Техносферная безопасность (аспирантура)
20.06.01 Техносферная безопасность
Квалификация: исследователь; преподаватель-исследователь
Содержание
Чем занимаются аспиранты и выпускники
Окончившему курс и защитившему диссертацию аспиранту присваивается квалификация преподавателя-исследователя и степень кандидата технических наук. Выпускники могут работать в высших и средних учебных заведениях: вести лекции, семинары, проводить лабораторные работы, курировать учащихся по профильным и смежным дисциплинам – а также продолжать заниматься наукой в НИИ и на предприятиях.
Основная задача профессиональной деятельности – обеспечение безопасности человека в техносфере без вреда для окружающей среды.
Специалисты рассчитывают риски, разрабатывают средства и технологии защиты на производстве, формируют комфортные рабочие условия.
Навыки
В ходе обучения аспиранты развивают общекультурные компетенции, которые нужны для формирования умения взаимодействовать с коллективом, принимать самостоятельные решения, критически мыслить, оценивать результаты работы. Практика и научное исследование направлены на формирование профильных компетенций.
К ним относятся:
- создание комфортных для жизни и деятельности человека условий в рамках техносферы;
- снижение производственных рисков;
- сохранение здоровья работников за счет использования средств и технологий защиты;
- предупреждение антропогенных катастроф;
- проектирование безопасных технологических процессов;
- разработка методов и средств спасения человека.
Кроме того, пройдя курс аспирантуры, выпускники приобретают все необходимые навыки для ведения занятий в высшей школе.
Из чего состоит учебный план
Программа курса разбита на четыре блока:
- изучение дисциплин – общих (базовых) и профильных (вариативных);
- практика – педагогическая и профессиональная;
- научное исследование – подготовка и написание диссертации;
- государственная итоговая аттестация – сдача экзаменов и защита работы.
Аттестация проходит в конце обучения. Студенты могут отказаться от защиты диссертации. В этом случае степень не присваивается.
Дисциплины
Аспиранты получают знания, необходимые для ведения научной, преподавательской и профильной деятельности.
Вне зависимости от выбранной программы изучаются теория педагогики и психологии высшей школы, иностранный язык, методология, организация исследований, история и философия науки. Прикладные навыки отрабатываются на практике.
В зависимости от направленности программы в блоке профессиональных дисциплин аспиранты могут изучать:
- системы обеспечения безопасности труда на производстве;
- защиту от шума и вибрации на производстве;
- законодательство об охране труда;
- методы определения показателей пожарной опасности материалов;
- обеспечение оптимальных параметров производственной среды;
- государственное управление охраной труда;
- проблемы биологического действия электромагнитных полей;
- мониторинг аварийности, производственного травматизма;
- безопасность в чрезвычайных ситуациях в строительстве.
Практика
ФГОС относит педагогическую практику к обязательной части программы. Студенты направляются в структурные подразделения собственного университета или в другие высшие и средние профессиональные учебные заведения. За время стажировки отрабатываются навыки организации лекций, семинаров и лабораторных по профильной дисциплине.
Профессиональная практика посвящена выполнению прикладной части диссертации. В зависимости от темы студенты выявляют причины потенциальной опасности на производстве, проводят эксперименты, мониторинг аварийности, разрабатывают проекты по улучшению условий техносферы. Для этого аспиранты отправляются в лаборатории, на заводы, объекты, связанные с опасностью труда.
Куда пойти учиться
Окончить курс аспирантуры по специальности «техносферная безопасность» предлагают десятки вузов страны. Кроме того, учиться можно на базе некоторых НИИ. Примеры образовательных учреждений:
- МИРЭА – Российский технологический университет;
- Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»;
- Российский университет дружбы народов;
- Национальный исследовательский московский государственный строительный университет;
- Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана;
- Санкт-Петербургский государственный аграрный университет;
- Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна;
- Южно-Уральский государственный университет;
- Уральский федеральный университет имени Б. Н. Ельцина;
- Томский политехнический университет;
- Казанский национальный исследовательский технологический университет;
- Челябинский государственный университет;
- Калининградский государственный технический университет;
- Ухтинский государственный технический университет;
- Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева.
Стоимость обучения: 100–290 тысяч рублей в год.
Программы
Аспиранты изучают риски на различных производствах, отраслевую охрану труда, технологии пожарной безопасности. Примеры образовательных программ:
- Охрана труда в машиностроении (МГТУ им. Н. Э. Баумана);
- Техносферная безопасность и природообустройство (СПбГАУ);
- Охрана труда (ЮУрГУ, УрФУ);
- Наземные комплексы, стартовое оборудование, эксплуатация летательных аппаратов (МГТУ им. Н. Э. Баумана);
- Охрана труда нефтяной и газовой промышленности (УГТУ);
- Пожарная и промышленная безопасность в машиностроении (МГТУ им. Н. Э. Баумана).
Экзамены для поступления
Аспиранты зачисляются на курс после успешной сдачи вступительных экзаменов: иностранного языка, философии и специальной дисциплины. Кроме того, может проводиться конкурс портфолио, в которых абитуриенты могут собрать сведения о научных публикациях, представить сертификаты об окончании курсов, дипломы, патенты и т. д. Порядок поступления и список вопросов узнавайте на сайте или в приемной комиссии интересующего вуза.
Формы обучения
Вне зависимости от формы обучения объем программы составляет 240 зачетных единиц. По государственному стандарту очный курс длится четыре года, включая каникулы. Аспирантам, обучающимся заочно, этот срок продлевается на 6-12 месяцев.
Кем работать
Выпускники аспирантуры по специальности «техносферная безопасность» работают инженерами по охране труда в различных учреждениях. В специалистах нуждаются нефтегазодобывающие предприятия, пожарные части, промышленные заводы. Также аспиранты могут устроиться преподавателями в вузы и колледжи, научными сотрудниками в НИИ.