Вуз - в пункте А, вы в пункте - В, задание – учиться!

Дистанционное образование одновременно похоже на заочное обучение и отличается от него, потому что занятия проходят почти как в обычной аудитории, только общение с преподавателями и одногруппниками происходит через электронные сети. Конечно, такая система имеет свои достоинства и недостатки. Поэтому стоит разобраться в том, как же она работает.

Вчера и сегодня

ОбразованиеОбраз студента меняется с каждой эпохой – от степенных философов и математиков античности до бесшабашных средневековых школяров, от вдумчивых исследователей Нового времени до современных креативных вузовцев. Учеба всегда во многом определяла уклад жизни. Чтобы получить образование, люди порой переезжают в другой город или страну, оставляют прежние занятия.

При этом разные обстоятельства могут делать невозможным или нежелательным изменение образа жизни из-за того, что вы станете студентом. В таком случае стоит выбрать сравнительно новый вид обучения – дистанционный, получивший развитие с активным внедрением интернета в повседневную жизнь.

Первопроходцем в области образования на расстоянии стал Университет ЮАР, открывший удаленные курсы в 1946 году. Только через два десятка лет они были восприняты всерьез, и эта модель стала перениматься различными учебными заведениями.

До сих пор одним из самых крупных и значительных на рынке дистанционного образования остается Британский открытый университет, начавший свою деятельность в 1969 году. В России удаленное обучение стало развиваться в более позднее время – мы получили развитую систему вузов, предлагающих учебу на расстоянии, только к началу этого века.

Распространение дистанционного образования в первую очередь связано с бурным развитием информационных технологий. Они позволяют наладить надежную связь между пользователями компьютерных сетей, чтобы обеспечить уровень взаимодействия, необходимый для полноценного общения учащихся и преподавателей. Также немаловажную роль играют и изменения в мировой системе образования, связанные с глобализацией и ростом мобильности населения.

Контингент

Безусловно, удаленное обучение становится выходом для людей, проживающих в отдаленных районах страны, при условии, что в них есть доступ к Интернету.

Также возможность учиться онлайн ценят те, кто имеет медицинские ограничения к стандартному способу получения образования или вынужден проводить большую часть жизни дома (скажем, при уходе за больными).

Наконец, дистанционное обучение можно рассматривать как аналог экстерната, позволяющий талантливому студенту получить диплом за более короткое время.

Как поступить

Поступление чаще всего требует регистрации в системе, заключения договора и иногда – вступительного собеседования. Становясь студентом, вы получаете доступ к информации, которая структурирована в цифровых библиотеках, а также передается преподавателями при личном общении. Совместно с педагогами вы утрясаете расписание ваших занятий и определяете последовательность изучения материала.

Нередко перед началом полного платного курса предоставляются пробные бесплатные уроки. Это помогает определить собственные возможности и познакомиться с программой.

Занятие проходят через Интернет, но в некоторых случаях предусмотрены личные контакты с преподавателями: чаще всего – во время экзаменационных сессий. Многие вузы ведут обучение полностью в онлайн-режиме.

Где можно учиться онлайн

Вариантов несколько.

Обычные вузы

Дистанционная форма обученияВо-первых, дистанционная форма обучения есть во многих традиционных университетах и институтах. Она может представлять собой совмещение заочного и удаленного образования, когда вы получаете пакет заданий во время личной встречи с преподавателями, ездите на сессии, а в промежутках между ними общаетесь с педагогами в Сети.

Кроме того, учебное заведение может иметь интернет-филиал, как, например Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства или Институт бизнеса и права. В таком случае преподаватели занимаются разработкой специальных программ, рассчитанных на обучение только онлайн.

Интернет- университеты

Вторым типом в нашей классификации являются открытые виртуальные учебные учреждения. Например, Русский гуманитарный интернет-университет, Институт коммуникативных технологий предлагают программы, специально разработанные для онлайн-обучения. При этом существуют платные и несколько бесплатных вузов, в которых можно получить не только высшее, но и среднее профессиональное образование.

