Вузы МЧС России 2021

Сотрудники Министерства чрезвычайных ситуаций

Поступить на работу или службу в МЧС можно на должности инженера или инспектора пожарной безопасности, водителя пожарной машины, специалиста обеспечивающих подразделений. Для рядового и младшего начальствующего состава достаточно диплома колледжа, но для службы на должностях среднего звена и старшего начальствующего состава высшее образование обязательно. Его можно получить в вузах МЧС.

Высшие учебные заведения МЧС

Министерство по делам ГО, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий занимается целенаправленной специализированной подготовкой кадров для гражданской и военной службы подразделениях системы МЧС. Обучение проходит в шести ведомственных институтах и университетах пожарно-технического профиля и в одном военном высшем учебном заведении – Академии гражданской защиты МЧС России (вуз готовит кадровых офицеров для спасательных воинских формирований).

Список вузов МЧС России

На сегодняшний день у МЧС 8 (вместе с филиалом) ведомственных вузов:

  1. Академия гражданской защиты МЧС России (АГЗ МЧС).
  2. Академия ГПС* МЧС России (АГПС МЧС).
  3. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России.
  4. Ивановская пожарно-спасательная академия (до 2014 г. – институт) ГПС МЧС России.
  5. Уральский институт ГПС МЧС России.
  6. Воронежский институт ГПС МЧС России.
  7. Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России.

*ГПС – Государственная противопожарная служба.

У Санкт-Петербургского университета МЧС есть филиал во Владивостоке – Дальневосточная пожарно-спасательная академия.

Специализации двух главных академий МЧС отличаются. Задача АГЗ – подготовка специалистов по защите населения и территории страны от чрезвычайных ситуаций и их последствий, профиль АГПС – обучение профи в сфере пожарной безопасности.

Осенью 2017 года Воронежский институт МЧС формально стал филиалом Ивановской академии и занимался подготовкой сотрудников для системы Государственной противопожарной службы только по программам СПО (среднего профобразования). С декабря 2019 года вуз вновь приобрел статус самостоятельного учебного заведения, но теперь специализируется на обучении и дополнительном образовании (повышении квалификации и профпереподготовке) действующих сотрудников МЧС, у которых нет профильного образования.

Особенности обучения

Главная задача образовательной деятельности вузов МЧС – подготовка специалистов по пожарной и техногенной безопасности. Естественно, что учеба по этим направлениям отличается от обучения по обычным гражданским специальностям. В первую очередь – по причине необходимости в будущем часто находиться в сопряженной с различными опасностями для жизни обстановке. В связи с этим, независимо от выбранного профиля, цикл обучения обязательно будет включать в себя изучение:

  • различных средств и методов спасения человека;
  • антропогенных воздействий на окружающую среду;
  • средств и методов оценки рисков и опасностей;
  • производств и технологических процессов, обладающих повышенной степенью пожарной и/или техногенной опасности;
  • опасностей, связанных с деятельностью человека в целом;
  • опасностей, которые несет среда обитания (как в связи с человеческой деятельностью, так и с явлениями природы).

Связано это с главными целями структур МЧС – обеспечением безопасности людей в окружающем мире, минимизацией возникающих пожароопасных, техногенных и прочих видов воздействия на окружающую среду и стремление любыми путями сохранить жизнь и здоровье попавшим в беду людям, используя свои профессиональные знания, методы прогнозирования и контроля, а также современные технические средства. По этой же причине в цикл профессионального обучения (согласно ФГОС ВПО для специальностей в структуре МЧС) включено изучение таких дисциплин, как:

  • надежность технических систем;
  • управление пожарной и техносферной безопасностью;
  • стандартизация, метрология и сертификация;
  • биологические и медицинские основы безопасности;
  • электротехника;
  • гидрогазодинамика;
  • инженерная графика и другие.

Естественно-научный и математический цикл обучения также имеет свои особенности – например, изучение (помимо стандартных химии, физики и высшей математики) таких предметов, как экология, теория горения или ноксология (наука об опасностях окружающей среды). И лишь гуманитарно-социально-экономический цикл не содержит каких-то особенных дисциплин – в его базовую часть входят экономика, история, философия и иностранный язык.

Вариативная часть циклов (особенно профессиональных) – дело другое. Здесь все зависит от вуза (каждый из которых связан еще и со специально созданной в РФ сетью центров практической подготовки эмчеэсовцев) и будущей профессии выпускников. Поскольку одна часть из них поступит на государственную гражданскую службу, а вторая – в аварийно-спасательные формирования, государственную противопожарную службу либо войска Гражданской обороны (иначе говоря, военизированные структуры). В последнем случае выпускник становится кадровым офицером.

Качество образования

В силу важности, специфичности и в определенной степени военизированности структуры МЧС в России, качество обучения во всех ее вузах находится на самом высоком уровне, а практическая готовность специалистов соответствует самым высоким мировым стандартам.

Уровень квалификации и, соответственно, вузовской подготовки российских спасателей ценят во всем мире. К примеру, Санкт-Петербургский университет МЧС проводит совместные научно-практические исследования с пожарно-техническими службами США в области проблем борьбы с огнем в условиях низких температур и на отдаленных территориях, сотрудничает с Учебным пожарным центром финского города Куопио, разработал и воплотил в жизнь программу совместных действий при тушении пожаров на приграничных территориях России и Финляндии. Кроме того, СПбУГУПС обменивается курсантами и профессорско-преподавательским составом с пожарным департаментом города Линдесберг (Швеция) и подписал соглашения о проведении научных исследований с Государственным институтом гражданской защиты Французской Республики, Государственной пожарной школой Гамбурга (Германия), университетом Восточного Кентукки (США), учебными заведениями пожарно-спасательного профиля стран СНГ.

Академии гражданской защиты МЧС доверяют повышение квалификации, профпереподготовку и обучение спасателей и пожарных 26 стран ближнего и дальнего зарубежья.

География реализации образовательных программ

Специальности

Высшее образование в академиях, институтах и университетах МЧС можно получить на уровне бакалавриата, специалитета, магистратуры и адъюнктуры (аспирантуры для гражданских направлений подготовки). Наибольшей популярностью пользуются специальности не столько спасателей или пожарных – сколько те, которые так или иначе связаны с юридической и информационной стороной обеспечения структуры МЧС:

  • судебная экспертиза – специалисты проводят пожарно-технические экспертизы;
  • информатика, вычислительная техника, инфосистемы и технологии, прикладная математика – специалисты по ИТ в различных системах управления структуры МЧС РФ;
  • юриспруденция, национальная безопасность – юристы, занимающиеся правовым обеспечением деятельности МЧС, проведением проверок и дознаниями по делам о пожарах;
  • экономика – выпускники специализируются на бухгалтерском учете, анализе и контроле в бюджетных и некоммерческих организациях;
  • пожарная безопасность – квалифицированные инженеры государственного надзора;
  • эксплуатация транспортных комплексов, машин и механизмов – инженерная, «полевая» специальность.

Перспективы обучения

У выпускников высших учебных заведений МЧС есть два основных карьерных варианта: в одном из них в приоритете финансовая сторона, а в другом – скорее нравственная. Первый связан с гарантией получения достаточно редких и выгодных с финансовой точки зрения должностей в не самой бедной (что греха таить) государственной структуре. Ну а второй – это возможность в прямом смысле спасать жизни людей. Работа «полевых» специалистов МЧС никогда не была легкой и безопасной. И всем, кто готов посвятить себя ремеслу спасателя, необходимо знать: обучение в вузе тоже будет трудным.