Устная часть ЕГЭ по английскому языку проводится отдельно от письменной в специально отведенный день. Тестирование проходит без участия экзаменаторов: ответы сохраняются в компьютере, затем записи прослушивают эксперты. Испытание состоит из четырех заданий, каждое из которых выдается после завершения предыдущего. На выполнение всего устного блока отводится 15 минут, время подсчитывается автоматически - таймер виден на экране компьютера.
Структура устной части экзамена
Задание №1
Экзаменуемому предлагается прочитать вслух текст научно-популярной тематики, который состоит из 150-160 слов. На подготовку и ответ отводится по 1,5 минуты. Текст должен быть озвучен со средней скоростью, без длинных пауз, громко и четко. Участник испытания может сделать до пяти фонетических ошибок, среди которых допускается не более одной-двух, искажающих смысл слов. Максимум за выполнение первого задания - 1 балл.
Даже если не вся лексика знакома, не надо паниковать - на это просто нет времени. Продуктивнее вспомнить общие правила чтения и произнести слово по стандартной фонетической модели - с вероятностью 99,9 % вы угадаете.
Вероятные трудности: большинство учеников допускает ошибки из-за недостаточной концентрации внимания. Сложности вызывает и довольно высокая скорость чтения, которая требуется, чтобы уложиться в полторы минуты. Чтобы потренироваться, во время подготовки к устной части ЕГЭ с секундомером в руках читайте тексты объемом 150-160 слов, делайте записи на диктофон/смартфон, потом прослушивайте их и критически оценивайте свои результаты.
Задание №2
Экзаменуемому предлагается за полторы минуты задать пять вопросов по теме рекламного объявления о путешествиях, спортивных событиях и т. д. Придумывать, о чем спрашивать, не надо: в задании даются ключевые слова, с каждым из них надо составить вопрос, соотносящийся с изображением и обозначенной тематикой. За грамматически правильно выстроенный вопрос дается один балл, соответственно, за всё второе задание максимально можно получить 5.
Вероятные трудности: есть риск составить вопрос, ответ на который будет неинформативен. Задача экзаменующегося - получить конкретные сведения по теме объявления (сколько стоит? где находится? и т. д.). Исходя из нее и надо формулировать вопросы.
Задание №3
Описание фотографий. На выбор предлагается три снимка со схожей тематикой, надо описать один из них строго по предоставленному плану:
- Когда был сделан снимок.
- Кто изображен на фотографии.
- Что происходит на снимке.
- Для чего/почему вы сделали это фото.
- Почему вы решили показать фото своему другу.
На подготовку ответа дается 1,5 минуты, на его озвучивание – 2 минуты. По каждому пункту плана нужно придумать не менее трех предложений (описание на максимальную оценку должно состоять из 12-15 фраз). При соблюдении всех требований экзаменуемый может заработать 7 баллов.
Вероятные трудности: Должен получиться связный рассказ со вступительной и заключительной фразами. Они могут быть совершенно простыми (вроде "посмотри на этот снимок из моего фотоальбома"), но их наличие в описании обязательно. Поэтому заранее подготовьте универсальные вводные и связующие конструкции и заучите их до автоматизма.
И не забудьте назвать номер снимка, который описываете, и кликнуть на соответствующую цифру в зеленом поле под изображением.
Иначе получится так, как если бы вы на письменном экзамене перепутали поля для ответов в бланках - разбираться никто не будет.
Задание №4
Сравнение фотографий. Участнику устной части ЕГЭ по английскому предлагаются два, на первый взгляд, совершенно разных снимка. К примеру, на одном фото может изображаться ребенок на летнем лугу, на другом - дети, которые с энтузиазмом лепят снеговика. Задача экзаменующегося состоит в том, чтобы быстро найти то, что все-таки объединяет предложенные изображения, и с опорой на "общее звено" сравнить две фотографии. Ответ должен строиться строго по плану задания, на каждый пункт которого надо придумать не меньше трех предложений.
Вероятные трудности: сложно понять, о чем вообще надо говорить. Проблема решается просто: подсказка всегда содержится в четвертом пункте плана. Например, если сказано: say which of the seasons presented in the pictures you preferred as a child (к заданию с фотографиями детей на лугу и со снеговиком), то ориентиром послужит ключевое слово child, и рассказывать надо о том, что вам в детстве нравилось больше: зима или лето и почему.
Понятно, что общее у этих фотографий с играющим джаз-бандом и юным пианистом - музыка, отличие - ее стиль. В каком именно направлении двигаться для сравнения, подскажет пункт № 4 в плане. Расскажите, что вам больше нравится: классика и Бетховен или импровизация и Луи Армстронг. Это и будет причиной выбора в пользу вида концерта.