Домашнее образование – доказавшая свою эффективность альтернативная система обучения.
Сегодня в мире по этому формату обучается около 3 миллионов детей, из них 250 тысяч – в России. Возможность семейного образования в нашей стране законодательно закреплена с 1992 года и предусматривает три формы:
- надомное (для детей с проблемами здоровья);
- семейное;
- дистанционное.
Причины перехода на домашнее обучение
Недовольство родителей современной системой образования, содержанием школьных учебников, уровнем преподавания, перегруженностью программы ненужной информацией, неэффективностью школьного обучения побуждает их все чаще выбирать домашнее обучение для своих детей.
Основные причины перехода на домашнюю форму образования:
- частые пропуски школы, связанные с профессиональными занятиями ребенка (спорт, музыка);
- высокий уровень умственных способностей (дети-вундеркинды, опережающие своих сверстников в развитии);
- характер работы родителей, связанной с постоянными переездами;
- религиозные убеждения родителей, желание вырастить ребенка в своей системе ценностей, обезопасить от негативного влияния;
- недостаточное знание русского языка и уровень готовности к школе у детей эмигрантов, желающих получить российское образование;
- потребность в восстановлении эмоционально-психологического равновесия ребенка, желание оградить его от предвзятого отношения учителей, нападок и травли со стороны сверстников;
- состояние здоровья ребенка.
Плюсы домашнего обучения
Практика доказала, что домашнее обучение эффективнее классического: школьная программа изучается в несколько раз быстрее, полученные знания глубже и качественнее.
Домашняя форма обучения дает возможность:
- более комфортно организовать процесс получения знаний, заниматься по своему собственному расписанию, выбирать нагрузку и темп в соответствии со способностями, уделять необходимое время отдыху;
- получать знания из разнообразных источников (учебники, электронная литература, видеоуроки);
- выбирать педагога, способного наладить контакт с учеником, заинтересовать его предметом;
- уделять больше времени увлечениям, путешествиям, общению с родителями, что способствует развитию талантов, расширяет кругозор, укрепляет связи в семье;
- эффективнее усваивать программу, не отвлекаясь на одноклассников и решение школьных дисциплинарных вопросов;
- сохранять психическое здоровье, избегать стрессов от пребывания в детском коллективе, защититься от негативных сторон школьной жизни – дискриминации по расовому признаку, уровню социального благополучия;
- сэкономить время и деньги за счет отказа от обязательных школьных мероприятий (классные часы, линейки, сборы денег на «подарки учителям», охрану, форму, спортивный инвентарь);
- развить любопытство, индивидуальность, самоуважение.
У ребенка, не ограниченного в свободе выбора, возрастает ответственность за поступки, возникает желание выполнять работу на совесть, приобретается бесценный опыт самостоятельного поиска знаний, умение ориентироваться в информационном потоке, правильно распределять время, появляется интерес к учебе.
Минусы домашнего обучения
К минусам домашнего обучения можно отнести:
- недостаточную социализацию, вытекающую из ограниченности общения, особенно при отсутствии дополнительных групповых занятий;
- необходимость постоянного контроля со стороны взрослых в отношении ленивых, неусидчивых и неспособных к самоорганизации детей;
- отсутствие ориентиров и оценки со стороны посторонних, неограниченная свобода могут сформировать в ребенке недисциплинированность, безответственность и неспособность полноценно взаимодействовать с окружающими;
- организация обучения требует от родителей большей вовлеченности и материальных возможностей.
Автор текста: Анна Баркова