Факультет дистанционного обучения (ФДО) – это структурное подразделение образовательной организации, которое проводит подготовку студентов в удаленном режиме, иногда еще и очно-заочно. Основу учебного процесса составляет интенсивная самостоятельная работа слушателей программ, контролируемая и направляемая преподавателями.
Содержание
Особенности факультета дистанционного обучения
В деятельности факультета дистанционного обучения обязательно учитываются особенности и возможности целевой аудитории курса. Студенческий контингент одних программ может состоять из юных выпускников школ и колледжей, других – из топ-менеджеров компаний или руководителей госструктур.
Факторы эффективности обучения на ФДО:
- Проведение предварительной оценки знаний абитуриента при помощи тестов.
- Мотивированность слушателя – центральная составляющая дистанционного образования, которая должна присутствовать у студента на протяжении всей учебы.
- Наличие образовательной цели – с первого дня обучения студент должен четко знать, что от него требуется и к чему в итоге придет. Поставленные задачи должны быть понятными и иметь ясную формулировку.
- Предоставление вспомогательного материала – помимо основного учебного пакета студенту должны быть предложены дополнительные пособия, разработанные преподавателем, что позволит быстрее вникнуть в программу.
- Соответствие презентации учебного материала поставленным перед студентом задачам. Важно использовать эффективные техники, которые позволят легко воспринимать информацию.
- Поддержание диалога – это ключевое требование, необходимое для успешного обучения. Особенно важна двусторонняя связь во время проведения практических занятий.
- Регулярный контроль знаний. В процессе работы учащийся должен понимать, в полной ли он мере справляется с учебной программой.
Требования к учебным материалам ФДО
Эффективность дистанционного образования во многом определяется квалификацией педагогов и качеством предоставляемых для изучения материалов, при разработке которых должны учитываться следующие требования:
- Комплекс должен соответствовать уровню базовой подготовки и успеваемости каждого конкретного студента.
- Желательно использовать технологию гипертекста, чтобы учащийся мог свободно ориентироваться в учебном пособии, пользуясь ссылками на его разные части, соединенные в последовательные цепочки.
- Ввиду отсутствия непосредственной связи с педагогом все учебные материалы должны снабжаться необходимыми пояснениями, тезисами и быть интересными для изучения.
- Учебные материалы должны быть максимально наглядными. Для достижения этой цели необходимо при их разработке использовать графику, анимацию и другие способы улучшения визуального восприятия информации.
- Соблюдение четкой структуры учебной информации: деление на небольшие логические разделы, удобные для самостоятельного изучения.
Система работы факультета
Образовательный процесс на факультетах дистанционного обучения стоится на модульном принципе.
Модуль – это тематический учебный курс ограниченного объема, в ходе изучения которого приобретается определенный уровень знаний и умений.
Качество проделанной студентом работы контролируется при помощи тестов и проверочных заданий. Обычно для перехода к следующему блоку надо продемонстрировать конкретный уровень освоения предыдущей темы.
Все методические материалы построены таким образом, что студент может легко переключаться с заданий, выполняемых под руководством преподавателя, на самостоятельную работу.
Обучение на ФДО проводится на базе возможностей современных цифровых информационных технологий и предполагает:
- использование учебно-методических материалов сайта ФДО;
- работу со специально разработанными для удаленного обучения интерактивными компьютерными учебниками;
- онлайн-тестирование;
- общение с преподавателем через скайп или электронную почту.
Зачеты и экзамены сдаются только очно после успешного итогового тестирования по изученному курсу.