Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта (аспирантура)
26.06.01 Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта
Квалификация: исследователь; преподаватель-исследователь
Содержание
Чем занимаются аспиранты и выпускники
После сдачи выпускного экзамена аспирантам присваивается квалификация преподавателя-исследователя, после защиты ВКР (диссертации) – степень кандидата технических наук. Молодые исследователи и ученые могут проводить лекции, семинары, лабораторные по профильным и смежным дисциплинам в университетах и колледжах.
Также выпускники аспирантуры занимаются разработкой новых технологий строительства и совершенствования кораблей, оборудования, морской и речной инфраструктуры или проектированием судов различного назначения.
Навыки
В соответствии с паспортом компетенций выпускники аспирантуры обладают критическим мышлением, способны грамотно вести научные изыскания, правильно интерпретировать результаты, давать экспертную оценку. Кроме того, к последнему курсу студенты умеют:
- проектировать судовые двигатели, системы, оборудование;
- эксплуатировать морские и речные пути, использовать объекты инфраструктуры водного транспорта и флота;
- обеспечивать судоходство навигацией;
- изучать мировой океан в интересах морского транспорта;
- обеспечивать безопасность судов и водных путей.
Что входит в программу
Учебный план состоит из четырех блоков:
- теоретические модули – базовые и вариативные;
- практики – педагогическая и экспериментальная;
- научное исследование – подготовка к диссертации;
- государственная итоговая аттестация – сдача экзаменов и защита.
Большее количество учебного времени отводится на практики и научное исследование.
Дисциплины
К базовой части относятся общие для всех направлений подготовки дисциплины: иностранный язык, педагогика, психология, история и философия науки, организация и методология исследований. Набор специальных модулей зависит от выбранной образовательной программы.
Студенты могут изучать:
- принцип действия, состав и основные показатели судовых энергетических установок;
- морские и внутренние водные пути;
- прикладную гидромеханику;
- методы защиты судовых энергетических установок от шума и вибраций;
- гидроакустические поисковые приборы;
- гидротехнические сооружения;
- испытание и надежность энергетических установок.
Практика
За время научно-производственной практики студенты выполняют прикладную часть диссертационной работы. К ней могут относиться испытания, внедрение инноваций в технологический процесс, создание моделей и образцов. Для этого аспиранты отправляются в НИИ, порты, конструкторские бюро. Педагогическая практика по государственному стандарту обязательна.
Студенты отрабатывают навыки планирования, организации лекций, семинаров, лабораторных работ. Базой для стажировки становятся высшие и средние профессиональные учебные заведения.
Куда пойти учиться
Примеры учебных заведений:
- Санкт-Петербургский государственный морской технический университет;
- Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова;
- Государственный морской Университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова;
- Мурманский государственный технический университет;
- Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова.
Стоимость обучения: 80–280 тысяч рублей в год. Есть бюджетные места.
Программы
Примеры программ, которые предлагают вузы:
- Технология судостроения, судоремонта и организация судостроительного производства (МГТУ, ГУМРФ, СПбГМТУ);
- Эксплуатация водного транспорта, судовождение (МГТУ, ГУМРФ, ГУМ им. Ушакова);
- Судовые энергетические установки и их элементы (главные и вспомогательные) (САФУ, ГУМРФ, СПбГМТУ, ГУМ им. Ушакова);
- Водные пути сообщения и гидрография (ГУМРФ);
- Теория корабля и строительная механика (СПбГМТУ);
- Проектирование и конструкция судов (СПбГМТУ).
Экзамены для поступления
Для зачисления на курс сдаются три вступительных экзамена: иностранный язык, философия и специальная дисциплина, соответствующая выбранному профилю. Проверяются знания в области судостроения, принципа действия и структуры энергетических установок, гидрогазодинамики, экологической безопасности.
Полный список вопросов выкладывается на сайте вуза. Кроме того, университеты проводят конкурс портфолио, оценивая предыдущие достижения абитуриентов (научные публикации, патенты, победы в конкурсах на гранты и т. д.)
Формы обучения
На очном курсе студенты согласно ФГОС учатся четыре года, на заочном – на 6–12 месяцев дольше. За это время осваивается 240 зачетных единиц.
Кем работать
Выпускники устраиваются преподавателями, руководителями проектов, главными инженерами. Местами работы становятся университеты, НИИ, порты, судостроительные и ремонтные предприятия. Бывшие студенты могут заниматься педагогической деятельностью, научными изысканиями, конструированием.