Российская транспортная сеть – одна из наиболее обширных в мире. Транспорт – авиационный, железнодорожный, автомобильный, водный – связывает воедино регионы и районы нашей огромной страны, помогает выводить на новые высоты бизнес и туризм, осваивать территории и поддерживать связи с другими государствами. И, конечно же, для обслуживания развивающейся транспортной системе требуется все больше профессионалов. Именно поэтому выпускники университетов транспорта редко попадают на биржу труда.
Университеты и институты транспорта
Сколько транспортных вузов в России – точно подсчитать невозможно. Желающие выучиться на транспортника могут поступить в одно из 17 базовых учебных заведений, подведомственных Минтрансу России, или выбрать специальность соответствующего профиля практически в любом техническом вузе. Подготовка кадров в том и другом случае имеет свои нюансы.
Отраслевые вузы
К ним относят учебные организации, курируемые Минтрансом России, точнее – одним из его федеральных агентств – Росжелдором, Росавиацией или Росморречфлотом. Отраслевые вузы обучают по собственным образовательным программам, учитывающим абсолютно все нужды транспортной сферы и, в зависимости от отраслевой принадлежности, готовят специалистов, необходимых при организации перевозок и обслуживании транспортной инфраструктуры и способных управлять пассажиро- и грузопотоком на конкретном виде транспорта.
Все вузы, подведомственные Минтрансу, расположены в центрах сосредоточения различных путей сообщения – железнодорожных, водных, автомобильных, воздушных. Многие учебные заведения из министерского списка имеют довольно разветвленную сеть филиалов – транспортных институтов и колледжей.
Вузы транспортного комплекса России
Вуз | Филиалы | |
---|---|---|
Университеты железнодорожного транспорта | ||
РУТ (МИИТ) | Российский университет транспорта | Сочи, Институт транспорта |
ПГУПС | Петербургский государственный университет путей сообщения (ГУПС) императора Александра I | – |
РГУПС | Ростовский ГУПС | – |
СГУПС | Сибирский ГУПС | – |
ОмГУПС | Омский ГУПС |
г. Тайга, Кемеровская обл., Институт ж/д транспорта |
УрГУПС | Уральский ГУПС (г. Екатеринбург) |
Пермь Курган Челябинск |
ДвГУПС | Дальневосточный ГУПС (г. Хабаровск) |
Сахалин Свободный (Амурская обл.) Тында Уссурийск Нерюнгри |
СамГУПС | Самарский ГУПС |
Уфа Оренбург |
ИрГУПС | Иркутский ГУПС |
Красноярск Улан-Удэ Чита |
Университеты воздушного транспорта | ||
МГТУ ГА | Московский государственный технический университет гражданской авиации (ГА) | |
СПб ГУ ГА | Санкт-Петербургский государственный университет ГА | |
УИ ГА | Ульяновский институт ГА им. Б. П. Бугаева | |
Университеты водного транспорта | ||
МГУ им. адмирала Г. И. Невельского | Морской государственный университет (г. Владивосток) | |
ГУМРФ | Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова (г. С.-Петербург) | Московская государственная академия водного транспорта |
СГУВТ | Сибирский государственный университет водного транспорта (г. Новосибирск) |
Красноярск Омск Усть-Кут Якутск |
ВГУВТ | Волжский государственный университет водного транспорта (г. Нижний Новгород) | Астрахань |
ГМУ им. адмирала Ф. Ф. Ушакова | Государственный морской университет (г. Новороссийск) | Ростов-на-Дону |
В отраслевых вузах транспортного комплекса России высокий процент целевого приема – зачастую здесь утоляют «кадровый голод» конкретного работодателя (например, ОАО «РЖД», ПАО «Аэрофлот», Московский метрополитен). Трудоустройство транспортников-целевиков составляет 95–97 %.
Собственного образовательного комплекса нет лишь у Росавтотранса. Те, кого привлекает автомобильный и городской транспорт, другие наземные транспортные средства, могут получить образование в профильном университете (их довольно много), или выбрать соответствующее направление практически в любом техническом вузе.
Так, популярнейший институт для заядлых любителей автомобильного транспорта – МАДИ. Среди абитуриентов он имеет репутацию вуза для троечников. Но внутренняя статистика говорит о другом. Например, в 2005 г. диплом с отличием здесь получал лишь каждый десятый выпускник, а в текущем году «отличился» каждый пятый студент. Растет и процент выпускников-отличников, готовых продолжить образование в магистратуре. Со многими автомобильными и дорожными компаниями у МАДИ заключены договора о проведении практики, лучшим студентам после нее предлагают трудоустройство. Так что мнение о «легкодоступности» вуза не имеет под собой никакой почвы. Тем более что, по мнению работников и руководителей предприятий автотранспортной и дорожной отрасли, МАДИ за свою без малого вековую историю выпустил и продолжает выпускать огромное количество ведущих инженеров – как в области транспортного хозяйства, так и в области строительства мостов, дорог и даже аэродромов.
