Содержание
Рынок онлайн-образования в России
Необходимость изоляции и ограничения контактов с другими людьми вызвала резкий рост интереса к онлайн-образованию во всем мире. Россия в этом вопросе не стала исключением. За «ковидный период» EdTech-индустрия показала взрывную динамику в 30–35%. Отчасти это было обусловлено «эффектом низкой базы» (доля виртуального обучения в РФ изначально была маленькой). По прогнозам экспертов в будущем намеченная тенденция сохранится, хотя темпы прироста немного снизятся.
Из-за высокой востребованности разработка курсов дистанционного обучения стала доходным бизнесом. В этой области появилось много стартапов и новинок. Обострение конкуренции способствовало повышению качества удаленной подготовки.
Сравнительная динамика российского рынка дистанционного образования отражена в таблице (источник материалы исследования Высшей школы экономики).
Показатель | Данные 2016 года | Данные 2021 года | ||
---|---|---|---|---|
в млрд. руб. | в % | в млрд. руб. | в % | |
Доля онлайн-образования в общем объеме рынка | 20,7 | 1,1 | 53,3 | 2,6 |
Прирост дополнительного профобразования | 7 | 6,7 | 11 | 10,9 |
Прирост среднего профобразования | 0,6 | 0,4 | 1,8 | 1 |
Динамика языкового обучения | 1,55 | 5,8 | 3,9 | 15,9 |
На момент проведения исследования численность учащихся онлайн-курсов составила 17,2 млн. человек и продолжает расти.
Несмотря на положительную динамику, рынок онлайн-курсов в РФ сталкивается с рядом проблем. Самые значительные из них – следующие:
- Технические сбои. Из-за отсутствия единой технологии проведения занятий педагогам для урока приходилось объединять WhatsApp, Zoom, Discord и пр. Но с 2020 года ведутся активные поиски решения этой проблемы. Примерами цифровых продуктов, позволивших оптимизировать техническую часть онлайн-образования, стали платформы «Сферум» от Ростелекома и Mail.ru Group, «Учи.ру», «Моя школа» (ее разработка должна скоро завершиться), рабочая тетрадь Skysmart, «Яндекс. Учебник», «Яндекс. Практикум» и др.
- Консолидация рынка. Хотя организация онлайн курсов привлекает огромное число новых разработчиков, по факту у игроков, уже давно работающих в области образования, оказывается больше ресурсов для продвижения своих продуктов. Речь идет не только об отсутствии клиентской базы и малой известности, но и о нехватке квалифицированных и компетентных кадров. Все это создает новичкам колоссальные сложности в завоевании доверия аудитории.
- Отсутствия стандартов онлайн-обучения. Для решения проблемы активно ведутся переговоры владельцев крупных онлайн-школ с государственными структурами, отвечающими за сферу образования. В перспективе планируется внедрить систему общих экзаменов и модель Revenue Share, когда разработчик курсов будет получать доход не за проведенные часы занятий, а за то, насколько усвоенные на них знания позволят клиенту повысить его заработную плату.
Несмотря на существующие проблемы, эксперты прогнозируют дальнейший рост рынка онлайн-образования в России. Он еще далек от верхних границ и имеет серьезный потенциал для роста.
Определение темы курса и анализ целевой аудитории
Без проведения предварительных маркетинговых исследований ни один идеально проработанный онлайн-курс не найдет своего потребителя. Первое, с чего следует начать, – обозначить круг востребованных у аудитории направлений и выбрать нишу, в которой предполагается проведение дальнейших работ.
Разработчику онлайн-курса нужно ответить на следующие вопросы:
- Какие образовательные программы могут быть интересны потенциальным клиентам?
- Какие цели преследуют слушатели курса?
- Насколько они готовы продолжить свое обучение?
- Каков их базовый уровень подготовки?
Для решения первой задачи можно воспользоваться статистикой поисковых систем (самый простой вариант – Яндекс.Метрика или ГуглАналитикс). Анализ запросов пользователей – один из самых информативных показателей интереса направления обучения для потенциальной аудитории.
Оценка целевой аудитории также имеет первостепенное значение. Знание их первоначального уровня поможет лучше преподнести учебный материал, исключить непонимание тем, занятия с лишней информацией. Кроме того, это позволит выстроить урок, который будет максимально адаптирован под профессиональные цели слушателя.
Разработка учебной программы может быть ориентирована на частных потребителей (В2С–сфера) и на корпоративных клиентов (В2В). Но чтобы курс оказался интересным, тема должна быть не только актуальной, но и уникальной. По этой причине стоит дополнительно провести конкурентный анализ. Это поможет сформировать более адекватную картину рынка и спрогнозировать успех образовательного стартапа.
Выбор формата курса
Требования к наполнению курсов постоянно растут. Если раньше главным критерием было наличие в учебном материале ценной для клиента информации, сейчас ожиданий больше. Он должен быть понятным, лаконичным и четким. Немалое значение имеет и формат проводимых занятий. Тут возможны следующие варианты:
- Видеолекции. Запись онлайн-курсов – традиционный тип удаленных занятий, который способен как привлечь, так и оттолкнуть клиента. С одной стороны – это самый подходящий способ донести до слушателя нужный материал. Но, если он окажется затянут по времени или будет нести только сухую информацию, курс станет мало востребован. Такой же эффект дадут плохое качество картинки и звука. Оптимальная продолжительность видеолекции – 20 минут. Хорошо воспринимаются визуальные вставки (презентации, графики, схемы, примечания).
