Аэронавигация (магистратура)
25.04.03 Аэронавигация
Степень: магистр
Содержание
Куда пойти учиться
Магистратура по специальности «аэронавигация» открыта в нескольких вузах страны, например:
- Московский государственный технический университет гражданской авиации;
- Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации;
- Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации Б. П. Бугаева.
Стоимость обучения: 150–300 тысяч рублей в год.
Экзамены для поступления
Абитуриенты зачисляются на курс после успешной сдачи междисциплинарного экзамена. Проверяются знания из области воздушного права, авиационной безопасности, устройства аэродромов и аэропортов, перевозок. Испытание проходит устно по билетам или письменно. Вуз вправе самостоятельно составлять перечень вопросов и устанавливать порядок проведения испытаний.
Чем занимаются выпускники
Магистры аэронавигации планируют и координируют процесс полета – задают скорость, высоту, обеспечивают безопасность. Кроме того, специалисты обновляют базы данных навигационных систем, рассчитывают маршруты с учетом специфики судов и внешних факторов, администрируют компьютерные сети и программы.
Навыки
В государственном стандарте содержится паспорт компетенций, включающий общие и узкопрофессиональные навыки. В процессе обучения студенты осваивают:
- эксплуатацию воздушного судна, двигателей, бортовых систем;
- обслуживание пилотажно-навигационных комплексов;
- прогнозирование развития управленческих систем в области навигации;
- обеспечение безопасности полетов;
- обслуживание полетов воздушных судов;
- организацию рабочего процесса;
- составление и ведение технической документации.
Выпускники умеют правильно действовать в случае чрезвычайной ситуации, контролировать качество запасных деталей, материалов, комплектующих, участвовать в расследовании авиационных происшествий. Одно из важнейших умений специалистов – понимание на слух иностранной профессиональной речи.
Дисциплины
Теоретическая часть включает обязательные и вариативные дисциплины. К первым относятся науки, дающие общепрофессиональные знания: философия, иностранный язык, компьютерные технологии и т. д. Вариативная часть составляется в соответствии с рабочей программой. В учебных планах направления преобладают технические науки. Студенты должны разбираться в устройстве летательных аппаратов, понимать работу электротехники, знать инженерную графику и прикладную геометрию. Вместе с тем учащиеся проходят гуманитарную подготовку. Магистранты осваивают авиационное право, безопасность полетов, стандартизацию, менеджмент и т. д.
Примеры изучаемых дисциплин:
- теория управления автоматическими средствами;
- начертательная геометрия;
- электротехника и электроника;
- основы конструирования приборов и деталей;
- механика;
- прикладная гидроаэродинамика;
- управление рисками;
- эргономика;
- управление человеческими ресурсами;
- физиология и гигиена труда авиаспециалистов.
Практика
Проходит на базе университета и предприятия. За время производственной практики в аэропорту, на аэродроме или в конструкторском бюро студенты учатся внедрять полученные теоретические знания в работу и выполнять служебные обязанности, а также занимаются исследованиями. Возможна оплата практики (зависит от договоренностей вуза). Зачастую предприятие, на котором стажируются студенты, становится первым местом работы.
Степень магистра присваивается после сдачи государственного экзамена и защиты ВКР.
Программы
Направление включает технические профили, связанные с электроникой и изготовлением приборов, а также гуманитарные образовательные программы, посвященные безопасности, воздушному праву, менеджменту. Выпускники магистратуры занимают инженерные или административные должности. Примеры профилей:
- Управление авиационной безопасностью (УИ ГА, СПбГУ ГА);
- Управление поиском и спасанием (УИ ГА);
- Государственное регулирование деятельности в области гражданской авиации (СПбГУ ГА);
- Управление бизнес-проектами на воздушном транспорте (СПбГУ ГА);
- Управление безопасностью полетов (СПбГУ ГА);
- Государственное регулирование использования воздушного пространства (СПбГУ ГА);
- Управление летной работой (СПбГУ ГА);
- Организация воздушного движения и использования воздушного пространства (СПбГУ ГА);
- Управление производственно-финансовой деятельностью организаций воздушного транспорта (СПбГУ ГА);
- Коммерческая деятельность на воздушном транспорте (СПбГУ ГА);
- Управление кадровой и социальной политикой на воздушном транспорте (СПбГУ ГА);
- Аудит эксплуатационной безопасности (СПбГУ ГА).
Формы обучения ФГОС предусматривает три формы обучения по специальности «аэронавигация». Очный курс реализуется за два года, очно-заочный и заочный – за два с половиной.
Кем работать
Выпускники могут работать в сферах транспорта, безопасности, образования и науки. После магистратуры специалисты чаще всего получают должности:
- авиамеханика;
- авиадиспетчера;
- инженера;
- радиста;
- инспектора;
- слесаря авиационных приборов.
Магистры могут работать на аэродромах и в аэропортах в отделе качества, безопасности, диспетчерских. Карьерный рост зависит от иерархии внутри предприятия. Со временем можно получить должность руководителя подразделения.