Высшее транспортное образование в России 2020

Поезд

Российская транспортная сеть – одна из наиболее обширных в мире. Транспорт – авиационный, железнодорожный, автомобильный, водный – связывает воедино регионы и районы нашей огромной страны, помогает выводить на новые высоты бизнес и туризм, осваивать территории и поддерживать связи с другими государствами. И, конечно же, для обслуживания развивающейся транспортной системе требуется все больше профессионалов. Именно поэтому выпускники университетов транспорта редко попадают на биржу труда.

Университеты и институты транспорта

Сколько транспортных вузов в России – точно подсчитать невозможно. Желающие выучиться на транспортника могут поступить в одно из 17 базовых учебных заведений, подведомственных Минтрансу России, или выбрать специальность соответствующего профиля практически в любом техническом вузе. Подготовка кадров в том и другом случае имеет свои нюансы.

Отраслевые вузы

К ним относят учебные организации, курируемые Минтрансом России, точнее – одним из его федеральных агентств – Росжелдором, Росавиацией или Росморречфлотом. Отраслевые вузы обучают по собственным образовательным программам, учитывающим абсолютно все нужды транспортной сферы и, в зависимости от отраслевой принадлежности, готовят специалистов, необходимых при организации перевозок и обслуживании транспортной инфраструктуры и способных управлять пассажиро- и грузопотоком на конкретном виде транспорта.

Все вузы, подведомственные Минтрансу, расположены в центрах сосредоточения различных путей сообщения – железнодорожных, водных, автомобильных, воздушных. Многие учебные заведения из министерского списка имеют довольно разветвленную сеть филиалов – транспортных институтов и колледжей.

Вузы транспортного комплекса России

Вуз Филиалы
Университеты железнодорожного транспорта
РУТ (МИИТ) Российский университет транспорта Сочи, Институт транспорта
ПГУПС Петербургский государственный университет путей сообщения (ГУПС) императора Александра I
РГУПС Ростовский ГУПС
СГУПС Сибирский ГУПС
ОмГУПС Омский ГУПС

г. Тайга, Кемеровская обл.,

Институт ж/д транспорта
УрГУПС Уральский ГУПС (г. Екатеринбург)

Пермь

Курган

Челябинск

ДвГУПС Дальневосточный ГУПС (г. Хабаровск)

Сахалин

Свободный (Амурская обл.)

Тында

Уссурийск

Нерюнгри
СамГУПС Самарский ГУПС

Уфа

Оренбург
ИрГУПС Иркутский ГУПС

Красноярск

Улан-Удэ

Чита
Университеты воздушного транспорта
МГТУ ГА Московский государственный технический университет гражданской авиации (ГА)
СПб ГУ ГА Санкт-Петербургский государственный университет ГА
УИ ГА Ульяновский институт ГА им. Б.  П.  Бугаева
Университеты водного транспорта
МГУ им. адмирала Г.  И.  Невельского Морской государственный университет (г. Владивосток)
ГУМРФ Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова (г. С.-Петербург) Московская государственная академия водного транспорта
СГУВТ Сибирский государственный университет водного транспорта (г. Новосибирск)

Красноярск

Омск

Усть-Кут

Якутск
ВГУВТ Волжский государственный университет водного транспорта (г. Нижний Новгород) Астрахань
ГМУ им. адмирала Ф.  Ф.  Ушакова Государственный морской университет (г. Новороссийск) Ростов-на-Дону

В отраслевых вузах транспортного комплекса России высокий процент целевого приема – зачастую здесь утоляют «кадровый голод» конкретного работодателя (например, ОАО «РЖД», ПАО «Аэрофлот», Московский метрополитен). Трудоустройство транспортников-целевиков составляет 95–97 %.

Собственного образовательного комплекса нет лишь у Росавтотранса. Те, кого привлекает автомобильный и городской транспорт, другие наземные транспортные средства, могут получить образование в профильном университете (их довольно много), или выбрать соответствующее направление практически в любом техническом вузе.

Так, популярнейший институт для заядлых любителей автомобильного транспорта – МАДИ. Среди абитуриентов он имеет репутацию вуза для троечников. Но внутренняя статистика говорит о другом. Например, в 2005 г. диплом с отличием здесь получал лишь каждый десятый выпускник, а в текущем году «отличился» каждый пятый студент. Растет и процент выпускников-отличников, готовых продолжить образование в магистратуре. Со многими автомобильными и дорожными компаниями у МАДИ заключены договора о проведении практики, лучшим студентам после нее предлагают трудоустройство. Так что мнение о «легкодоступности» вуза не имеет под собой никакой почвы. Тем более что, по мнению работников и руководителей предприятий автотранспортной и дорожной отрасли, МАДИ за свою без малого вековую историю выпустил и продолжает выпускать огромное количество ведущих инженеров – как в области транспортного хозяйства, так и в области строительства мостов, дорог и даже аэродромов.

