Реставрация и реконструкция архитектурного наследия (магистратура)
07.04.02 Реконструкция и реставрация архитектурного наследия
Степень: Магистр
Содержание
Куда пойти учиться
Одно из направлений подготовки магистратуры по специализации «архитектура» – «реконструкция и реставрация» с кодом 07.04.02. Бакалавры, желающие посвятить жизнь сохранению памятников, могут пойти учиться в профильные вузы страны:
- Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (СПбГАСУ);
- Национальный исследовательский московский строительный университет (НИУ МГСУ);
- Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (СПбГАИЖСА);
- Казанский государственный архитектурно-строительный университет (КГАСУ);
- Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова (РАЖВиЗ);
- Томский государственный архитектурно-строительный университет (ТГАСУ).
Год учебы стоит от 80 до 250 тысяч рублей. Однако не стоит выбирать учебное заведение исключительно по стоимости обучения. Прежде чем подавать документы, ознакомьтесь с предлагаемыми программами. Подробнее узнайте о профиле университета, и каких именно специалистов он выпускает.
Экзамены для поступления
Абитуриенты магистратуры по направлению «реставрация и реконструкция архитектурного наследия проходят практическое испытание (клаузуру) и сдают теорию. Некоторые университеты зачисляют на основе реферата или портфолио и устного экзамена.
Для выполнения графической работы абитуриенту предоставляются проштампованные листы формата А2 (А1) для чертежа и А3 для эскиза. Выдаются необходимые инструменты.
Перед абитуриентом стоит задача презентовать творческий проект, проиллюстрировав его схемами, чертежами, набросками. Клаузура должна включать генеральный, поэтажный планы, фасад, схему разреза, перспективное изображение объекта. Испытание проводится четыре часа.
Работа оценивается по следующим критериям:
- оригинальность;
- соответствие заявленной концепции;
- новизна;
- грамотность;
- полнота материала.
После сдачи графической работы проводится собеседование (устный экзамен) или письменный вступительный тест на знание теории. Выбор формы проведения зависит от университета. На выполнение дается не больше часа.
Чем занимаются реставраторы
Объектами деятельности магистров являются исторические здания, архитектурные ансамбли, поселения. В зависимости от профиля выпускники занимаются воссозданием историко-культурного образа города, обновлением фасадов, регулированием вопросов сохранения зданий и сооружений.
Согласно государственному стандарту выпускники получают достаточно знаний для того, чтобы проводить анализ современного состояния объектов, оценивать их историко-культурное значение, вести административную деятельность по сохранению и использованию архитектурного наследия.
Дисциплины
Учебный план разделен на три блока: общенаучный, профильный, практический. К базовому циклу относятся общие дисциплины, затрагивающие вопросы архитектуры и реставрации:
- методология научных исследований;
- философские проблемы профильной деятельности;
- проектирование;
- методики работы;
- актуальные проблемы теории;
- законодательная и нормативная основа деятельности;
- архивные исследования и анализ;
- деловой иностранный язык.
Вне зависимости от программы будущих магистров учат оформлять и презентовать проекты, исследовать архивы, организовывать творческую работу.
Программы различаются профильными обучающими блоками и подготовкой к итоговой работе. Вариативная часть обучения может включать следующие модули:
- современные компьютерные технологии в архитектуре;
- актуальные проблемы и методики реставрации;
- социально-экологическое регулирование градостроительной деятельности;
- история реставрации памятников культурного наследия и жилой застройки;
- проблемы композиции в градостроительстве;
- методика управления культурными объектами.
Помимо основных и узкоспециализированных дисциплин студентам предлагается изучать на выбор проблемы строительного наследия региона, восстановление ландшафта, сохранение архитектурных комплексов и т. д.
Навыки
Согласно паспорту компетенций будущий магистр должен уметь работать с профильными компьютерными программами, самостоятельно осваивать новые методы исследования, использовать на практике итоги научных работ, управлять коллективом.
Выпускник ценит архитектурное наследие города и страны, где он собирается работать, и знает, как его сохранить для потомков. Магистр понимает значимость профессии и уважительно относится к культурно-историческим традициям архитектуры. При этом знает о нюансах постройки зданий разных веков, разбирается в инженерных системах, используемых материалах, особенностях планировки.
Программы
Обучение в магистратуре проводится по одной из основных рабочих программ:
- реконструкция и реставрация памятников архитектурного наследия;
- реставрация и охрана архитектурного наследия;
- реконструкция и реставрация зданий и сооружений.
Программы тесно взаимосвязаны, но имеют некоторые различия. Получив знание о методах реконструкции, магистр сможет восстанавливать разрушенные и ветхие объекты, представляющие культурную ценность. Реставрирование памятников включает освоение традиционных и новых способов обновления сооружений. Охрана архитектуры предполагает глубокие знания законодательства и норм в сфере реставрации и сохранения объектов.
Формы обучения
ФГОС предполагает очную (2 года) или очно-заочную, то есть вечернюю, (2,5 года) формы обучения. Объем образовательной программы – 120 зачетных единиц вне зависимости от выбранной формы.
Кем работать
Реставраторы так же, как и архитекторы, востребованы на рынке труда. Особый спрос на специалистов в городах, имеющих исторический центр. Поэтому у магистра есть шансы найти работу не только у себя на родине, но и заграницей. Куда могут устроиться выпускники:
- коммерческие и государственные компании, занимающиеся реставрацией зданий;
- строительные организации;
- мастерские реставраторов;
- органы государственной службы по охране архитектуры.
Кроме того, магистры смогут преподавать реставрацию и реконструкцию и заниматься научной деятельностью. Будущая профессия зависит от компетенции и заинтересованности выпускника в работе.