Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (магистратура)
49.04.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
Степень: магистр
Содержание
Чем занимаются студенты и выпускники
Тренер для лиц с ограниченными возможностями – человеколюбивая профессия. Магистры буквально помогают встать пациентам на ноги, вернуть способность полноценно жить и самостоятельно себя обслуживать.
Специалисты работают не только с инвалидами, полностью утратившими некоторые физические функции, но и с людьми, попавшими в аварии, получившими спортивные и другие травмы. Тренер способствует полному или частичному восстановлению активности, а также предупреждает прогрессирование заболевания.
Магистры проводят уроки лечебной физкультуры, разрабатывают программы реабилитации, поэтапно возрождают двигательные функции человека. Также специалисты организуют массовые спортивные соревнования по разнообразным видам адаптивного спорта.
Тренер должен понимать особенности заболевания или повреждений пациента, чтобы подобрать гимнастику и комплекс упражнений для реабилитации организма и предотвращения регрессии.
Навыки
В соответствии с паспортом компетенций магистры адаптивной физкультуры умеют:
- вести занятия по коррекционной физкультуре;
- подбирать технологии и средства ведения занятий;
- составлять индивидуальные планы реабилитации;
- восстанавливать и развивать двигательные функции человека;
- обучать новым способам двигательной деятельности в случае полной утраты функции;
- разрабатывать индивидуальный комплекс упражнений для предупреждения прогрессирования заболевания;
- тренировать спортсменов для участия в Паралимпийских играх и других соревнованиях;
- проводить судейство состязаний;
- оказывать психологическую поддержку своим воспитанникам;
- формировать у воспитанников сознательную приверженность здоровому образу жизни.
Получив необходимые навыки, выпускники могут работать в сфере образования и науки, здравоохранения, социального обеспечения, физкультуры и спорта.
Дисциплины
В обязательной части рабочей программы студенты изучают информационные технологии в области спорта, актуальные проблемы и социокультурные аспекты адаптивной физкультуры, методологию, способы научного исследования. Модули формируют у магистрантов общие представления о сфере деятельности, учат работать с данными и делать правильные выводы. Профильные дисциплины дают узкоспециализированные знания, соответствующие выбранной программе.
Что могут изучать студенты:
- менеджмент или медико-биологическое сопровождение в адаптивном спорте;
- реабилитацию больных хирургического профиля;
- двигательную активность и потенциал организма людей с инвалидностью;
- урегулирование конфликтов;
- профессиональное деловое общение в сфере физкультуры и спора;
- коррекцию психофизических состояний средствами адаптивной физкультуры;
- организационно-правовые основы области;
- физическое восстановление людей с поражением опорно-двигательной системы;
- психодиагностику в физической реабилитации;
- физическое воспитание детей с сенсорными нарушениями.
Практика
ФГОС предполагает прохождение учебной и производственной (в том числе преддипломной) практики. За время стажировки студенты занимаются научно-исследовательской, педагогической, профессионально-ориентированной деятельностью. Магистров направляют в медицинские учреждения, коррекционные организации, спецшколы, интернаты. Практиканты учатся взаимодействовать с пациентами, подбирать упражнения, заполнять отчетную документацию.
Куда пойти учиться
Пройти вторую ступень высшего образования и стать магистром по направлению «физкультура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» предлагают профильные и гуманитарные вузы страны. Примеры учебных заведений:
- Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма;
- Российский государственный социальный университет;
- Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта;
- Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова;
- Российский государственный социальный университет;
- Вятский государственный университет;
- Тольяттинский государственный университет;
- Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма;
- Сибирский государственный университет физической культуры и спорта;
- Волгоградская государственная академия физической культуры;
- НИУ «Белгородский государственный университет».
Стоимость обучения за один год: 170–250 тысяч рублей.
Программы
От выбранного профиля зависит будущая сфера деятельности. Студенты могут изучать общие методики адаптивной физкультуры, подготовку лиц с ограниченными возможностями по определенному виду спорта, хореографию в коррекции нарушений и многое другое. Примеры образовательных программ кратко описаны ниже.
Педагогическая гидрореабилитация (НГУ им. П. Ф. Лесгафта)
Окончившие курс специалисты работают в сфере гидротерапии. К ней относятся лечебные души (Шарко, контрастный, подводный, Виши), гидромассажные ванны, гидрокинезиотерапия. Выпускники занимаются с людьми разного возраста в бассейне. Вода способствует расслаблению, соответственно, снижается нагрузка на организм и упражнения выполняются легче. Магистры помогают разработать мышцы и вернуть функции движения.
Физическая реабилитация (НГУ им. П. Ф. Лесгафта)
Специалисты предоставляют комплексную реабилитационную помощь уязвимым категориям граждан, пострадавшим в ситуациях разного характера (террористических актах, катастрофах, войнах). В обязанности магистра входят социальная работа с группами людей, проведение занятий по адаптивной физкультуре, психологическая поддержка.
Какие экзамены нужны для поступления
Желающие учиться на курсе должны успешно сдать вступительный экзамен. Он проводится в письменной или устной форме (тест или собеседование). Приемная комиссия проверяет знания по теории и организации адаптивной физической культуры. Список вопросов можно скачать на сайте интересующего вуза.
Формы обучения
Государственный стандарт допускает три формы обучения. Очный курс реализуется за два года с учетом каникул. Учащимся очно-заочно и заочно этот срок продлевают еще на три-шесть месяцев.
Кем работать
После выпуска магистры работают учителями физкультуры, социальными педагогами, инструкторами, тренерами, массажистами, реабилитологами, адаптологами. Специалисты устраиваются в детские дома, поликлиники, интернаты, коррекционные заведения. Также магистры могут получить место тренера в санаториях, социальных учреждениях, фитнес-клубах, лечебно-профилактических организациях.