Хорошую базу знаний обо всем, что связано с автомобильным транспортом, также дает сибирский автомобильно-дорожный университет (СибАДИ, г. Омск). За Уралом это единственный образовательный центр, выпускающий дипломированных мостовиков, дорожников, специалистов по безопасности дорожного движения и архитекторов.

И в МАДИ, и в СибАДИ на платной основе учится малая доля студентов. А вот работу по специальности находит подавляющее большинство выпускников.

Факультеты транспорта

Технические и инженерные университеты также готовят специалистов для различных отраслей транспортной сферы. В структуре как минимум полутора сотен вузов присутствуют факультеты или целые институты транспорта.

Тем, кого привлекает воздушный транспорт – его проектирование, управление летательными аппаратами или их испытание – прямая дорога в МАИ, МГТУ им. Баумана или Питерский университет космического приборостроения. Для абитуриентов с более «приземленными» интересами есть:

  • автомобильно-дорожный институт – в ПГУАС (г. Пенза);
  • транспортно-технологический институт – в БГТУ им В. Г. Шухова (г. Белгород);
  • институт транспортных систем – в НГТУ им. Р.  Е.  Алексеева (г. Нижний Новгород);
  • факультеты автомобильного транспорта – в Волгоградском техуниверситете (ВолгГТУ) и Томском архитектурно-строительном университете (ТГАСУ);
  • автотранспортный факультет – в политехническом институте ЮУрГУ;
  • факультет машиностроения и транспорта – в политехническом институте ПГУ (г. Пенза);
  • транспортные факультеты – в Московском политехе и Сибирском ФУ, а также в других крупных региональных вузах:
    • АлтТГУ – Алтайском техуниверситете;
    • ОГУ – Оренбургском госуниверситете;
    • БГАРФ – Балтийской академии рыбопромыслового флота (г. Калининград);
    • ЮУрГУ – Южно-Уральском госуниверситете;
    • ВлГУ – Владимирском госуниверситете.

Управлению водным транспортом обучают в основном университеты Росморречфлота. Но и вне его ведомства есть несколько мореходных институтов или вузов с факультетами, на которых научат судовождению:

  • мореходный факультет ДГТРУ (Дальрыбвтуз, г. Владивосток):
  • судоводительский факультет БГАРФ (Балтийская академия рыбопромыслового флота);
  • институт морских технологий, энергетики и транспорта АГТУ (Астраханский техуниверситет);
  • мореходный факультет КамчатГТУ.

Обучение на транспортных факультетах ведется по стандартизированным образовательным программам, как правило, аккредитованным Минтрансом России.

Направления и специальности

Основное направление, ориентированное на выпуск специалистов сферы транспортной техники, – 23.00.00 – «Техника и технологии наземного транспорта». Это укрупненная группа, включающая специальности, связанные с разными профилями деятельности:

  • эксплуатацией (обслуживанием, управлением, ремонтом) транспорта;
  • развитием транспортной инфраструктуры (строительством дорог, мостов, стоянок и т. д.);
  • организацией перевозок и путевым сервисом.

Перечень специальностей 23.00.00

Внутри каждой специальности есть множество профилей и образовательных программ. Например, абитуриенты факультетов и институтов автомобильного транспорта, исходя из сферы собственных интересов, могут выбрать профили:

Специальность/профили
23.03.03 23.03.01 23.05.01
автомобили и автомобильное хозяйство организация перевозок и управление на автомобильном транспорте спортивные транспортные средства
сервис дорожно-строительных машин и оборудования организация и безопасность движения, организация перевозок и безопасность движения
техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта технология транспортно-логистических процессов
эксплуатация карьерного транспорта

В авиационных вузах транспортное направление обычно ограничено несколькими специальностями:

  • 23.03.01 – технология транспортных процессов.
  • 25.03.01 – техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей.

Перечень образовательных программ, по которым готовят кадры для железной дороги, также небольшой.

Основные специальности подготовки специалистов для РЖД

Образовательные программы, предлагаемые морскими университетами, связаны в основном с управлением водным транспортом, кораблестроением и океанотехникой, эксплуатацией транспортно-технологических машин и технологией транспортных процессов.

Стоит также отметить, что в профильных (отраслевых) вузах подготовка специалистов носит всеобъемлющий характер и ведется по направлениям и специальностям полного технологического цикла отрасли. Помимо отделений транспорта, в структуру институтов и университетов часто входят факультеты экономики, управления и права. Например, в стенах РУТ (МИИТ) обучают специалистов областей:

  • транспортного строительства, включающего:
    • автодороги;
    • тоннели;
    • мосты;
    • аэродромы;
    • гражданские сооружения;
  • транспортной безопасности;
  • логистики;
  • экологии;
  • таможенного дела;
  • узкого профиля (программистов, юристов, экономистов, управленцев, маркетологов, транспортных журналистов);
  • сферы транспортного сервиса и туризма;
  • медицинских работников и т. д.