Хорошую базу знаний обо всем, что связано с автомобильным транспортом, также дает сибирский автомобильно-дорожный университет (СибАДИ, г. Омск). За Уралом это единственный образовательный центр, выпускающий дипломированных мостовиков, дорожников, специалистов по безопасности дорожного движения и архитекторов.
И в МАДИ, и в СибАДИ на платной основе учится малая доля студентов. А вот работу по специальности находит подавляющее большинство выпускников.
Факультеты транспорта
Технические и инженерные университеты также готовят специалистов для различных отраслей транспортной сферы. В структуре как минимум полутора сотен вузов присутствуют факультеты или целые институты транспорта.
Тем, кого привлекает воздушный транспорт – его проектирование, управление летательными аппаратами или их испытание – прямая дорога в МАИ, МГТУ им. Баумана или Питерский университет космического приборостроения. Для абитуриентов с более «приземленными» интересами есть:
- автомобильно-дорожный институт – в ПГУАС (г. Пенза);
- транспортно-технологический институт – в БГТУ им В. Г. Шухова (г. Белгород);
- институт транспортных систем – в НГТУ им. Р. Е. Алексеева (г. Нижний Новгород);
- факультеты автомобильного транспорта – в Волгоградском техуниверситете (ВолгГТУ) и Томском архитектурно-строительном университете (ТГАСУ);
- автотранспортный факультет – в политехническом институте ЮУрГУ;
- факультет машиностроения и транспорта – в политехническом институте ПГУ (г. Пенза);
- транспортные факультеты – в Московском политехе и Сибирском ФУ, а также в других крупных региональных вузах:
- АлтТГУ – Алтайском техуниверситете;
- ОГУ – Оренбургском госуниверситете;
- БГАРФ – Балтийской академии рыбопромыслового флота (г. Калининград);
- ЮУрГУ – Южно-Уральском госуниверситете;
- ВлГУ – Владимирском госуниверситете.
Управлению водным транспортом обучают в основном университеты Росморречфлота. Но и вне его ведомства есть несколько мореходных институтов или вузов с факультетами, на которых научат судовождению:
- мореходный факультет ДГТРУ (Дальрыбвтуз, г. Владивосток):
- судоводительский факультет БГАРФ (Балтийская академия рыбопромыслового флота);
- институт морских технологий, энергетики и транспорта АГТУ (Астраханский техуниверситет);
- мореходный факультет КамчатГТУ.
Обучение на транспортных факультетах ведется по стандартизированным образовательным программам, как правило, аккредитованным Минтрансом России.
Направления и специальности
Основное направление, ориентированное на выпуск специалистов сферы транспортной техники, – 23.00.00 – «Техника и технологии наземного транспорта». Это укрупненная группа, включающая специальности, связанные с разными профилями деятельности:
- эксплуатацией (обслуживанием, управлением, ремонтом) транспорта;
- развитием транспортной инфраструктуры (строительством дорог, мостов, стоянок и т. д.);
- организацией перевозок и путевым сервисом.
Внутри каждой специальности есть множество профилей и образовательных программ. Например, абитуриенты факультетов и институтов автомобильного транспорта, исходя из сферы собственных интересов, могут выбрать профили:
Специальность/профили | ||
---|---|---|
23.03.03 | 23.03.01 | 23.05.01 |
автомобили и автомобильное хозяйство | организация перевозок и управление на автомобильном транспорте | спортивные транспортные средства |
сервис дорожно-строительных машин и оборудования | организация и безопасность движения, организация перевозок и безопасность движения | |
техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта | технология транспортно-логистических процессов | |
эксплуатация карьерного транспорта |
В авиационных вузах транспортное направление обычно ограничено несколькими специальностями:
- 23.03.01 – технология транспортных процессов.
- 25.03.01 – техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей.
Перечень образовательных программ, по которым готовят кадры для железной дороги, также небольшой.
Образовательные программы, предлагаемые морскими университетами, связаны в основном с управлением водным транспортом, кораблестроением и океанотехникой, эксплуатацией транспортно-технологических машин и технологией транспортных процессов.
Стоит также отметить, что в профильных (отраслевых) вузах подготовка специалистов носит всеобъемлющий характер и ведется по направлениям и специальностям полного технологического цикла отрасли. Помимо отделений транспорта, в структуру институтов и университетов часто входят факультеты экономики, управления и права. Например, в стенах РУТ (МИИТ) обучают специалистов областей:
- транспортного строительства, включающего:
- автодороги;
- тоннели;
- мосты;
- аэродромы;
- гражданские сооружения;
- транспортной безопасности;
- логистики;
- экологии;
- таможенного дела;
- узкого профиля (программистов, юристов, экономистов, управленцев, маркетологов, транспортных журналистов);
- сферы транспортного сервиса и туризма;
- медицинских работников и т. д.
Выбор у абитуриентов весьма неплохой.
