Как стать преподавателем онлайн-курсов

В пик расцвета онлайн-образования к преподавателям может выстраиваться очередь из учеников. Перейти на формат дистанционной работы можно разными способами: открыть свою виртуальную школу, загрузить курсы на готовую платформу или полностью доверить разработку проекта специализированным компаниям. При этом возникает ряд организационных вопросов, один из которых: «Должен ли преподаватель курсов иметь лицензию?» Об этом и многом другом пойдет речь далее.

Нужна ли лицензия?

Преподаватель онлайн-курсов проводит занятие

Еще в ноябре 2019 году в Государственной Думе РФ обсуждалась инициатива по введению обязательного лицензирования интернет-образования. Однако по сей день вопрос так и не решился. Поэтому продолжают действовать старые правила, по которым она необходима онлайн-школам, где работает несколько преподавателей по дисциплинам разного профиля, обучение ведется по учебным программам, а после завершения подготовки выпускники получают сертификат. Выдает лицензии на такой вид деятельности Рособрнадзор или территориальные подразделения Министерства образования.

Согласно части 2 статьи 91 Федерального закона №273-ФЗ (в редакции от 2 июля 2021 г.) простому преподавателю онлайн-курсов лицензия не требуется, даже если он оформлен как ИП.

Когда еще не нужна лицензия:

  • если онлайн-школа предоставляет только доступ к видеоурокам и просмотру семинаров;
  • если учреждение ведет обучение с территории «Сколково» или Научно-технологического центра;
  • если индивидуальный предприниматель самостоятельно оказывает образовательные услуги (без привлечения преподавателей со стороны).

В 2021 году по закону учреждения, осуществляющие электронное обучение, получают лицензию в упрощенном порядке. От них не требуется справки из СЭС, наличие учебного помещения и оборудования. Однако будет ли действовать послабление дальше, неизвестно.

Поиск уникальной концепции обучения

В сфере онлайн-обучения сейчас большая конкуренция. Чтобы преподаватель курса оказался востребованным, он должен выделяться из основной массы педагогов. Простого знания учебного материала недостаточно, его нужно уметь правильно преподнести. Для привлечения внимания потенциального слушателя больше остальных подходит прием «Прогнозирование результата». Если ученик осознает, что новые знания окажутся для него полезными, позволят продвинуться по карьерной лестнице, он непременно купит курс.

Кроме того большинство педагогов, только осваивающих сферу онлайн-образования, не в состоянии самостоятельно найти уникальную концепцию обучения. Главная ошибка кроется в выборе широких тем для подготовки. Хотя по статистике узкоспециализированные курсы привлекают больше слушателей. Например, программу «Как подготовиться к сдаче ЕГЭ по истории» можно встретить на каждой второй образовательной онлайн-платформе. Однако найти отдельный инфопродукт, посвященный самому трудному заданию из экзамена, на порядок сложнее. Тем не менее, именно в нем будут заинтересованы выпускники школ, претендующие на повышенные баллы.

Определение целей и результатов обучения

Второй ключевой момент для новой программы обучения и преподавателя – определение целей подготовки. Она строится на основе потребностей аудитории. Как только удастся понять, чего хотят слушатели, можно приступать к планированию курса, составить его описание, начать продвигать и рекламировать.

Другой ключевой момент – оценка результатов обучения. Применение стандартной формы выставления отметок у большинства учеников вызывает малоприятные ассоциации. Поэтому преподаватели чаще всего от них отказываются. Несмотря на это, отслеживать прогресс каждого слушателя необходимо как ему самому, так и педагогу. Создание проекта хорошо справляется с этой задачей. По нему можно увидеть как итог всей работы обучающегося (после прохождения курса), так и узнать промежуточный результат подготовки.

Проработка программ курса

Даже полностью отвечающая всем потребностям заказчика программа не будет пользоваться большим спросом, если она плохо скомпонована. Учебный материал должен быть интересен и легок для восприятия. Поэтому его разбивают на модули, в каждом из которых должно присутствовать по несколько видеоуроков, объединенных в один тематический раздел. Таких подтем может быть до 10 штук.

По данным проведенных исследований оптимальная продолжительность одного урока не должна превышать 10–15 минут. Именно в течение этого времени мозг в состоянии эффективно усваивать новую информацию.

Помимо уроков в модуль следует включить блок заданий для слушателей (тесты, задачи, кейсы и пр.). Их результат позволит проверить, насколько хорошо ученики усвоили материал, и выявить моменты, которые следует повторить.

Чтобы сделать программу курса более наглядной, в нее дополнительно включают чек-листы или мини-презентации по каждой теме или модулю. В них в максимально сжатой (в идеале – в графической) форме приводят ключевые моменты раздела.

Подготовка учебных материалов

Основа онлайн-курса – учебные материалы, которые и составляют его наполнение. В них наряду с текстовой информацией (конспектом лекций, электронными книгами) должны присутствовать презентации (помогают лучше запомнить тему), тесты или другие формы заданий для учеников. Они дополнят уроки и сделают их более эффективными. Этот контент можно включить в основу курса или использовать в виде раздаточного материала. Удобнее всего записать их в «облако» и сбрасывать ученикам ссылку по мере необходимости.

Презентации

Самый простой способ помочь ученику понять и запомнить сложную информацию – представить ее в виде презентации. Согласно проведенным исследованиям через 3 дня обучающиеся вспоминают на 55% больше материала, если он был изложен в визуальной форме. В то время как устный доклад позволяет усвоить лишь 10% материала.