Выбор у абитуриентов весьма неплохой.

Поступление

Хотя многие транспортные специальности находятся на грани гуманитарной и технической сфер, для поступления понадобятся результаты ЕГЭ по сугубо техническим предметам – профильной математике, физике (русский язык – по умолчанию). Баллы по ним могут быть не самыми высокими. Но, забегая наперед, отметим: чтобы полноценно «влиться» в учебу, поверхностных представлений о точных науках будет явно недостаточно. Например, в автотранспортном институте с первых курсов изучают устройство автомобиля и двигателя, технические характеристики, физические процессы и влияние одних явлений на другие. Придется запоминать много формул, строить графики и диаграммы. Поэтому базовый школьный курс стоит подтянуть хотя бы ради того, чтобы не нахватать долгов в первом же семестре.

Ввиду определенной специфики работы на транспорте (в частности, морском и железнодорожном) от абитуриентов могут потребовать документальное подтверждение отсутствия проблем со здоровьем.

Проходные баллы и стоимость обучения

На транспортных специальностях обычно внушительное количество бюджетных мест. Например, в текущем году государство готово оплатить обучение порядка 23,5 тыс. студентов укрупненной группы 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта». В некоторых вузах бесплатно учиться могут буквально все желающие. Тем, кто все-таки на бюджет не пройдет, огорчаться не стоит – стоимость стационарного обучения на специальностях, связанных с транспортом, невысокая даже в столичных институтах и университетах.

Название вуза Бюджетные места Проходной балл Годовая стоимость обучения, руб.
РУТ (МИИТ) 1 640* От 36,7** 75–215 тыс.
МАДИ 540* 122–179 135–190 тыс.
МАИ (специальность «сервис транспортных средств») - 139*** 186 210
МГТУ им. Баумана - 172*** 284 341
МГАВТ 45 От 134 От 120 тыс.
СПбПУ Петра  Великого 18 183 191 тыс.
ГУАП (специальность «организация перевозок и управление в единой транспортной системе») 24 218 180 тыс.
ТГАСУ (г. Томск) 100 190–230 155 184
БГАРФ 60 От 45,3** 125 100
ДВФУ (г. Владивосток) 20 155 210 тыс.
БГТУ им. В. Г.  Шухова (г. Белгород) 107 От 168 От 106 тыс.
ТулГУ (г. Тула) 82 От 157 От 110 тыс.
НГТУ им. Р. Е. Алексеева (г. Нижний Новгород) 123 161-165 134 160
ПГУ (г. Пенза) 16 161 107 820
СибАДИ 69 145–163 129 970
РГАТУ им. П. А. Костычева (г. Рязань) 69 От 41,7** От 134 тыс.
КузГТУ им. Т. Ф. Горбачева (г. Кемерово) 104 44,3** От 125 тыс.
ЯИВТ СГУВТ (г. Якутск) 25 121 99 тыс.
ТГСХА (г. Тверь) 34 135 125 900

* всего по специальностям.

** минимальный порог по каждому предмету ЕГЭ.

*** общий балл последнего зачисленного на обучение по контракту.

Перспективы занятости

Учитывая объемы пассажирских и грузовых перевозок в России, невозможно даже представить, чтобы специалист, способный обслуживать сложную транспортную технику стал искать работу через службу занятости. Выпускникам факультетов, институтов и университетов транспорта всегда найдется место на разных предприятиях:

  • крупных государственных (та же РЖД) или коммерческих организациях (например, РоссТрансЭкспедиция);
  • локальных сетях грузо- и пассажироперевозок;
  • предприятиях по выпуску техники;
  • сервисах и в автосалонах.

Варианты трудоустройства могут выходить и далеко за пределы России, причем стажировки за рубежом возможны уже во время учебы. Например, студентам МАДИ предлагают практику в Германии на предприятиях BMW и других концернов. При институте можно пройти стажировку в сервисе Рено. Лучшие студенты после нее устраиваются автомобильными дилерами, других практически сразу берут в слесаря или мастера-приемщики, а это, возможно, для кого-то и не самые престижные, но уж точно далеко не безбедные профессии, к тому же с хорошими перспективами карьерного роста.

Кроме того, в стране с масштабным пассажиро- и грузопотоком можно открыть собственный бизнес – на перевозках. В целом же проблема трудоустройства студентов университетов транспорта обычно решается уже к концу обучения.

Автор: Наталья Кобильченко