ЦДО

В-третьих, учащийся может выбрать сертифицированные курсы, после завершения которых выдается документ об окончании. Гуманитарные профессии предлагает освоить Центр дистанционного образования «Элитариум», в технической области специализируется, например, Интернет-университет информационных технологий.

Дистанционное образование не ограничивается пределами одного государства. При достаточном знании иностранных языков поступить в зарубежный вуз не так уж и сложно.

Уровни дистанционного образования

Востребованным и широко распространенным остается дистанционное высшее образование. В пересчете на часы оно приравнивается к очному, но на его получение может в общей сложности уйти больше или меньше времени – все зависит от программы, занятости учащегося и его способностей. Аккредитованные институты и университеты дают возможность защитить диплом.

Для полноты картины следует упомянуть и о других формах, к которым относятся:

Дистанционное обучение востребовано и у состоявшихся профессионалов, и у целеустремленных студентов, желающих получить второй диплом, не отвлекаясь от основной учебной деятельности.

Средства связи

Технологически дистанционное образование может проходить при помощи следующих средств:

  1. ВидеоконференцияУчебные курсы – представляют собой специально разработанные программы обучения, которые помогают быстро получать и эффективно структурировать знания. Они могут содержаться в электронных библиотеках или передаваться в личном общении в виде лекции.
  2. Электронная почта – относится к способам работы с информацией в процессе общения преподавателя и студента.
  3. Форумы и блоги – используются для длительного асинхронного обсуждения учебных вопросов при участии нескольких собеседников.
  4. Чат и ICQ – позволяют вести мгновенный обмен сообщениями. Это оптимальная форма для прояснения различных вопросов как в ходе обсуждения внутри групп на дистанционных семинарах, так и в ходе общения с преподавателями.
  5. Теле- и видеоконференции – их использование предъявляет высокие требования к технической оснащенности обеих сторон, однако современные компьютеры и условия связи вполне позволяют регулярно осуществлять обучающее общение такого рода. Идеальны для сдачи устных экзаменов и проведения семинаров.
  6. Порталы типа Wikipedia.org и аналогичные ресурсы позволяют одновременно знакомиться с информацией и редактировать ее, что стимулирует самостоятельность студента.

Плюсы и минусы

К несомненным преимуществам дистанционного образования можно отнести его доступность для студентов, независимо от их места пребывания и рабочего графика.

Методика удаленного обучения позволяет индивидуально и в сотрудничестве с преподавателем подбирать темп и объем изучаемого материала.

Важное достоинство – постоянный открытый доступ к информации: к любому занятию можно вернуться «в один клик по ссылке».

Дистанционное образование в среднем на 40–60 % дешевле очного и даже заочного.

Есть у дистанционного образования и недостатки:

  1. Дистанционное образованиеОграниченное число специальностей. Многие профессиональные навыки нельзя приобрести виртуально. Это делает закрытой для удаленного обучения, например, область медицины, инженерно-конструкторские направления. В качестве дистанционного наиболее широко распространено гуманитарное образование.
  2. Жителей отдаленных населенных пунктов может останавливать необходимость в достаточном уровне технической оснащенности обеих сторон учебного процесса.
  3. Даже высшее дистанционное образование не предполагает студенческой жизни в ее классическом понимании. Но это можно расценивать и как плюс, и как минус.

Казалось бы, дистанционное образование не требует от слушателя пунктуальности, ведь оно не предполагает жесткого режима и распорядка дня. Однако основное качество, необходимое студенту удаленной формы обучения, – это способность к самодисциплине, так как придется составлять для себя график занятий, но главное – четко соблюдать его, чтобы справляться с учебным планом.

Выбирая в качестве формы обучения дистанционное образование, надо четко представлять, каких целей требуется достичь. При взвешенном подходе удаленная учеба может стать удобным инструментом получения качественных знаний.

Автор статьи:

Материал обновлен: 21.03.2021 г.

Отзывы и обсуждения