- Вебинары. Они не должны проходить в форме лекций. Необходимо включать слушателей в учебный процесс, т.к. эффективность пассивного обучения не бывает высокой. При помощи вебинаров можно мотивировать ученика, помочь ему приобрести практические навыки. В такую форму занятий хорошо вписываются квесты, ролевые игры, дебаты и прочие тренинги.
- Видеоконференции. Еще одна эффективная форма обучения, через которую можно максимально вовлечь слушателя в учебный процесс, совместно обсудить проблемные области, провести мозговой штурм, ну и, конечно, выслушать мнение эксперта.
Создание онлайн-курса предполагает, что в нем должны быть грамотно переплетены разные форматы занятий. Ни одна даже идеально поданная теория не будет работать, если не вовлечь слушателя в живое общение. Этого можно добиться на вебинарах или видеоконференциях.
При разработке онлайн-курсов не стоит ограничиваться только перечисленными формами. Среди отдельных групп слушателей могут оказаться популярны аудиолекции и другие типы занятий.
Выбор платформы для создания онлайн-курса
Для создания собственного образовательного контента не обязательно содержать целый сайт. Упростить задачу поможет платформа для разработки онлайн-курсов. В сети достаточно много подобных сервисов. Но наибольшего внимания заслуживают площадки, перечисленные в таблице.
Название платформы | Преимущества платформы | Недостатки платформы | Стоимость аренды платформы, руб. * |
---|---|---|---|
Stepik |
|
|
от 2900 в месяц |
GetCourse |
|
|
от 2533 в месяц |
eTutorium |
|
|
от 4256 в месяц |
* При помесячной оплате стоимость аренды платформы, как правило, обходится дороже. Чтобы существенно сэкономить, лучше делать платеж сразу за год.
Каждая платформа для онлайн-курсов предлагает пользователям возможность бесплатно протестировать систему (обычно в течение 14 дней). Кроме перечисленных существуют и другие площадки. Большая их часть предлагает упрощенный набор функций – например, только разместить имеющийся учебный материал на сайте. Однако самый идеальный вариант – разработка дистанционных курсов «под ключ». Получить такие услуги можно на следующих площадках:
- издательство «Лекториум»;
- уже рассмотренная ранее платформа eTutorium;
- продюсерский центр Digital Experts и т.д.
Эти компании готовы полностью организовать разработку учебных курсов. С их помощью можно открыть собственную онлайн-школу или размещать первоклассный обучающий контент на популярных образовательных платформах. Стоимость таких услуг в зависимости от сложности и расценок разработчиков может варьироваться от 4 000–5 000 до 1 000 000 рублей.
Площадки для размещения курсов
Открытие курсов лучше проводить на базе крупных образовательных площадок. Примеры названий таких онлайн-библиотек:
- Stepik;
- Универсариум;
- GetCourse;
- Лекториум;
- Открытое образование;
- iSpring;
- Edulance и др.
У каждого из них есть свои сильные и слабые стороны. Но в целом на любой платформе можно организовать полноценное проектирование онлайн-курсов.
Запуск и продвижение онлайн-курса
В конечном счете, организация курсов обучении направлена на получение прибыли. А она не появится, если продукт не будет интересен потребителю. Привлечь их внимание можно при помощи рекламы. В сфере e-learning хорошие результаты дают следующие мероприятия:
- реклама онлайн-курсов в поисковых системах;
- проведение промоакций со скидками и предложениями бесплатно пройти курс;
- продвижение онлайн-курсов в социальных сетях;
- партнерские программы и реферальные ссылки, контекстная реклама;
- реклама на билбордах, по радио и телевидению (если позволяет бюджет).
Разработка курсов должна предполагать, что каждый из них будет состоять как минимум из 2 страниц. Это необходимо для решения маркетинговых задач. Назначение первой части сайта – дать пользователю общую информацию о направлении подготовки, заинтересовать его и заставить подать заявку. Вторая страница должна фактически обрабатывать запрос потенциального слушателя, а при необходимости отвечать на возникшие у него вопросы.
Для продвижения курса можно использовать следующие приемы:
- Бесплатное пробное занятие. Это позволит лучше понять, подходит ли тема пользователю для изучения. До потенциального клиента доводят информацию обо всех особенностях обучения и результатах, которое оно дает.
- Акцентирование внимания на качестве подготовки. Преимуществом могут служить квалификация и профессиональный опыт педагога, использование новейших прогрессивных методик и пр.
- Указание базовых требований к слушателю. В описании программы курса имеет смысл прописать, каким изначальным багажом знаний должен обладать ученик, какие меры приняты, чтобы материал легче усваивался (малые группы, разбивка на более сильные и слабые подгруппы и пр.). Хороший эффект дают гарантия постоянной помощи педагога или обещание возврата денег, если обучение не даст ожидаемого результата.
Ошибка многих курсов онлайн-обучения в том, что они не указывают стоимость подготовки на сайте. Потенциальный клиент должен сразу видеть ценовой ориентир и что он получит за свои деньги (удобство, скорость освоения новой информации, уверенность в приобретенных знаниях).
Таким образом, разработка онлайн-курсов – трудоемкий процесс. Чтобы информационный продукт пользовался спросом, необходимо предварительно изучить рынок, проанализировать потребности потенциальной аудитории и выбрать наиболее подходящий формат занятий. Далее их нужно прорекламировать. Однако есть способ упростить задачу – организовать запуск онлайн-курсов через специальные образовательные платформы. С их помощью можно автоматизировать многие рутинные процессы и получить доступ к широкой аудитории потенциальных слушателей.