Биотехнические системы и технологии (магистратура)
12.04.04 Биотехнические системы и технологии
Степень: магистр
Содержание
Куда пойти учиться
Одно из направлений подготовки магистратуры по специальности «фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии» – «биотехнические системы и технологии». Профиль комплексный – учеба охватывает знания из области медицины, биологии и физики.
Вузы, в которых можно получить степень магистра биотехнических систем и технологий:
- Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана;
- Национальный исследовательский университет «МЭИ»;
- МИРЭА – Российский технологический университет;
- Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»;
- Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения;
- Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»;
- Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина;
- Новосибирский государственный технический университет;
- Казанский (Приволжский) федеральный университет;
- Дальневосточный федеральный университет;
- Самарский национальный исследовательский университет им. академика С. П. Королева;
- Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского;
- Тульский государственный университет;
- Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева и др.
Стоимость обучения: 100–300 тысяч рублей в год.
Экзамены для поступления
Абитуриенты зачисляются по итогам вступительного междисциплинарного экзамена, на котором проверяются знания в области биологии, химии, биофизики. Перечень вопросов можно скачать на сайте выбранного вуза.
Испытания могут проходить в форме письменного теста или собеседования. Подробнее о сроках проведения экзамена и особенностях поступления узнавайте в университете.
Чем занимаются магистры
По ФГОС объектами изучения студентов являются врачебные и экологические приборы, комплексы, аппараты, осуществляющие обработку биомедицинской информации с целью обеспечения, восстановления, контроля систем жизнедеятельности человека. Магистры, окончившие курс, умеют создавать различные устройства биомедицинского и экологического назначения: ультразвуковые сканеры, компьютерные томографы, тонометры. Еще одна сфера деятельности – проектирование биопротезов, слуховых аппаратов, кардиостимуляторов и т. д.
Специалисты сертифицируют, обслуживают и настраивают биомедицинские приборы. Кроме того, выпускники занимаются метрологическим и программным обеспечением оборудования.
Дисциплины
Учебный план включает три блока:
- модули – общие и профильные дисциплины;
- практику – учебную и производственную;
- государственную аттестацию.
Общенаучные модули преподаются всем студентам направления и знакомят с методологией, математическим моделированием, основами физики, биологии, медицины. Профильные дисциплины соответствуют образовательной программе. К ним могут относиться:
- основы наноинженерии;
- биомедицинская статистика;
- медицинская визуализация;
- теория биотехнических систем;
- вычислительные методы в биомедицине;
- микроскопия;
- методы измерения оптических параметров в гистологии;
- биомедицинские датчики и приборы;
- телемедицина;
- биофотоника.
Практические занятия проводятся в лабораториях вуза или непосредственно на предприятиях. Одновременно с освоением профессиональной деятельности в реальных производственных условиях студент пишет магистерскую диссертацию. Завершается обучение сдачей государственного экзамена и защитой ВКР.
Навыки
ФГОС определяет паспорт компетенций – перечень умений, которыми должен обладать выпускник. К общим навыкам магистров относятся:
- постановка целей и задач проектов;
- внедрение новых технологий;
- самостоятельный поиск решений;
- анализ и прогнозирование результатов;
- руководство коллективом, делегирование задач.
Профильные умения включают: способность конструировать и моделировать приборы специального назначения; программировать, налаживать и собирать биомедицинские системы.
Программы
Университеты предлагают несколько программ магистратуры по направлению «биотехнические технологии». Об их количестве и особенностях узнавайте в выбранном вузе.
Биоинформационные технологии и системы
Студенты осваивают оптические технологии и учатся обрабатывать изображения, полученные в ходе медицинского обследования. В программу входит изучение работы биосенсоров, лабораторная диагностика, методы испытания техники.
Биотехнические системы и технологии в протезировании и реабилитации
Магистры учатся применять компьютерные технологии, достижения биомеханики, физики, электроники для восстановления утраченных конечностей и реабилитации функций органов. Программа тесно связана с биологией и медициной.
Биомедицинская инженерия
Студенты проектируют и конструируют современные средства медицинской диагностики и физиотерапевтической аппаратуры. Магистранты учатся применять и внедрять достижения микро- и наноэлектроники для исследования функционирования организма человека.
Интеллектуальные системы управления в здравоохранении
Учащиеся проектируют и конструируют автоматические системы обеспечения и сопровождения жизнедеятельности человека. Студенты осваивают программирование, компьютерные технологии в области здравоохранения, информационную поддержку биотехнических систем.
Формы обучения
Государственный стандарт допускает очную и очно-заочную формы обучения. Продолжительность учебы на дневном отделении – два года, на вечернем магистры занимаются дольше на 3–6 месяцев.
Кем работать
Магистры биотехнических систем и технологий работают в сфере биомедицины. Выпускники устраиваются в НИИ, конструкторские бюро, спортивные и оздоровительные учреждения, на предприятия по производству медоборудования. Основные должности:
- инженер КИПиА;
- технолог;
- программист;
- разработчик;
- метролог;
- тестировщик;
- конструктор;
- медицинский физик.
Магистры в области биотехнических технологий выполняют важную и интересную работу. Медицина развивается, и высококвалифицированные специалисты будут востребованы и в России, и за границей.