Ментальная арифметика – это один из способов быстрого счета в голове. Метод его изучения основывается на китайских абаках (доска для счета). Состоит он из трех этапов, а именно: обучение на абаках; представление перемещений на досках, которые даются детям в виде изображений; практика быстрого подсчета путем представления механического действия в голове. Общий курс обучения составляет два или три года.
Что обещают курсы
В программе курса утверждается, что ментальная арифметика способна не только развить возможность быстро производить сложные математические операции, но и положительно влиять на когнитивные способности ребенка. По словам представителей, курсы ментальной арифметики развивают в детях способность концентрироваться на задачах, креативно мыслить, способствуют систематизации знаний.
Звучит отлично, но стоит обратить внимание на научные исследования, на которые ссылаются представители курсов. А именно на работу К. Вакуси, ученого из Индии, который провел эксперимент на двух контрольных группах по 160 человек. 80 детей обучались метальной арифметике, а остальные – нет. Результат показал, что первая группа с особым обучением значительно вырвалась вперед в школьной программе. Но в чистоте эксперимента заставляют сомневаться некоторые факты, а именно:
- Ни в одной контрольной группе не было детей с низким показателем IQ, который в Индии имеет большой процент ребят из района трущоб. То есть дети уже обладали неплохими природными данными.
- Не учтен также момент мотивации. Возможно, у одной группы он был больше. Об этом заставляет думать тот нюанс, что команда с применением нового метода не столько вырвалась вперед, сколько в группе с обычной программой сильно опустился общий уровень мотивации.
- Вершиной всех сомнений, является то, что эксперимент не признан научной общиной и не упоминается ни в одном из известных изданий.
- А еще, компания с правами на преподавание и распространение курса спонсировала ученого.
Влияние на математические способности
Эксперименты проводились и в американских школах, но особых результатов они не показали. Младшие классы не очень поддавались новой программе. Чуть более старшие имели ряд успехов, но не настолько, чтобы доказать значительный позитивный эффект ментальной арифметики.
В Индии Дэвид Барнер провел свои исследования с детьми на протяжении трех лет. Результат показал, что дети стали лучше справляться с арифметикой, но мера успеха больше зависела от природного таланта ребенка, чем от методики.Мнение учителей
Учителя не в восторге от новомодных методик. Они утверждают, что главное в успешном обучении ребенка не разрекламированные курсы, а подход педагога. Если все сделано правильно, то прогресс не заставит себя ждать. И родителям, прежде чем чем отдавать ребенка на курсы, стоит задуматься насколько нужен навык скорого счета в уме для детей в эпоху калькуляторов и компьютеров. Безусловно, считать должны уметь все, но беды не будет, если не получится быстро сложить в уме 345 и 678.
В завершении нужно отметить, что изучение ментальной арифметики не несет прямого вреда. Но необходимо понимать, что новомодная методика – это бизнес для ряда людей, и они готовы убеждать в невозможных результатах каждого потенциального клиента.
Автор текста: Светлана Кущ