Техника и технологии наземного транспорта (аспирантура)
23.06.01 Техника и технологии наземного транспорта
Квалификация: исследователь; преподаватель-исследователь
Содержание
Чем занимаются аспиранты и выпускники
Направление связано с изучением теории движения, проектированием, испытанием и эксплуатацией наземного транспорта различного назначения. Аспиранты конструируют тракторы, комбайны, экскаваторы, грузовики и отдельные их элементы, организуют перевозки, а также разрабатывают новые технологии увеличения эффективности техники.
Выпускникам присваивается квалификация преподавателя-исследователя, после защиты диссертации – и степень кандидата технических наук.
Навыки
В соответствии с паспортом компетенций выпускники-аспиранты обладают критическим мышлением, придерживаются этических норм, способны планировать личное и профессиональное развитие, владеют культурой научного исследования в сфере техники. Также к концу курса студенты должны уметь:
- создавать образцы техники наземного транспорта разного назначения;
- разрабатывать методы и средства испытаний, контроля качества объектов наземного транспорта, отдельных деталей и систем;
- преподавать профильные и смежные дисциплины в университетах и колледжах;
- составлять нормативно-техническую документацию.
Выпускники продолжают учиться самостоятельно: следят за инновациями в сфере, осваивают недостающие для работы навыки и новые методы исследования, перенимают опыт коллег.
Что включает учебный план
Программа состоит из четырех блоков:
- теоретические модули – базовые и вариативные дисциплины;
- практики – педагогическая и научно-производственная;
- научное исследование – подготовка к диссертации;
- государственная итоговая аттестация – сдача экзаменов и защита работы.
Больше всего времени в учебном плане отведено прохождению практик и подготовке диссертационной работы. Объем этих двух блоков – 201 зачетная единица.
Дисциплины
Студенты учатся преподавать в высшей школе, заниматься научными изысканиями, конструировать технику в целом и отдельные ее детали. Для этого изучаются общенаучные и узкопрофильные дисциплины. К первым относятся педагогика и психология, иностранный язык, теория и методология экспериментальных исследований, информационные технологии в образовании, история и философия науки. Вторая часть теоретических модулей включает профессиональные дисциплины, соответствующие выбранной программе.
Что могут изучать аспиранты:
- современные проблемы экономики;
- управление качеством;
- эксплуатацию автомобильного транспорта;
- обеспечение безопасности АТС;
- экологические проблемы автомобильного транспорта;
- специализированный подвижной состав;
- технологии ИИ в управлении производственными процессами;
- диагностическое обеспечение ТЭА;
- обеспечение надежности АТС в эксплуатации.
Практика
Согласно ФГОС студенты обязательно проходят педагогическую практику на базе высшего или среднего учебного заведения, в том числе собственного университета. За время стажировки отрабатываются навыки преподавания профильных дисциплин: планирование и организация лекций, семинаров, лабораторных работ, взаимодействие с взрослой аудиторией.
Научно-производственная практика посвящена подготовке прикладной части диссертации. Аспиранты проверяют гипотезы, проводят испытания, изучают и совершенствуют технологические процессы. Для этого студенты взаимодействуют с НИИ, предприятиями машино- и приборостроения, автомобильными заводами.
Куда пойти учиться
Для поступления в аспирантуру по специальности «техника и технологии наземного транспорта» можно выбрать вуз или НИИ. Примеры, куда подать документы:
- Российский университет дружбы народов;
- Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет;
- Мурманский государственный технический университет;
- Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых;
- Южно-Уральский государственный университет;
- Уральский государственный лесотехнический университет;
- Тихоокеанский государственный университет;
- Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева;
- Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова;
- Пензенский государственный университет архитектуры и строительства.
Стоимость обучения – от 90 до 300 тысяч рублей в год.
Программы
Профили могут быть ориентированы на проектирование определенной техники, создание машин специального назначения, разработку инноваций, повышающих производительность. Наиболее популярная программа направления – «Эксплуатация автомобильного транспорта» (РУДН, СПбГАСУ, МГТУ, ВЛГУ, ЮУрГУ).
Аспиранты учатся совершенствовать технологии и системы перемещения пассажиров и грузов с целью повышения их эффективности и снижения себестоимости. Для этого проводятся исследования производительных качеств автотранспортных и вспомогательных средств, осваиваются навыки технического обслуживания, сервиса, ремонта, обеспечения безопасности и работоспособности.
Какие экзамены нужны для поступления
Для зачисления на курс абитуриенты сдают два вступительных экзамена: иностранный язык и специальную дисциплину, соответствующую выбранной программе. На профессиональном испытании проверяются знания в области эксплуатации транспорта, автомобильных перевозок, организации и безопасности дорожного движения. Кроме того, может проводиться конкурс портфолио.
Формы обучения
Программа «весит» 240 зачетных единиц. Этот объем осваивается за четыре года в очной и за 4,5 –5 лет в заочной форме обучения.
Кем работать
Аспиранты работают в профильных вузах, колледжах, НИИ, на заводах, предприятиях автомобильной, машино-, и приборостроительной промышленности. Молодые исследователи и ученые занимают должности преподавателей, научных руководителей, главных инженеров.