Ошибки при выборе профессии
Подмена выбора профессии выбором вуза, а еще чаще ЕГЭ – частая ошибка старшеклассника. Наметив желаемую специальность лишь приблизительно, будущий абитуриент (часто вместе с родителями) приступает к поиску учебного заведения, курсов подготовки и репетиторов, не имея точного представления о профессии. Если выпускник боится экзаменов, он сдает те предметы, которые ему давались легче всего. А уже по имеющимся оценкам начинает искать место в вузе.
Не каждому удается выбрать профессию для себя раз и навсегда. По мере наработки опыта, происходит переосмысление собственной деятельности. Критически осознается польза работы для людей, ее доходность и то, приносит ли она удовлетворение. В процессе жизни приобретается другая специализация либо кардинально меняется сфера занятости, иногда это бывает связано с общей неблагоприятной ситуацией в профессии.
Рассмотрим другой случай, когда еще в ходе учебы студент понимает, что учится не той специальности, которую он бы хотел постичь. Следовательно, выбор сделан неправильно. Осознание, что ошибся, может прийти достаточно поздно, на старших курсах. В результате человек бросает начатое либо доучивается без интереса, но идет работать не по специальности.
Почему так происходит? Возможные варианты:
- Изменение системы ценностей, взглядов на мир в процессе учебы (например, будущий финансист вдруг осознает, что для него имеет смысл только то, что делается своими руками, а цифры на бумаге, которыми приходится оперировать, не вызывают восхищения).
- Увлечение какой-то другой профессией, сферой деятельности.
- Понимание, что не получается быть успешным студентом, хорошо учиться.
- Разочаровывающее столкновение с буднями профессии. Например, студент-педагог, впервые попавший на практику в школу либо детский сад, вдруг понимает, насколько его раздражают и не интересуют дети.
Иногда идея сменить специальность вызвана внешними причинами, например, изменением ситуации на рынке труда в ходе обучения студента в вузе: резкое падение востребованности профессии либо снижение уровня зарплат и пр.
Существует риск не угадать с будущей специальностью, когда институт или профессия избраны под влиянием родственников или друзей. Но даже в той ситуации, если профессия подобрана самостоятельно, она не всегда бывает правильной. Во втором случае причин ошибки может быть множество. Это и поиск должности только по степени ее престижности или по величине зарплат в этой сфере, и романтическое представление о работе, далекое от реального положения дел. Будущий студент также может путать интерес к конкретному школьному предмету или хорошее отношение учителя с реальной задачей приобретения специальности. А поступающие на педагогические или психологические факультеты могут, даже не осознавая этого, руководствоваться в выборе желанием решить собственные проблемы.
Правильный выбор – в полевых условиях
Что же делать? Первейший и самый главный совет в ситуации выбора профессии – как можно больше практики, еще до поступления в вуз, в старших классах школы.
Очень часто школьник посещает курсы и ездит к репетиторам, упуская возможность непосредственного знакомства с профессией. Старшеклассник, уже начавший получать опыт работы по специальности, поступив в вуз, может совмещать учебу с частичной трудовой занятостью. Из института он выйдет не просто с дипломом, а уже имея неплохой стаж профессиональной деятельности.
Для всех возможна и полезна разная практика:
- Если интересует работа с людьми (педагог, психолог и т. д.), то важно попробовать себя в ней. Можно участвовать в волонтерской программе, выездном лагере, помогать в детском или социальном центре.
- Если хочется стать врачом, то всегда можно предложить свою добровольную помощь в качестве санитара, чтобы понять, как он себя чувствует в больнице, и посмотреть на реальные будни медицинских работников.
- Если интересны финансовые специальности, практику можно получить в игровой форме, посещая различные бизнес-занятия для молодежи (информацию о подобных мероприятиях очень легко найти в Интернете).
- Если интересны технические, инженерные специальности, то всегда можно поработать в подмастерьях на заводе или фабрике. Инженер с высшим образованием выполняет проектную и надзорную функцию, но узнав основы профессии, ощупав руками то, что впоследствии нужно будет внедрять, с задачами посложнее окажется гораздо легче справиться.
- Интерес к творческим профессиям (художник, актер, писатель, музыкант и прочее), зарождается в ребенке с пеленок. Приобрести практику и разобраться с возможностями очень просто. Начиная с младших классов можно участвовать в школьных постановках, играть на концертах, показывать свои произведения другим людям. Высокая профессиональная оценка – хороший толчок в творческое будущее.
Если есть знакомые или родственники, работающие по интересующей специальности, то нужно активно расспрашивать их о профессии. Желательно посетить с ними место работы (если это позволено), поприсутствовать на обсуждении вопросов с коллегами либо попросить для выполнения небольшое задание.
Будущему студенту важна как можно более ранняя встреча с профессией и реальное представление о конкретном виде деятельности. Когда человек уверен в выборе, знает, что занимается своим делом, полон энтузиазма и стремления развиваться, творчески подходит к делу, он обязательно станет профессионалом. Это значит, что специальность выбрана правильно.
Автор текста: Елена Плотко, психолог-консультант