Поступление
Хотя многие транспортные специальности находятся на грани гуманитарной и технической сфер, для поступления понадобятся результаты ЕГЭ по сугубо техническим предметам – профильной математике, физике (русский язык – по умолчанию). Баллы по ним могут быть не самыми высокими. Но, забегая наперед, отметим: чтобы полноценно «влиться» в учебу, поверхностных представлений о точных науках будет явно недостаточно. Например, в автотранспортном институте с первых курсов изучают устройство автомобиля и двигателя, технические характеристики, физические процессы и влияние одних явлений на другие. Придется запоминать много формул, строить графики и диаграммы. Поэтому базовый школьный курс стоит подтянуть хотя бы ради того, чтобы не нахватать долгов в первом же семестре.
Ввиду определенной специфики работы на транспорте (в частности, морском и железнодорожном) от абитуриентов могут потребовать документальное подтверждение отсутствия проблем со здоровьем.
Проходные баллы и стоимость обучения
На транспортных специальностях обычно внушительное количество бюджетных мест. Например, в текущем году государство готово оплатить обучение порядка 23,5 тыс. студентов укрупненной группы 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта». В некоторых вузах бесплатно учиться могут буквально все желающие. Тем, кто все-таки на бюджет не пройдет, огорчаться не стоит – стоимость стационарного обучения на специальностях, связанных с транспортом, невысокая даже в столичных институтах и университетах.
Название вуза | Бюджетные места | Проходной балл | Годовая стоимость обучения, руб. |
---|---|---|---|
РУТ (МИИТ) | 1 640* | От 36,7** | 75–215 тыс. |
МАДИ | 540* | 122–179 | 135–190 тыс. |
МАИ (специальность «сервис транспортных средств») | - | 139*** | 186 210 |
МГТУ им. Баумана | - | 172*** | 284 341 |
МГАВТ | 45 | От 134 | От 120 тыс. |
СПбПУ Петра Великого | 18 | 183 | 191 тыс. |
ГУАП (специальность «организация перевозок и управление в единой транспортной системе») | 24 | 218 | 180 тыс. |
ТГАСУ (г. Томск) | 100 | 190–230 | 155 184 |
БГАРФ | 60 | От 45,3** | 125 100 |
ДВФУ (г. Владивосток) | 20 | 155 | 210 тыс. |
БГТУ им. В. Г. Шухова (г. Белгород) | 107 | От 168 | От 106 тыс. |
ТулГУ (г. Тула) | 82 | От 157 | От 110 тыс. |
НГТУ им. Р. Е. Алексеева (г. Нижний Новгород) | 123 | 161-165 | 134 160 |
ПГУ (г. Пенза) | 16 | 161 | 107 820 |
СибАДИ | 69 | 145–163 | 129 970 |
РГАТУ им. П. А. Костычева (г. Рязань) | 69 | От 41,7** | От 134 тыс. |
КузГТУ им. Т. Ф. Горбачева (г. Кемерово) | 104 | 44,3** | От 125 тыс. |
ЯИВТ СГУВТ (г. Якутск) | 25 | 121 | 99 тыс. |
ТГСХА (г. Тверь) | 34 | 135 | 125 900 |
* всего по специальностям.
** минимальный порог по каждому предмету ЕГЭ.
*** общий балл последнего зачисленного на обучение по контракту.
Перспективы занятости
Учитывая объемы пассажирских и грузовых перевозок в России, невозможно даже представить, чтобы специалист, способный обслуживать сложную транспортную технику стал искать работу через службу занятости. Выпускникам факультетов, институтов и университетов транспорта всегда найдется место на разных предприятиях:
- крупных государственных (та же РЖД) или коммерческих организациях (например, РоссТрансЭкспедиция);
- локальных сетях грузо- и пассажироперевозок;
- предприятиях по выпуску техники;
- сервисах и в автосалонах.
Варианты трудоустройства могут выходить и далеко за пределы России, причем стажировки за рубежом возможны уже во время учебы. Например, студентам МАДИ предлагают практику в Германии на предприятиях BMW и других концернов. При институте можно пройти стажировку в сервисе Рено. Лучшие студенты после нее устраиваются автомобильными дилерами, других практически сразу берут в слесаря или мастера-приемщики, а это, возможно, для кого-то и не самые престижные, но уж точно далеко не безбедные профессии, к тому же с хорошими перспективами карьерного роста.
Кроме того, в стране с масштабным пассажиро- и грузопотоком можно открыть собственный бизнес – на перевозках. В целом же проблема трудоустройства студентов университетов транспорта обычно решается уже к концу обучения.
Часто задаваемые вопросы (FAQ)
Что такое транспортные вузы?
Транспортные вузы – это образовательные учреждения высшего образования, специализирующиеся на подготовке специалистов в области транспорта и связанных с ним направлений.
Какие специальности предлагаются в этих учебных заведениях?
Они предлагают широкий спектр программ: от эксплуатации транспортных средств и управления системами до логистики и инфраструктурного планирования.
Какие транспортные вузы считаются лучшими в России?
Статья содержит полный список рекомендованных вузов, но к числу известных можно отнести МИИТ, СПбГУТ, МГТУ им. Баумана.
Какие перспективы занятости у выпускников?
Специалисты часто находят работу на предприятиях, в железнодорожных компаниях, авиакомпаниях, портах, логистических корпорациях и многих других местах.