Двигатели летательных аппаратов (магистратура)
24.04.05 Двигатели летательных аппаратов
Степень: магистр
Содержание
Куда пойти учиться
Продолжить высшее образование и получить степень магистра по направлению подготовки «Двигатели летательных аппаратов» с кодом ФГОС 24.04.05 предлагают технические и авиационные вузы. Где выучиться:
- Балтийский государственный технический университет ВОЕНМЕХ им. Д. Ф. Устинова;
- Московский авиационный институт;
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева;
- Российский государственный технологический университет имени К. Э. Циолковского;
- Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева;
- Пермский национальный исследовательский политехнический университет;
- Омский государственный технический университет;
- Уфимский государственный авиационный технический университет;
- Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова.
Стоимость обучения: 220–260 тысяч рублей в год.
Экзамены для поступления
Вступительные экзамены проходят в форме тестирования или собеседования. Комиссия проверяет знания по темам механики жидкости и газа, термодинамики, теплопередачи, технологии производства двигателей летательных аппаратов. Некоторые вузы могут принимать по результатам конкурса портфолио. С подробной программой поступления, перечнем вопросов и списком рекомендуемой для подготовки литературы можно ознакомиться на сайте вуза.
Чем занимаются выпускники
В отрасли с нуля создаются двигатели для летательных аппаратов (ЛА) различного назначения. Магистры, окончившие курс, отвечают за весь процесс изготовления, начиная с чертежей и заканчивая испытанием получившегося оборудования. Специалисту необходимо учитывать КПД готового двигателя, прочность и легкость материалов, потребление топлива и экономически обосновывать расходы.
Специалисты с обширными знаниями требуются на производстве для контролирования процесса изготовления двигателей и в научных центрах для разработки нового и модификации старого оборудования. Магистры могут работать в ракетно-космической промышленности, авиастроении, в сфере добычи, переработки, транспортировки нефти и газа, а также в области науки и техники в качестве преподавателя или научного сотрудника.
Дисциплины
В рамках теоретических модулей магистры изучают общие дисциплины, помогающие в профессиональной деятельности вне зависимости от выбранной рабочей программы. К ним относятся иностранный язык, математическое моделирование, компьютерные технологии, стандартизация и т. д.
Профильные дисциплины дают узкоспециализированные знания, необходимые для выполнения служебных обязанностей. В соответствии с выбранной программой магистранты могут изучать:
- материаловедение;
- инженерную графику;
- гидромеханические системы;
- авиационное оборудование;
- испытание ракетной и авиационной техники;
- техобслуживание летательных аппаратов;
- численные методы исследования теплообмена и динамики жидкости;
- расчет и проектирование камер ракетных двигателей;
- космоэнергоустановки;
- обоснование облика ракетных двигателей;
- оценку состояния и параметров сложных технических систем.
Практика
На заводе или в конструкторском бюро магистры отрабатывают прикладные навыки, выполняя свои прямые профессиональные рабочие обязанности. Практика может оплачиваться. Параллельно студенты занимаются научно-исследовательской деятельностью и пишут самостоятельную работу – магистерскую диссертацию. После сдачи итогового государственного экзамена и защиты НИР студентам присваивается степень магистра с соответствующей профилю программы квалификацией.
Навыки
Согласно паспорту компетенций студенты за время учебы осваивают общекультурные и профильные навыки. Магистры умеют:
- конструировать отдельные детали и узлы двигателей ЛА;
- разрабатывать эскизы и чертежи будущих изделий;
- контролировать процесс изготовления деталей;
- проверять качество монтажа;
- выбирать материалы для изготовления двигателей;
- испытывать собранное оборудование;
- рассчитывать и сокращать экономические расходы;
- составлять и вести техническую документацию;
- руководить проектом.
Программы
Вузы предлагают несколько образовательных программ, связанных с изучением аэродинамики, гидродинамики, проектированием двигателей и установок. Примеры профилей:
- Управление проектами и интегрированные информационные технологии в авиадвигателестроении (Самарский университет).
- Проектирование двигателей и энергетических установок (БГТУ «ВОЕНМЕХ»);
- Аэродинамика, гидродинамика и процессы теплообмена двигателей летательных аппаратов (БГТУ «ВОЕНМЕХ»).
Формы обучения
Государственным стандартом предусмотрены две формы обучения. Учащиеся на очном отделении проходят курс за два года. В этот срок включается изучение теоретических модулей, прохождение практик, подготовка и сдача экзаменов, написание и защита НИР, каникулы. Студентам, обучающимся очно-заочно, период обучения продлевается максимум до полугода.
Кем работать
Выпускники утраиваются на позиции инженеров, проектировщиков, разработчиков, механиков. Работают на производстве (эксплуатируют, ремонтируют, утилизируют двигатели ЛА) и в научных центрах (проектируют, конструируют, продвигают на рынок оборудование). Кроме того, некоторые выпускники возвращаются в вузы в качестве преподавателя или идут учиться дальше в аспирантуру. Автор: Наталья Стрельникова