Специальность «почвоведение» – 06.04.02

Магистр – ступень профессионального образования, направленная на углубление специализации в выбранной отрасли научных знаний, востребованная на рынках труда. Абитуриентам, поступающих в магистратуру для получения специальности почвоведа, необходимо подготовиться к сдаче экзаменов по дисциплинам:

  • основы почвоведения;
  • экология почв.

Отдельные учебные заведения осуществляют прием на основании конкурса по результатам итоговой аттестации.

В магистратуру принимают лиц, имеющих очное высшее образование (бакалавриат, специалист) преимущественно химических, биологических, географических, экологических направлений подготовки.

В конце XIX столетия свет увидела книга «Русский чернозем», написанная выдающимся русским ученым В. В. Докучаевым. С этого момента начинает свой отсчет почвоведение как отдельная наука естественно – исторического цикла. Уже в 1906 году в Московском университете им. М. В. Ломоносова сторонником В. В. Докучаева А. Н. Сабаниным вводится преподавание дисциплины, а 1922 году в том же вузе появляется первая кафедра почвоведения. Начиная с начала прошлого столетия по сегодняшний день профессия почвоведа остается одной из наиболее востребованных на отечественном рынке труда. Высококвалифицированные магистры – почвоведы могут осуществлять профессиональную деятельность в сфере изучения состава почв, управления земельными ресурсами, дизайна ландшафта.

Паханная и непаханная земля с зеленой травой

О специальности

Высококвалифицированные магистры – почвоведы владеют последними методиками исследования состояния почв, окружающей среды, овладевают навыками прогнозирования и моделирования природно – антропогенных ситуаций. В процессе обучения будущие выпускники приобретут интегрированные, системные компетенции, позволяющие осуществлять оценивание экологической ситуации; профессиональные компетенции  управления в отрасли почвоведения, экологии, организации экологической работы предприятий. 

Подготовка магистра – почвоведа представляет собой глубокую аналитическую и практическую подготовку в области управления земельными ресурсами, контроля их качества, земельных отношений, земельного права; формирование умений и навыков реализации программ и крупных проектов, решения сложных задач на стыке различных  отраслей науки и видов деятельности.

Куда поступать

Сегодня открыть двери будущим магистрам – почвоведам готовы крупнейшие отечественные вузы:

  • Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (Москва);
  • Санкт – Петербургский государственный университет (СПбГУ);
  • Томский государственный университет (Томск);
  • Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ);
  • Южный федеральный университет (ЮФУ).

Сроки обучения

Срок обучения в магистратуре при очной форме, включая каникулярное время, составляет 2 года.

Исследуемые научные проблемы

Магистерская программа указанного направления ставит своей целью формирование высококвалифицированного, конкурентоспособного профессионала, обладающего фундаментальными знаниями выбранной отрасли, способного успешно применять полученные теоретические знания при реализации практической деятельности, способного максимально оперативно и эффективно решать задачи, связанные с почвенным, растительным покровом, природными ландшафтами, использованием земельных ресурсов, совершенствованием экотехнологий.

Процесс обучения включает углубленную подготовку в сфере геоинформационных систем, путей их моделирования, компьютерного мониторинга и последующей обработки полученных данных, дистанционного зондирования. В зависимости от собственных предпочтений магистранты – почвоведы могут получить фундаментальные знания в одной из перечисленных актуальных научных отраслей:

  • генезис, эволюция почв;
  • география, картография почв;
  • мелиорация почв;
  • химия почв;
  • биогеохимия;
  • микробиология почв;
  • охрана почв от эрозии;
  • экология почв;
  • агрохимия;
  • физика почв.

В процессе обучения магистранты принимают участие в процессах разработки геоинформационных систем, прогнозирования будущего экосистем, проектирования ландшафтов, разработки систем контроля загрязнения биосферы и т. д. Результаты подобных исследовательских работ ложатся в основу написания магистерских работ.

Приобретаемые навыки

В процессе обучения магистрант приобретает навыки научно – исследовательской, управленческой, педагогической и проектно – технологической деятельности, а также знания профильно – ориентированных научных дисциплин о Земле и практикуется в использовании делового английского языка.

Организация учебно – воспитательной деятельности магистратуры по данному направлению подготовки подразумевает овладение на высоком уровне новейшими исследовательскими методами, методами обработки информационных данных, умением эффективно использовать новейшее приборное оборудование, информационные технологии.

Указанные ключевые компетенции позволяют выпускникам в последующем успешно осуществлять профессиональную деятельность по оценке и охране земельных ресурсов, управлению наземными экологическими процессами, разработке природоохранных технологий и проч.

Магистрант – почвовед должен быть готов к реализации следующих видов деятельности:

  • самостоятельное создание экспериментальных установок;
  •  активное участие в научно – технических конференциях, подготовке публикаций, составлению заявок на совершенные открытия;
  • участие, руководство в полевых почвенно – экологических, почвенных наблюдениях;
  • использование современных методов мониторинга, обработки и интерпретации информационных массивов в процессе решения практических, научных задач как профессиональной сферы деятельности, так и за ее пределами;
  • организация, проведение оценочных почвенных работ, документальное сопровождение последних;
  • творческая работа на лабораторном оборудовании, экспериментальных установках, полевом оборудовании, приборах;
  • реализация педагогической деятельности с умением излагать фундаментальные знания по теории почвоведения, а также иных профильных дисциплин.

Перспективы трудоустройства по профессии

Магистры – почвоведы подготовлены к научно- исследовательской деятельности, преподаванию, могут успешно трудоустроиться на следующие виды предприятий:

  • агрохимические, почвенные лаборатории;
  • лесохозяйственные, агропромышленные предприятия;
  • сельскохозяйственные предприятия;
  • органы экологического контроля, управления природопользованием;
  • фермерские хозяйства;
  • исследовательские, проектные институты, НИИ;
  • комитеты по земельным ресурсам;
  • архитектурно – проектные, строительные организации;
  • комитеты по земельным ресурсам;
  • кадастровые учреждения.

Средняя зарплата начинающего специалиста варьируется от 15 до 20 тыс. руб., однако, благодаря собственным научным открытиям у будущего выпускника появляется возможность открытия собственного бизнеса.

Перспективы профессионального совершенствования выпускников

Магистр –степень профессионального образования, позволяющая выпускнику максимально полно овладеть теоретически и практическими знаниями, умениями и навыками, сформировать в полном объеме ключевые компетенции. Преимуществами обучения в магистратуре выступает наличие диплома, признанного как в нашей стране, так и за рубежом. Перед магистрантом открывает двери научный мир, в его обязанности входит необходимость проведения исследований, опытов, обязательных экскурсий, публикаций собственных статей и тезисов.Кроме того, магистратура – основная база для последующего обучения в аспирантуре выпускников, планирующих заявить о себе на научном уровне.

Выпускники магистратуры имеют возможность поступления в аспирантуру, докторантуру, а благодаря наличию необходимых навыков и компетенций написания исследовательских работ, они будут иметь ряд преимуществ перед другими аспирантами.

Автор статьи:

Материал обновлен: 22.07.2020 г.

Отзывы и обсуждения