Проблема выбора жизненного пути после школы и будущей профессии в свое время встает перед каждым подростком. Оставаться ли в школе после 9 класса? К поступлению в какой вуз готовиться? Стоит поступать в вуз или ограничиться получением среднего профобразования? Много вопросов требуют ответа, и огромное количество подростков ответа на них дать не могут.
Согласно статистике РАНХиГС, 70 % школьников двух российских столиц заявляют о своем намерении продолжать обучение, чтобы потом поступить в вуз. В столицах наблюдается и большой наплыв поступающих из других городов.
Однако далеко не все ученики школ намерены остаться в школе после 9 класса, поскольку не уверены в том, что успешно сдадут ЕГЭ и не хотят тратить попусту несколько лет, тогда как та же программа включена в учебные планы техникумов и колледжей. Именно эта категория учащихся не знает точно, чем хотелось бы в жизни заниматься и какая профессия по душе.
Авторитарные родители
Многие родители привыкли все и везде решать за своего ребенка, приучая его к тому, что все в жизни будет решаться за него. Как часто на вопрос, адресованный ребенку, «Кем ты хочешь стать?» – отвечает мама, используя слово «мы», как будто она и ее чадо – единое неразрывное целое. Рядом с такой матерью ребенок выглядит вялым и покорным. Желания ребенка можно обнаружить, если говорить с ним лицом к лицу без присутствия матери. Они спрятаны под страхами и неуверенностью в своих силах. Подробнее о влиянии родителей на выбор профессии читайте здесь.
Недостатки школьного воспитания
Еще одна причина того, что дети не могут сами определить, в какой вуз поступать, кроется в школьном образовании, которое не способно воспитать в учениках самостоятельность в мыслях и поступках, независимость и ответственность. Система образования учит не формированию собственного мнения, а заучиванию и повторению конкретных правильных вещей. Зачастую информация дается в готовом виде и не требует никаких усилий для ее поиска или осмысления.
Мнение школьника никого не интересует. Самовыражение и свободный поиск не приветствуются. Вместо этого создается атмосфера насилия и принижения ценности личности ученика. Учитель приказывает, а не договаривается, заставляет, а не объясняет. Что удивительного в том, что дети вообще не хотят ходить в школу?
Обучение сводится к зазубриванию ради получения оценки и во избежание конфликтов и наказания со стороны взрослых. Все усилия сосредоточены на том, чтобы ухитриться не схлопотать двойку. Дети еще в школе не понимают, для чего они учатся, а в результате – не знают, кем стать и куда поступать.
Ребята, прошедшие такую школу, и в вузе отсиживают срок, а не получают профессию. Опрос, проведенный НИУ ВШЭ сравнительно недавно, показывает, что около 2/3 студентов систематически списывают на экзаменах, тем самым осуществляя так называемое академическое мошенничество.
Такая система обучения и навязанного выбора приводит к выпуску огромного количества непрофессиональных специалистов во всех отраслях, людей, учившихся только ради диплома и ненавидящих свою профессию и все, с чем приходится сталкиваться каждый день.
Как выглядит правильная траектория выбора будущей профессии?
Прежде всего, нужно определиться с тем, какая именно профессия пришлась по душе (самому ребенку, а не родителям). Полезно будет почитать статьи по профориентации и подробнее узнать об интересующих профессиях. Далее – найти вуз, где можно получить выбранную нужную специальность, и подобрать соответствующий ЕГЭ.
Профессия – это то, чему ваш ребенок посвятит огромную часть своей жизни и очень важно, чтобы в выбранной профессии он чувствовал себя на своем месте и был счастлив.
Автор текста: Дарина Завертайло