Издательское дело (магистратура)
42.04.03 Издательское дело
Степень: магистрСодержание
Чем занимаются выпускники
Издательское дело связано с версткой, дизайном, редактированием книг, газет, журналов, рекламы. Направление магистерской подготовки охватывает экономическую деятельность, маркетинг, менеджмент, применение технических и программных средств.
К профессиональной деятельности издателей относятся:
- редакционная подготовка изданий;
- продвижение и распространение издательской продукции;
- управление издательскими процессами;
- обучение персонала;
- проведение технических и маркетинговых исследований.
В процессе обучения магистранты учатся подбирать расходные материалы, составлять бюджет проектов, организовывать поставки. Кроме того, проводят исследования, чтобы выявить предпочтения читателей. Специалисты работают не только с печатной продукцией. Могут выпускать и распространять информацию в цифровом формате, в виде сайтов и приложений.
Навыки
Основные умения будущих издателей закреплены в паспорте компетенций. Что может выпускник магистратуры:
- формировать цели, задачи, концепцию создаваемой продукции;
- соблюдать технические требования изданий;
- использовать технологические и программные возможности для создания книг, газет, журналов, рекламы;
- контролировать выпуск издательской продукции;
- распространять издания с помощью современных технологий.
Кроме того, магистры достаточно подготовлены для того, чтобы руководить отделом, организовывать коллег, разрабатывать бизнес-планы и самостоятельно принимать решения по производственным вопросам.
Дисциплины
Набор дисциплин зависит от выбранной рабочей программы. Модули могут быть примерно такими:
- управление реализацией издательской продукции;
- система менеджмента качества в книжном деле;
- управление продажами книжной продукции;
- методология историко-киноведческого исследования;
- маркетинг-менеджмент в издательском деле;
- редакторская подготовка печатных и электронных изданий;
- организация издательского дела.
Объем дисциплин в программе: 54–66 зачетных единиц.
Практика
Для получения профессиональных умений и навыков студенты проходят производственную практику. По ФГОС она включает в себя:
- педагогическую деятельность;
- исполнительную практику;
- написание НИР.
Стажировка проходит на базе университета или на предприятии. Магистрантов отправляют в издательства, на типографские фабрики, выпускающие отделы газет и журналов, редакции интернет-СМИ, рекламные агентства. Практиканты выполняют поручения, наблюдают за работой компании, проводят исследования.
Вуз выбирает тот вид практики, который соответствует программе магистратуры. Университет может включить дополнительный вид деятельности.
Куда пойти учиться
Получить специальность издателя предлагают политехнические и профильные университеты. Стоимость обучения: от 150 тысяч рублей в год. Примеры вузов, где учиться:
- Московский политехнический университет;
- Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна;
- Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого;
- Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина;
- Национальный исследовательский Томский государственный университет;
- Воронежский государственный университет;
- Кубанский государственный университет;
- Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова;
- Тверской государственный университет;
- Челябинский государственный институт культуры;
- Ульяновский государственный технический университет.
Программы
Учебные заведения предлагают различные образовательные программы, связанные с изданием книг, газет, журналов и продвижением книжного бизнеса. Примеры профилей:
- Издательские стратегии в медиапространстве (СПбГУПТД).
- Управление издательским делом (УрФУ, ЧГИК).
- Антикварный книжный бизнес (МосПолитех).
- Распространение издательской продукции (ЧГИК).
- Современный издательский процесс: инновационные практики (МосПолитех).
- Издание переводной литературы (МосПолитех).
О наборе на профиль узнавайте в год поступления в выбранном университете.
Экзамены для поступления
Абитуриенты сдают комплексный вступительный экзамен по разным разделам основных дисциплин бакалавриата. Проходит испытание в форме тестирования или собеседования (зависит от условий конкретного вуза). Примеры вопросов:
- Работа редактора над содержанием произведения.
- Редакторский анализ.
- Характеристики издания.
- Авторский замысел и его реализация.
- Редактирование научно-популярных изданий.
- Переводная литература в России.
- Подготовка к выходу электронных изданий.
- Контроль качества полиграфической продукции.
Список вопросов с перечнем рекомендуемой литературы для подготовки вузы выкладывают на своих сайтах.
Формы обучения
Государственный стандарт допускает три формы обучения: очную, заочную, очно-заочную. Объем программы составляет 120 зачетных единиц. Они осваиваются за 2–2,5 года.
Кем работать
Выпускники получают должности редакторов, администраторов, руководителей проектов. Вероятные места работы:
- библиотеки;
- книжные издательства;
- типографские фабрики;
- полиграфическое производство;
- редакции СМИ.
Магистры работают в различных издательских отделах: производственном, лингвистическом, маркетинговом. Могут взаимодействовать с авторами, принимать рукописи, отвечать за верстку и дизайн издания.