бы две, причины и указать два следствия событий, ставших темой сочинения.
- Оперируя фактами или мнениями авторитетных ученых, исследователей, писателей оценить влияние событий, произошедших в описанный временной промежуток, на историю России.
- Точно выполняйте рекомендации разработчиков КИМ относительно содержания сочинения.
К историческим событиям относятся:
- провозглашение или распад государства;
- революция; восстание;
- война или отдельная битва;
- проведение политики (коллективизации или ликвидации безграмотности, например);
- принятие изменяющего общественные или экономические устои закона (отмена крепостного права);
- создание политической партии и т. д.
Главное – не промахнуться и указать именно то, что происходило в выбранный период, иначе за сочинение поставят 0 баллов.
Характеристика личности заключается в указании конкретных действий политика, правителя, военачальника: принятие закона (какого именно), подавление бунта (какого и как), присоединение территории (какой) – которые существенно повлияли на ход или результат описываемых событий. То есть написать, что Кутузов командовал армией недостаточно, надо указать, какие битвы выиграл или проиграл и к чему это привело. Иначе такую характеристику не засчитают.
Раскрывая причины и поясняя следствия, можно использовать примерно такие речевые конструкции:
- причинами (чего?) послужили/стали…;
- (что?) было обусловлено следующими причинами…;
- к (событие – восстанию, войне, проведению политики) привело…
- на развитие событий большое влияние оказали..;
- в результате (чего? то есть указанного события) произошли изменения в…;
- итогом проведенных реформ стало…;
- (что?) послужило началом…
Оценка событий предполагает «разжевывание» того, как именно они повлияли на развитие России. То есть написать, что с 1928 по 1941 годы были построены десятки/сотни/тысячи машиностроительных и металлургических заводов, недостаточно. Как соответствующее критерию оценивания будет засчитано утверждение такого рода: в период индустриализации был создан оборонно-промышленный комплекс, а его наличие послужило одним из ключевых факторов победы Советского Союза в Великой Отечественной войне.
- Обязательно делайте вывод. Удачное заключение, и не только в сочинении на ЕГЭ по истории, всегда неразрывно связано со вступлением и, конечно же, с основным текстом.
- Пишите грамотно. Обязательно проверьте свое сочинение на наличие грамматических, орфографических, лексических и пунктуационных ошибок. За их незначительное количество оценку не снижают, но если из-за хромого правописания сложно уловить смысл текста, то эксперты имеют право снимать баллы. Перечитайте готовое сочинение несколько раз, чтобы убедиться, что не нарушена логика повествования и нет фактических или терминологических ошибок.
План сочинения
Структурная часть | Содержание |
---|---|
Введение | Если у периода есть устойчивое наименование (к примеру, бироновщина, собирание земель, Смута, золотой век дворянства, нэп, перестройка, военный коммунизм), напишите об этом и укажите хотя бы одного исторического деятеля, находившегося в то время у власти. Кратко охарактеризуйте ситуацию, которая сложилась к началу этого периода, отметив ключевые события или процессы. |
Основная часть |
|
Заключение | На основании фактов, указанных в сочинении, сделайте вывод о роли описанного периода в истории страны. Укажите, как оценивали период авторитетные исследователи, или, апеллируя к фактам, дайте собственную оценку его значения. Можно сделать и то, и другое. |
Как можно подготовиться
Сделайте заготовки. Заранее продумайте, о каких двух событиях и личностях каждого из трех исторических периодов, по которым составляются вопросы для ЕГЭ, будете писать в сочинении. Конечно, шанс угадать с конкретным временным отрезком (обычно это 5–20 лет), который попадется в КИМ, стремится к нулю. Но если к делу подойти более основательно: разделы кодификатора «Древность и Средневековье», «Новое время», «Новейшая история» не зря делятся на подпункты, то шансы существенно повысятся примерно до 50 на 50, если не больше.
К примеру, велика вероятность, что для описания в сочинении будут предложены периоды Петровских преобразований, Северной войны, Просвещенного абсолютизма. Соответственно, по ним и надо продумывать стратегию и тактику сбора информации для заготовок. Чтобы быстрее сообразить на ЕГЭ, о чем же и о ком собственно писать, скачайте кодификатор и проставьте рядом с подпунктами даты: например, для реформ Петра: 1683 (если принимать в расчет «Потешный полк») – 1724, для Северной войны: 1700–1721, для «Просвещенного абсолютизма» – даты правления Екатерины II.
Пример сочинения по истории для ЕГЭ
Понятно, что лучше один раз увидеть образец сочинения, чем сто раз прочитать рекомендации, как его писать, поэтому для наглядности ознакомьтесь с примером.
Написать историческое эссе на максимальные 11 баллов не так уж и сложно, если хорошо ориентироваться в материале и уметь логично излагать мысли, – главное, не допускать фактических ошибок. Даже если нет абсолютной уверенности в собственных силах, совсем отказываться от выполнения последнего задания не стоит: за него можно довольно легко набрать 2 первичных балла. Для этого надо правильно указать два любых события, относящихся к выбранному периоду.
Вдохновляйтесь переходом Суворова через Альпы – он же сделал казавшееся всем невозможным.