Специальность «социология» – 39.04.01

Социология (магистратура)

39.04.01 Социология

Степень: магистр

Чем занимаются выпускникиВыпускник

По направлению «Социология» вузы готовят в магистратуре специалистов, способных вести педагогическую и исследовательскую деятельность в сфере общественных наук.

Выпускники занимаются не только соцопросами, но и интерпретацией данных, составлением рейтингов, исследованием международного рынка, прогнозированием развития социума, рекламой, PR, рекрутингом.

Навыки

Согласно паспорту компетенций магистры-социологи умеют:

  • подготавливать отчеты, аналитические записки, публикации;
  • составлять опросы;
  • изучать актуальные социальные проблемы и находить их решение;
  • разрабатывать стратегии по улучшению условий труда на предприятиях;
  • анализировать кадровый состав;
  • управлять социальными процессами в органах власти, административно-управленческих отделах компании;
  • преподавать обществознание, социологию в школах, вузах, колледжах.

Дисциплины

Учебный план включает обязательную и вариативную части. К первой относятся общие для всех студентов направления дисциплины, например, история науки, экономика, методология, информационные технологии, педагогика. Вариативная часть зависит от профиля подготовки. В рабочую программу могут включаться такие специализированные социологические дисциплины, как:

  • современные социологические теории;
  • антропология глобализации;
  • человеческий фактор в политике;
  • европейские режимы производства и потребления;
  • глобальные сети в современном мире;
  • современные PR-технологии;
  • реклама и выставочная деятельность;
  • социология масс и массовых коммуникаций;
  • инновационное и антикризисное управление;
  • сравнительный анализ корпоративных культур.
  • методика преподавания социологии в высшем учебном заведении.

Практика

Государственный стандарт предполагает два вида практики – учебную и производственную. Студенты учатся вести проекты, проводить исследования и опросы, анализировать результаты. Стажировка может проходить в муниципальных учреждениях, например, в администрации города или района, на заводах, в комитетах по межнациональным отношениям, молодежной, миграционной, промышленной политике. Итоги деятельности в компаниях отражаются в отчетах и самостоятельной научно-исследовательской работе. НИР становится основой ВКР.

Куда пойти учиться

Продолжить высшее образование и получить степень магистра социологии можно в гуманитарных университетах в различных городах России. Примеры, куда подать документы:

  • Государственный академический университет гуманитарных наук;
  • Высшая школа экономики;
  • Российский государственный гуманитарный университет;
  • Московский гуманитарный университет;
  • Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова;
  • Московский государственный лингвистический университет;
  • Российский университет дружбы народов;
  • Московская высшая школа социальных и экономических наук;
  • Московский городской педагогический университет;
  • Российский государственный социальный университет;
  • Санкт-Петербургский государственный университет;
  • Санкт-Петербургский государственный экономический университет;
  • Санкт-Петербургский государственный морской технический университет;
  • Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого;
  • Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена;
  • Новосибирский государственный технический университетУральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина;
  • Новосибирский государственный технический университет;
  • Новосибирский национальный государственный университет;
  • Новосибирский государственный университет экономики и управления;
  • Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского.

Стоимость обучения: 95–370 тысяч рублей в год.

Программы

Вузы разработали множество образовательных программ, ориентированных на фундаментальную подготовку и обучение прикладным знаниям и навыкам, необходимым для решения социально значимых проблем. Примеры некоторых профилей описаны ниже.

Социология в России и Китае (СПбГУ)

Это первая в России магистерская программа подготовки социологов, способных вести сравнительные исследования развития общества в России и Китае. Магистранты изучают экономические и политические процессы, особенности гражданского социума, гендерные различия двух стран. Курс частично ведется на английском языке.

Международная социология (СПбГУ)

По этому профилю вуз готовит всесторонних специалистов, способных осуществлять глобальный социологический сравнительный анализ. Студенты проводят междисциплинарные исследования экономических, политических, культурных изменений в западном и восточном обществах. В СПбГУ программа реализуется полностью на английском языке.

Социальная работа (СПбГУ)

Магистры, окончившие профиль, способны решать социальные проблемы индивида, группы, общества в целом. Программа направлена на подготовку кадров, которые совершенствуют политику государства по отношению к социуму, согласуют интересы различных сообществ, применяют инновационные технологии в сфере.

Интернет-маркетинг (МПГУ)

Магистранты осваивают социальные технологии и особенности ведения рекламы и продаж в Интернете. В рамках программы изучаются основы веб-аналитики, коммуникации и управление репутацией в Сети, контент-маркетинг.

Какие экзамены нужны для поступления

Как правило, кандидаты сдают междисциплинарный вступительный экзамен. Проверяются знания по методологии, основам и истории социологии. Испытание проходит письменно или устно. Вузы также могут проводить конкурс портфолио, в которое включаются мотивационное письмо, эссе (выдержки из НИР), дипломы, сертификаты об окончании курсов. Поступление в магистратуру СПбГУ только по конкурсу портфолио – без экзамена. О порядке приема узнавайте на сайте выбранного вуза.

Формы обучения

ФГОС допускает три формы обучения. Очный курс длится два года, на очно-заочный и заочный отводится на три–шесть месяцев больше. За период учебы вне зависимости от выбранного варианта магистранты полностью осваивают объем стандартной программы.

Кем работать

После выпуска магистры устраиваются социологами, маркетологами, PR-специалистами, рекрутерами, консультантами, аналитиками, научными сотрудниками в различные отечественные и международные компании, НИИ, СМИ, рейтинговые агентства. Также бывшие студенты могут заняться педагогической деятельностью: работать с детьми, школьниками, преподавать в вузах, колледжах, трудиться в реабилитационных центрах.

Читайте далее

Отзывы и обсуждения