Содержание
Сколько потенциально можно заработать на онлайн-курсах
Онлайн-образование (educational technology или EdTech) считается одним из наиболее перспективных бизнес-направлений. Из-за стабильного и высокого спроса на знания из различных областей часть ниш в этой сфере еще остаются свободными.
Точная цифра, показывающая, сколько можно заработать на курсах, зависит от многих факторов, главный из которых – выбранный формат обучения.
Примерный диапазон заработков на онлайн-обучении:
- Репетиторство удаленно (чаще всего по Skype). В зависимости от сложности обучающей программы за академический час обучения можно получить от 200 до 1 500 рублей. Так, ведя хотя бы 3 учеников, в месяц реально достигнуть дохода в 7 200 – 54 000 рублей (при условии, что занятия проходят 3 раза в неделю).
- Удаленное проведение вебинаров, тренингов, мастер-классов и курсов. Стоимость коротких программ может варьироваться от 300 до 5 000 рублей. Блоки, состоящие из нескольких занятий, продаются в среднем по 2 000 – 50 000 рублей (в зависимости от сложности и перспективности изложенного в них материала). Итоговый доход будет зависеть от количества проданных цифровых продуктов. Например, продавая в месяц 10 тренингов, можно получить от 3 000 до 50 000 рублей. Заработок на курсах в этом случае составит 20 000 – 500 000 рублей.
Прибыль от оказания репетиторских услуг всегда будет иметь определенный предел. Даже при бешеном спросе из-за временных ограничений один педагог не в состоянии вести занятия даже у десятка учеников. Более благоприятен в этом плане заработок на курсах. Для него не существует никаких лимитов.
- Онлайн-школа. Если предлагаемые обучающие программы окажутся интересными потенциальным слушателям и будут вложены средства на проведение рекламной компании, в первые месяцы существования бизнес может принести доход от 300 000 рублей. Далее, с ростом клиентской базы, эта цифра только продолжит расти.
Примерные пороги доходности онлайн-курсов графически отражены на рисунке (приведенные расценки взяты со страниц, размещенных на образовательных платформах и электронных досках объявлений).
* На диаграмме приведена ориентировочная сумма дохода при средней загруженности разработчика.
Чем сложнее обучающая программа и масштабнее образовательный проект, тем больше прибыли он способен обеспечить разработчикам. Бизнес можно настроить так, что он будет приносить стабильный пассивный доход (например, продажу готовых онлайн-курсов). Однако учебные материалы неизбежно придется обновлять, т.к. во всех областях без исключения информация рано или поздно устаревает.
Способы заработка
Существует несколько способов зарабатывания на онлайн-обучении. Главное их различие – капитал, который готов вложить разработчик в создание и развитие платформы.
Варианты монетизации доходов:
- Репетиторство. Наиболее подходящий формат подготовки по школьным предметам (включая тренировки перед ЕГЭ) и иностранным языкам (эти направления требуют постоянной работы с наставником). Главный недостаток такого способа заработка – ограниченность времени. За день можно провести не более 5 уроков. Увеличение количества занятий неизбежно отразится на их качестве, что приведет к потере клиентов. Поэтому репетиторство рассматривают только как дополнение к основному доходу.
- Авторские мастер-классы, тренинги и курсы. Самый популярный формат подготовки. Позволяет охватить практически любое направление обучения. Главный плюс – возможность получать неограниченный доход. Но для этого учебный материал должен быть по-настоящему интересным и полезным. Единственное, что может ограничить автора – необходимость проведения индивидуальных консультаций для учеников. В этом случае одновременно курировать получится не более 20 человек.
- Продвижение и продажа готовых курсов. Зарабатывать на онлайн-обучении могут не только авторы учебных программ и преподаватели. Можно брать уже скомпонованные материалы (естественно, с разрешения их разработчика) и продвигать их. Основным инструментом работы в этом случае становятся рекламные каналы. Главный минус способа – отсутствие возможности творческой реализации. Плюс ко всему продвижение готовых курсов отнимает массу времени. Поэтому такой вид деятельности можно считать основной работой.
- Работа через онлайн-школу. Преимущество состоит в отсутствии количественных ограничений по курсам, направлениям подготовки и объемам прибыли. Недостаток – сложность реализации. В одиночку создать школу с нуля невозможно. Для этого требуются специалисты разных сфер и немалые финансовые вливания.
Плюс к этому разработчики обучающих программ могут самостоятельно зарегистрироваться на образовательных платформах (например, GetCourse) и получать доступ к их клиентским базам. Подробнее о том, как стать преподавателем на дистанционных курсах, рассказывается в статье.
У всех существующих методов извлечения прибыли есть свои сильные и слабые стороны. Поэтому при выборе способа заработка на курсах следует выделять те варианты, которые наиболее соответствуют базовым возможностям разработчика.
Как избежать ошибок и не прогореть
Новичкам в сфере EdTech сразу стремиться создавать крупные проекты не стоит. Грамотнее начинать с малого, постепенно развивая свой старт-ап. Такой подход поможет найти целевую аудиторию и осуществлять все разработки, заранее зная ее интересы.
Чтобы на выходе получить заработок на курсе, а не впустую потратить время и деньги, следует придерживаться универсальной стратегии. Она состоит из нескольких последовательных этапов:
- Определение направлений будущих курсов (нахождение свободной ниши). Она должна быть интересна самому разработчику и потенциальным ученикам. Чем популярнее профиль обучения, тем больше позиций по нему будет отображаться в поисковой выдаче. Не стоит разрабатывать общие курсы. Чем уже и детальнее окажется программа, тем больше интерес она вызовет у пользователей. Например, курс «Основы программирования» ничем не будет выделяться из огромной массы аналогичных предложений в сети. Гораздо больший спрос вызовет «Веб-дизайн на основе Tilda».
- Выбор формата работы (дистанционное проведение уроков, запись видео-занятий, электронные книги, живые вебинары, курсы с обратной связью и др.). Можно одновременно сочетать несколько подходов. Например, для подогревания интереса аудитории проводить бесплатные вебинары, на которых давать только азы знаний. Для углубленного обучения предлагать прослушать платный курс или приобрести цифровую книгу.
- Составление портрета потенциального слушателя. На этом этапе определяют потребности клиентов, их возраст, пол, профессию и интересы. Сразу следует делать от 5 и более портретов, т.к. в процессе работы часть из них окажутся нежизнеспособными.
- Анализ конкурентов. Полученную информацию можно использовать для определения интересов потенциальных клиентов и ошибок, совершаемых другими образовательными платформами.
- Создание тестового образовательного продукта с продуманной структурой и дать его просмотреть знакомым. Попытаться выявить в нем слабые моменты и исправить их.
- Реклама и продвижение созданного информационного продукта. Стоит задействовать все возможные каналы – соцсети, Яндекс.Директ, Google Ads и пр.
Грамотным шагом перед продажей платного курса будет проведение бесплатного вебинара. Если все этапы разработки онлайн-курса были соблюдены, шансы прогореть сводятся к минимуму.
Таким образом при грамотном подходе заработок на онлайн-курсах может быть сопоставим с месячной зарплатой. Однако, чтобы выйти на такой уровень доходности, необходимо проделать огромный объем работ. О том, как разрабатывать и продвигать курсы дистанционного обучения, детально рассказывается в следующей статье.