Создать такой вид учебного контента можно при помощи обычного компьютера или ноутбука с установленной программой PowerPoint. При желании преподаватель курсов может воспользоваться более «продвинутыми» конструкторами – CourseLab, Quiz Maket.

«Правильная» презентация:

  • не перегружена текстом;
  • содержит только ключевую, важную информацию по теме;
  • не имеет сложных формулировок;
  • содержит выровненный по левому краю текст (иная центровка приведет к появлению неаккуратных пробелов);
  • максимально иллюстрирует скучный учебный материал;
  • содержит голосовые пояснения слайдов;
  • имеет счетчик слайдов (или навигацию по необходимости);
  • подкреплена фактами и цитатами.

Чтобы «отфильтровать» текст презентации от стоп-слов и повысить простоту его восприятия, можно воспользоваться такими онлайн-сервисами как «Тургенев», «Главред» или Copywritely.

Тесты

Эффективно преподавать на курсах невозможно без проверки знаний слушателей. Самый простой способ сделать это при дистанционном обучении – использовать тесты. Многие образовательные онлайн-платформы имеют встроенные конструкторы для их создания и загрузки в нужный модуль программы.

Преподаватель на курсах может использовать 2 вида тестов – аттестационные и обучающие. Первые предназначены для оценки знаний ученика. Они ограничены по времени, дают одну попытку на ответ. Вторые помогают лучше запомнить пройденный материал. Время на выполнение обучающих тестов не лимитируется. Каждый неправильный ответ сопровождается пояснением ошибки и предлагает слушателю сделать еще одну попытку.

Определившись с тем, какую задачу должен решить тест, нужно продумать типы вопросов. Возможны следующие варианты:

  • выбор одного ответа (или нескольких) из списка предложенных;
  • введение правильного ответа в пустое поле;
  • определить, верно или неверно утверждение, приведенное в вопросе;
  • расстановка пунктов в верной последовательности;
  • выбор соответствия;
  • заполнение пропусков и др.

Текст вопросов в тестах лучше излагать простым и четким языком, он не должен содержать повторов или каких-либо неточностей. В противном случае это снизит его КПД и объективность полученных результатов.

Оптимальной длиной теста считается 25–30 заданий. Однако лучше загружать в модель в 2-3 раза больше вопросов, а ученику выгружать в случайной последовательности уже требующееся количество. В зависимости от сложности, на их выполнение нужно отводить от 10 до 30 минут.

Еще одна задача, которую должен решить преподаватель онлайн-курсов – определить проходной балл для теста. Единого критерия не существует. Все зависит от поставленных задач. К примеру, в обучающих заданиях можно установить более низкий порог на уровне 60–70 баллов, в то время как аттестационная проверка должна выявить у слушателя почти полное усвоение учебного материала.

Текстовые учебные материалы

Задача текстового учебного материала – донести до слушателя максимально возможный объем полезной информации. Формальный, книжный язык трудно воспринимается аудиторией. Поэтому лучше в уроках использовать более близкий ученикам разговорный стиль (не злоупотребляя жаргонами).

Для улучшения восприятия информации преподаватели онлайн-курсов прибегают к следующим приемам:

  • рассказывают истории, лучше помогающие понять тему;
  • помещают людей в сценарии в наглядно иллюстрирующие урок примеры;
  • избегают сложных слов и длинных предложений;
  • не используют слишком большой объем информации, т.к. существует предел, который в состоянии запомнить среднестатистический человек;
  • не включают в программу то, что ученики уже знают, или ту информацию, которая им не пригодится.

Плюс к этому текстовые учебные материалы должны быть хорошо структурированы, содержать списки, таблицы и прочие графические элементы.  Представленная в таком виде информация будет лучше усваиваться и запоминаться.

Запись курса

После того как детально проработана программа курса, можно приступать к его записи. Для этого потребуется следующий минимальный набор оборудования:

  • ноутбук или стационарный компьютер с веб-камерой;
  • наушники;
  • микрофон;
  • доступ к быстрому и бесперебойному интернету;
  • помещение с нейтральным фоном и без громких звуков;
  • виртуальная интерактивная или стандартная доска.

Из программного обеспечения пригодятся встроенные в Windows инструменты: PowerPoint, World (или его онлайн-заменитель Google Docs), Excel, а также Camtasia, Skype, Zoom и пр. Дополнительно можно использовать электронные версии учебников, загружать созданный контент на хостинге Google Drive, прорабатывать эскизы учебных плакатов при помощи сервиса Padlet. Дизайн сайта онлайн-школы можно спроектировать на платформе Miro (Realtime Board).

Загрузка курса на онлайн-платформу

Полностью готовую учебную программу можно разместить в сети одним из двух способов:

  1. Создать сайт собственной онлайн-школы. Однако в этом случае придется потратить немало средств на его продвижение и привлечение внимания потенциальных слушателей.
  2. Воспользоваться онлайн-платформой для размещения курсов. В сети их существует большое количество. Но наиболее популярны из них Stepik, GetCourse, eTutorium, iSpring, Gurucan и др.
Таким образом, чтобы стать преподавателем онлайн-курсов, придется проделать огромную работу. Начинать нужно с проработки идеи самой программы. Как только будет найдено интересное слушателям направление, приступают к созданию учебного материала, который можно разместить на одной из образовательных платформ или собственном сайте.

Автор статьи:

Материал обновлен: 30.01.2024 г.

Отзывы и обсуждения